Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№3_2007/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Транспорт «движущая сила» территории. ГИС оптимальная платформа для комплексных решений в области транспорта

В.Ю. Андрианов («ДАТА+»)

Территориальная распределенность транспортных систем делает их идеальным объектом автоматизации посредством геоинформационных систем. Более того, именно ГИС являются оптимальной платформой для комплексных решений в области транспорта, так как пространственная составляющая является естественной основой интеграции различных задач управления транспортной инфраструктурой, расчетных, оперативного управления, навигации и т. д. Тем не менее, по-настоящему комплексных решений в России пока не видно. Это может быть обусловлено и инерцией мышления управленцев, и большим количеством не соорганизованных участников, каждого из которых интересует только своя задача. Поэтому внедрение нашей замечательной ГИС-технологии происходит подобно прорывам на отдельных участках фронта, годами остающегося в целом почти без движения.

Управление имуществом терминальных комплексов

Это, прежде всего, морские порты и аэропорты. Здесь мы «имущество» рассматриваем в более широком смысле, нежели как объект учета основных фондов.

По большому счету, это направление использования геоинформационных систем не так уж сильно отличается от управления имуществом других предприятий. Здесь они являются логическим продолжением традиционных баз данных и учетных систем, дополняя их способностью всесторонне моделировать территориально распределенную инфраструктуру предприятия земельные участки, коммуникации, размещение объектов и т. д. Сочетание графики и традиционной табличной информации для транспортных предприятий особенно ценно, поскольку позволяет наглядно представлять взаимное расположение различных объектов (рис. 1). Чем лучше информированы специалисты, тем более эффективно они могут управлять.
Рис. 1. Использование ГИС для инвентаризации и идентификации объектов недвижимого имущества и сверки их с данными бухгалтерского учета в ОАО «Российские железные дороги» [1]


Создавать такую модель территории целесообразно с помощью современных средств геодезических измерений и, прежде всего, спутникового позиционирования. Использование собственной базовой станции и дифференциальных приемников глобальных навигационных систем (ГНС) позволяет построить модель предприятия с субсантиметровой точностью. Поскольку для навигации транспортных средств также используются ГНС и поправки базовой станции, образуется единая геодезическая основа для решения различных задач предприятия. Такая модель не просто «висит в воздухе» (как, например, в системах автоматизированного проектирования), а вписана в окружающую географическую реальность с ее топографией, экологией, дорожной сетью и т. д.

Современные ГИС позволяют создавать цифровые модели предприятий, намного превосходящие по своим возможностям традиционные бумажные планы. База геоданных ArcGIS (ESRI, Inc., США) позволяет явным образом прописывать пространственные и функциональные связи между объектами, моделировать их поведение. А трехмерная интерактивная визуализация с помощью модуля 3D Analyst существенно облегчает восприятие плана (точнее, уже трехмерной модели) транспортного предприятия. Нельзя не отметить возможность совмещения в трехмерной сцене информации об объектах морского или речного порта с общей топографией, батиметрией и траекториями движения судов. Аналогично, для аэропортов возможно отображение их территории и объектов, совмещенное с трехмерными изображениями воздушных коридоров, траекторий взлета и посадки.

Очень актуальная задача для аэропортов управление площадями, сдаваемыми в аренду туроператорам, предприятиям торговли и обслуживания пассажиров. ГИС позволяет наглядно отображать эту информацию на электронных поэтажных планах, связанных с базами данных объектов аренды и арендаторов (рис. 2). Грамотное картографическое представление позволяет одним взглядом находить недоиспользованные ресурсы или ошибки в размещении, создающие неудобства или угрозы безопасности пассажиров. Это, конечно, хорошее подспорье руководителям, принимающим решения в этой области, ведущее, в конечном итоге к повышению качества обслуживания и конкурентоспособности.
Рис. 2. Тематические карты и отчеты помогают определять потенциал торговых площадей пассажирских терминалов [2]


Как любой универсальный ГИС-пакет, ArcGIS позволяет хранить различные представления терминального комплекса. Однако далеко не каждый ГИС-пакет позволяет сочетать в единой среде общий трехмерный план территории предприятия, поэтажные планы входящих в него зданий, схемы коммуникаций. Например, модуль ArcGIS Schematics позволяет по заданному шаблону сгенерировать из базы геоданных схему коммуникаций (будь то система электропитания, сеть связи или водопровод). То есть, база геоданных позволяет хранить комплексное представление любого объекта, который может играть роль имущественного элемента в учетной системе, объемной модели в системе трехмерной визуализации, элемента схемы в системе управления коммуникациями. Здесь, правда, нужно отметить, что создание такого комплексного представления задача не простая, и она, как правило, ставится уже после «обкатки» пилотного проекта или первой очереди геоинформационной системы, в которых используются более простые средства, понятные прикладным специалистам без специальной подготовки.

