После двух лет, в течение которых TomTom возглавляла рейтинг крупнейших в мире поставщиков мобильных навигационных устройств с отрывом в несколько процентов, по итогам второй четверти нынешнего года ее немного, но обогнала Garmin. Об этом говорится в отчете, подготовленном специалистами Canalys.
Стоит отметить, что подсчеты исследователей касаются всех мобильных устройств, применяемых для пошаговой навигации на дорогах, со встроенным GPS и бортовым программным обеспечением, включая не только PND (портативные навигационные устройства), например, TomTom GO range и Garmin navi, но также смартфоны, КПК и тому подобное.
Как указывают аналитики Canalys, совокупный общемировой объем поставок во II квартале 2007 года была равен 7,448 млн единиц. Это почти на 2 млн штук больше, чем тремя месяцами ранее, и на целых 116 % выше, чем было во второй четверти 2006 года.
Как отмечают исследователи, сложно найти другую область индустрии высоких технологий, которая была бы столь же динамична и росла так же быстро, как сектор навигации. Принимая во внимание нынешний рост рынка, по-прежнему имеющийся здесь потенциал, быстрое развитие аппаратного и программного обеспечения, а также количество игроков, борющихся за долю на рынке, легко понять, почему здесь в настоящее время наблюдается столь высокая активность в области слияний и поглощений и почему к этому бизнесу проявляется такой интерес.
Европа по-прежнему остается крупнейшим регионом-потребителем. По итогам апреля-июня нынешнего года, указывается в отчете Canalys, здесь было реализовано около 60 % от всех проданных в мире устройств, причем в годовом исчислении рост здесь равнялся 82 %. В то же время в США рост за тот же период без малого в 300 % означает, что европейские вендоры начинают ощущать влияние конкуренции со стороны Северной Америки. Эту конкуренцию иллюстрирует, например, то, что Garmin, взлетевшая во II квартале на вершину общемирового рейтинга, со своими почти 25 % менее чем на 1 % обгоняет ближайшего преследователя TomTom. При этом, впервые с первой четверти 2005 года не TomTom, а какая-то другая компания лидирует на рынке. Аналитики также подчеркивают, что сейчас на долю Северной Америки приходится свыше четверти от общемирового объема продаж по сравнению с всего лишь 15 % годом ранее.
Следует обратить внимание, что поставки и Garmin, и TomTom росли быстрее среднерыночных показателей, и оба вендора нарастили свои доли на рынке как в годовом, так и в квартальном исчислении. У занявшей третьем место Mio Technology продажи увеличились также существенно на 135 % по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Причем у всех трех компаний быстрее всего росли продажи в в ЕМЕА, Северной Америке, а также Азии и Океании. Но занявшая четвертое место Magellan показала головокружительный результат ее рост поставок увеличился за год на 584 %, главным образом благодаря успехам компании в США, где она стала «номером два», вслед за Garmin.
По мнению исследователей, навигационная отрасль меняется буквально на глазах. Фундаментальное значение имеет, естественно, географическое расширение картографических данных, но происходят также серьезные изменения в области технологий и бизнес-моделей. К примеру, Nokia уже начала активно продвигать сотовые аппараты с поддержкой GPS, такие как, к примеру, N95, равно как и свои пакеты навигационных решений, и сейчас она расположилась ненамного далее первой пятерки вендоров.
Несмотря на то, что сегодня конвергентные устройства, например, смартфоны, занимают всего лишь 6 % от всего объема продаж мобильных навигационных устройств, у недалеком будущем они могут нанести сокрушительный удар по поставщикам PND, на долю которых приходится 90 % рынка. При этом поставщики PND и сами переходят к продажам подключаемых устройств, чтобы обеспечить возможность загрузки генерируемого пользователями контента, а также обновлений карт, информации о трафике на дорогах и т. д. В то же время переход к подключаемым устройствам влечет за собой изменения в канале продаж и пользователях, крайне неохотно подписывающихся на услуги передачи данных. В этой связи аналитики считают, что вероятным сценарием развития в ближайшие годы станет более тесная конвергенция между мобильным телефоном и отраслью навигации. Так, многие европейские операторы сотовой связи активно инвестируют в развитие услуг на базе местоположения (LBS) и предложения в области навигации. Специалисты Canalys прогнозируют, что по мере того как все большее количество вендоров мобильных терминалов будет выходить на рынок GPS, а вендоры PND начнут яснее показывать преимущества подключаемых устройств, операторы будут быстрее и быстрее вводить все более совершенные навигационные решения и LBS. Но есть одна проблема: если вы строите сад и перегораживаете его стеной, вы не можете видеть как изменяется ландшафт за стеной по прошествии какого-то количества лет, пока стена не упадет на вас, отмечается в отчете Canalys.