Завьялов Ю.А. Об опыте работы Воронежской области по созданию центров обслуживания граждан и юридических лиц по принципу «одного окна»
Завьялов Ю.А.
Лицензионная палата Воронежской области
В рамках проведения административной реформы администрация Воронежской области с января 2006 г. приступила к реализации проекта по внедрению системы оказания государственных услуг по принципу «одного окна».
Предварительно был изучен опыт субъектов Российской Федерации, в частности, Белгородской области.
В Воронежской области к внедрению системы «одного окна» приступили в сентябре 2005 г. В октябре того же года было создано государственное учреждение «Региональный центр обслуживания граждан и юридических лиц по принципу «одного окна». Организационно-правовая форма государственное учреждение была выбрана с целью минимизации расходов граждан и юридических лиц по оформлению документации.
За период с января 2006 года по сентябрь 2007 года Центром оказано порядка 17 тыс. услуг по различным направлениям, в том числе по наиболее массовым и социально значимым услугам в сфере оформления недвижимости. Причем, юридические консультации оказываются бесплатно.
При обращении граждан или представителей юридических лиц в Центр сотрудники выясняют цель обращения, дают необходимые юридические консультации, предоставляют информацию о порядке, сроках оказания услуги, обязательных платежах и т.д.
В случае, если заявитель принимает решение воспользоваться услугами Центра, то заключается соответствующий договор. Дальнейшее участие заявителя не требуется, так как сотрудники Центра по нотариальной доверенности представляют его интересы в различных органах и структурах, участвующих в оформлении того или иного документа.
С целью внедрения принципа «одного окна» на всей территории области ведется работа по созданию территориальных отделов в муниципальных районах и городах области. На сегодняшний день помимо областного центра ещё в 9 муниципальных образованиях области созданы территориальные отделы (к концу 2008 года планируется создать территориальные отделы в оставшихся 23 муниципальных районах).
Программно-техническое обеспечение системы оказания услуг по принципу «одного окна» предусмотрено целевой программой «Информатизация Воронежской области на 2006-2010 годы».
Порядок оказания услуг планировалось оформлять в виде регламентов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, задействованных в предоставлении конкретных услуг.
Однако на практике возникли определенные трудности, связанные с тем, что деятельность федеральных структур и органов местного самоуправления регламентирована нормативными правовыми актами, которые не предусматривают их участие в создании системы «одного окна» на территории субъекта РФ. Степень участия зависит от позиции руководителя.
Например, с Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области четко определен порядок взаимодействия. Прием документов от представителей Центра осуществляется специально назначенным сотрудником в определенные дни и часы. С ФГУ «Земельная кадастровая палата» достигнута договоренность об обмене информацией в электронном виде, что позволяет сократить общий срок оказания услуги как минимум на месяц.
В большинстве федеральных структур работники Центра представляют интересы граждан и юридических лиц на общих основаниях. Поэтому основной принцип системы «одного окна» значительное сокращение сроков оказания услуг реализован не в полной мере.
Это характерно не только для Воронежской области, но и для других субъектов Российской Федерации, внедряющих систему «одного окна».
В настоящее время в соответствии с решением Комиссии по проведению административной реформы в исполнительных органах государственной власти Воронежской области проводятся мероприятия по разработке программы создания многофункциональных центров в городском округе г.Воронеж и муниципальных районах / городских округах области.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу, что для обеспечения эффективного функционирования системы «одного окна» необходимо принять кардинальные меры на федеральном уровне, в частности:
1. Законодательно закрепить:
порядок предоставления комплексных государственных услуг на территориях субъектов РФ путём чёткой регламентации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, участвующих в оказании государственных услуг («сквозные» регламенты);
право субъектов РФ координировать работу по разработке и согласованию «сквозных» регламентов оказания комплексных государственных услуг;
обязательное участие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в разработке, согласовании и соблюдении «сквозных» регламентов предоставления комплексных государственных услуг.
Регламенты должны устанавливать обоснованные сроки предоставления государственных услуг, обмен информацией в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи.
Необходимо предусмотреть единую систему контроля за исполнением регламентов предоставления комплексных государственных услуг на уровне субъекта РФ.
2. Разработать мероприятия (например, федеральная целевая программа) по автоматизации отдельных административных процедур, обязательному внедрению современных технологий для проведения геодезических работ и работ по межеванию земельных участков, т.к. классические технологии являются трудоёмкими и не поддаются автоматизации (использование спутниковых навигационных систем).
3. Создать единую цифровую картографическую основу на территории субъектов РФ, что позволит устранить разрозненность информационных систем, находящихся в ведении различных организаций.
Источник: Материалы 4-ой Всероссийской конференции «Опыт реализации принципа «одного окна» и создания комплексных геоинформационных систем управления территориями и корпорациями» Цитирумость документа: 1