Покупка NAVTEQ компанией Nokia привела к обвалу котировок акций TomTom
Как сообщает Портал «Исследования и разработки R&D.CNews» со ссылкой на Associated Press, известие о приобретении финской Nokia крупнейшего мирового производителя цифровых карт компании NAVTEQ за 8,1 млрд дол. (см. http://www.gisa.ru/40815.html , Прим. ГИСА) привело к обвалу котировок акций компании TomTom. Последняя специализируется на выпуске автомобильных навигационных систем и приобрела два месяца назад основного конкурента NAVTEQ - компанию Tele Atlas.
Только эти две компании являются единственными в мире поставщиками глобального картографического покрытия, выполненного с высокой (метровой) точностью и с детальным описанием дорожной сети.
Котировки акций TomTom снизились на бирже Амстердама на 5,9% (72,4 дол.). Любпытно, что при этом котировки акций основного «виновника» случившегося - принадлежащей TomTom компании Tele Atlas - сохранили прежние значения.
Обе компании и NAVTEQ, и Tele Atlas - сохраняют высокую степень самостоятельности и, в частности, могут самостоятельно продавать свои продукты на рынке. Вместе с тем, их новые владельцы - Nokia и TomTom соответственно - имеют существенно различные интересы, и они могут привести к растущей специализации принадлежащих им картографических компаний.
По мнению аналитиков Associated Press, покупка NAVTEQ делает потенциально возможным очередной переход TeleAtlas в другие руки - среди заинтересованных в этом компаний называют производителя GPS-приемников Garmin, а также еще более крупных игроков на рынке геосервисов и геопорталов - Google, Yahoo! и Microsoft.
По мнению экспертной группы портала Исследования и разработки R&D.CNews, интерес, проявляемый ведущими игроками на рынке к компании Tele Atlas, может косвенно отражать потребность в переходе к созданию качественно новых картографических и навигационных продуктов - не ограниченных только лишь проезжей частью автомобильных дорог.
Этот шаг, вероятно, уже совершила NAVTEQ - новый уровень взаимодействия между NAVTEQ и Nokia позволит ей сконцентрировать усилия на создании уже не только карт для автомобильной навигации, но и гораздо более полных и информационно насыщенных карт для мобильных телефонов - фактически, «навигаторов для пешеходов».
Можно утверждать, что рынок таких карт существенно шире, чем рынок систем автомобильной навигации, он лучше соответствует потребностям гепорталов и геоинтерфейсов, и за ним - будущее. И в этом случае интерес, проявляемый к компании Tele Atlas, может означать попытки выведения ее с чрезвычайно емкого, но все же узкого рынка автомобильной навигации на решение существенно более масштабных задач, избежав тем самым угрозы диссоциации рынка.