Геоинформационные системы могут применяться для составления планов/моделей не только терминальных комплексов, но и территорий, прилегающих к автомобильным и железным дорогам. Полоса отвода также требует постоянного мониторинга использования, как с точки зрения соблюдения норм безопасности, так и для эффективного управления имуществом, включая земельные участки для обслуживающих предприятий. ГИС-технология позволяет интегрировать данные воздушного лазерного сканирования, аэрофотосъемку, трехмерные модели объектов, информацию о функциональных зонах и технических средствах регулирования движения и другую «придорожную» информацию в единую геоинформационную систему генерального плана дороги. Выполнение измерений с помощью современных геодезических инструментов позволяет, опять же, создавать комплексную модель дороги в реальных географических координатах и в дальнейшем связывать модели отдельных дорог и участков в общую систему.

Управление парком транспортных средств

Эта задача стоит перед коммерческими перевозчиками, осуществляющими заказную транспортировку грузов и пассажиров (такси), перед сетевыми торговыми компаниями, сбытовыми подразделениями нефтяных компаний, а также компаниями, торгующими по каталогам и через интернет-магазины (рис. 3, 4). Цель снизить общие расходы на транспортировку и ускорить выполнение заказов. Это классическая задача транспортной логистики, для решения которой ESRI предлагает программный продукт ArcLogistics Route. Поскольку работа такого приложения зависит от специфики системы адресации и наличия качественного дорожного графа, для России «ДАТА+» предлагает собственный продукт «Логистик». О нем можно прочитать в ArcReview № 4(35) 2005 г. или на сайте компании.
Рис. 3. Схема маршрутов передвижения автомашин компании по заданному списку объектов в Москве [3]


Помимо задачи планирования движения транспортных средств (ТС), очень востребована задача оперативного (в реальном времени) мониторинга ТС и грузов. Сейчас для ее решения предлагаются несколько технологий и готовые комплекты для установки на подвижные объекты и в центры мониторинга. Любая такая система состоит из бортовых устройств, сервера сообщений и программного обеспечения оператора.

Простейшие бортовые устройства определяют свое положение в пространстве и передают цифровые сообщения с координатами по общедоступным каналам связи. Более совершенные могут передавать также телеметрию (параметры состояния ТС или груза), вести автономную запись на встроенный носитель данных, а также обеспечивать диалог водителя и диспетчера. Транспортные предприятия, желающие создать систему оперативного мониторинга парка ТС или грузов, сейчас могут выбирать оборудование среди уже довольно широкого спектра предложений различных производителей как зарубежных, так и российских.
Рис. 4. Детализация маршрута доставки на карте с маршрутным листом [4]


Передаваемые бортовыми устройствами координаты в конечном итоге поступают на сервер сообщений, ведущий оперативную базу данных. Входящие сообщения сортируются и обрабатываются для построения индивидуальных журналов движения и параметров объектов мониторинга. Эти журналы могут просматриваться операторами центра мониторинга, а хранящиеся в них траектории отображаться на картах. Для оборудования центра мониторинга в линейке серверных продуктов ESRI имеется продукт Tracking Server. Он состоит из двух компонент сервера сообщений и Web-службы картографической визуализации. База данных мониторинга формируется сервером сообщений и хранится под управлением ArcSDE. Визуализация может осуществляться через стандартный Web-браузер («тонкий» клиент) или же с помощью модуля Tracking Analyst для ArcGIS Desktop («толстый» клиент). Естественно, возможности Tracking Analyst шире, чем у браузерного клиента.
Окончание в следующем номере

Список литературы
1. Розенберг И.Н., Духин С.В., Сазонов Н.В., Харин О.В., Зубков С.А. Развитие автоматизированной системы управления имущественным комплексом ОАО «Российские железные дороги» // ARCREVIEW № 3(42). С.18. М.:
«ДАТА+», 2007.
2. Корпоративная ГИС для аэропортов Испании // ARCREVIEW № 3(42). С.21. М.: «ДАТА+», 2007.
3. Вилков А. ЛоГИСтика // ARCREVIEW № 4(35). С.12. М.: «ДАТА+», 2005.
4. Семенцов А., Вилков А. Использование ГИС в косметическом бизнесе // ARCREVIEW № 4(35). С.14. М.: «ДАТА+», 2005.


См. также:
Каталог Программного обеспечения:
   - ArcGIS Schematics
   - ArcView Tracking Analyst*
   - ArcSDE
   - ArcGIS
Каталог Организаций:
   - ДАТА+
Каталог Авторов:
   - Андрианов В.Ю.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Технологии / ГИС и Интернет
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Страны и регионы / Россия
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №3_2007
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УПР №3_2007
Цитирумость документа: 5
01:34:14 10.09 2007   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.022534132003784 sec, Question: 83