Объектом пространственного планирования служит территория, а потому независимо от ранга объекта всегда возникает задача ее всестороннего изучения, анализа и выработки предложений, направленных на оптимизацию природопользования. В настоящее время ландшафтный подход осознается как основной при изучении, проектировании и использовании обширных площадных объектов, однако его реализация требует серьезной подготовки исследователей и исполнителей. Коллектив НПИ «ЭНКО», в составе которого работают различные специалисты от архитекторов до геоморфологов и ландшафтоведов при разработке схем территориального планирования областей и районов уделяет особое внимание именно ландшафтным методам исследования и анализа (см. схему).
Суть ландшафтного подхода заключается в рассмотрении территории как совокупности природно-территориальных комплексов. Однако ландшафтный подход не только позволяет создать объективный образ региона, он подразумевает анализ ландшафтной структуры территории и ее динамики, оценку устойчивости к различным видам воздействия, а также выбор приоритетных направлений использования и развития разных типов природных комплексов. Методика применения рассматриваемого подхода подразумевает составление ландшафтной карты и последующий анализ территории на основе ландшафтной дифференциации. Ландшафтная карта служит базовой для создания ряда тематических карт и схем, отражающих современное состояние и тенденции развития природных процессов и явлений внутри изучаемого региона. Модные тенденции в росписи и Дизайн ногтей фото новинок и оригинальных идей в маникюре При ее создании выявляются типичные и уникальные для территории природные комплексы, закладывается база для оценки инженерно-строительных условий, ландшафтно-рекреационных ресурсов, разработки природно-экологического каркаса территории.
По существу, любая используемая территория в значительной степени изменена человеком, и ее современная структура является результатом тесного взаимодействия естественных (природных) и антропогенных факторов. Соответственно, анализ территориальной структуры подразумевает учет этих составляющих. Выбор антропогенных воздействий, способных привести к созданию оптимального культурного ландшафта, основная задача пространственного планирования, и она не может быть решена без учета специфики каждого комплекса.
Схема 1. Применение ландшафтных карт при разработке отраслевых оценочных схем
Ландшафтные карты для пространственного планирования в НПИ «ЭНКО» создаются на базе методики, разработанной на кафедре физической и эволюционной географии Санкт-Петербургского государственного университета (Г.А. Исаченко, А.И. Резников). Карты составляются путем интерпретации топографической карты, тематических карт (геоморфологической, карты четвертичных отложений и т. д.) и материалов космической съемки территории. При помощи технологий ГИС, являющихся непременным инструментом, используемым специалистами НПИ «ЭНКО» при градостроительном и пространственном проектировании, создается карта, включающая два слоя: типов ландшафтных местоположений и многолетних состояний.
Ландшафтные местоположения наиболее устойчивая (базовая) часть ландшафта характеризуются такими основными элементами, как форма рельефа, состав верхнего слоя почвообразующих пород и режим увлажнения (выбирались критерии, которые позволяют в дальнейшем использовать ландшафтную карту в качестве базовой при оценке инженерно-геологических условий территории). Слой состояний, отражающий наиболее динамичные характеристики природных комплексов (растительность, почвенный покров) и степень их освоенности, выделяется на основе дешифрирования цифровых космических изображений. Использование разновременных снимков позволяет проследить динамические тенденции, которые затем учитываются при разработке планировочных схем. Слой состояний отражает также освоенность территории (выделяются урбанизированные и сельскохозяйственные земли, коренные и вторичные леса и т. д.). При разработке схем территориального планирования в крупном масштабе (схемы районов, генеральные планы городов) в слое состояний учитываются и динамические процессы (например, выделяются разные стадии зарастания сельскохозяйственных угодий и вырубок, типы застройки территории и т. д.). На базе слоя состояний при привлечении дополнительных данных оценивается состояние лесного фонда, сельскохозяйственных угодий, выбираются территории, которые в дальнейшем могут служить узлами рекреационного и экологического каркаса.
Рис. 1. Ландшафтная карта Вологодской области
Стоит особо подчеркнуть, что ландшафтная карта позволяет оценить природно-экологический потенциал, являющийся основой развития любого региона, не в общем и целом, а дифференцированно, разработать программу поддержания оптимальной ландшафтной структуры территории и спланировать систему мероприятий для развития и оптимизации каждого типа природных комплексов.
Ландшафтный подход широко использовался НПИ «ЭНКО» при разработке схем территориального планирования субъектов Федерации (Пермского края, Вологодской области), в настоящее время разрабатываются методические приемы использования ландшафтных карт в районных планировках. В качестве примера можно привести ландшафтную карту, составленную для схемы территориального планирования Вологодской области (рис. 1), с фрагментом легенды (см. таблицу). Легенда играет особую роль и содержит информационную нагрузку, дающую возможность использовать карту для составления отраслевых схем и выявить специфику каждого типа ландшафтов. Фрагмент карты, выполненный в более крупном масштабе, на территорию Шекснинского района Вологодской области (рис. 2) позволяет проиллюстрировать применение ландшафтного подхода при составлении карты оценки инженерно-строительных условий (рис. 3) и схемы ландшафтно-рекреационного потенциала (рис. 4).
Таблица 1. Фрагмент легенды ландшафтной карты Вологодской области масштаба 1:500 000
Оценка инженерно-строительных условий территории складывается из особенностей природных условий (геолого-геоморфологическое строение, гидрогеологические параметры водоносных горизонтов и комплексов, наличие и степень развития физико-геологических процессов и явлений), а также техногенных изменений геологической среды. С использованием перечисленных выше оценочных параметров проводится районирование территории по инженерно-строительным условиям, которое базируется на ландшафтной основе.
При составлении природно-экологического каркаса территории ландшафтная карта используется для сопоставления сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) с их приуроченностью к определенным типам ландшафтов, выявления репрезентативности в системе ООПТ типичных и уникальных природных комплексов. Также определяются ландшафты, не представленные в системе ООПТ. Это обеспечивает дополнительную аргументацию при обосновании выделения новых охраняемых территорий. Устойчивость к антропогенным воздействиям тоже определяется ландшафтной структурой, поэтому ландшафтный подход дает возможность выявления наиболее уязвимых в экологическом отношении территорий.
Рис. 2. Ландшафтная карта Шекснинского района
Схема развития туризма и рекреации строится на основе анализа культурно-исторического и ландшафтно-рекреационного потенциала территории с учетом устойчивости ландшафтов к рекреационным нагрузкам. Ландшафтно-рекреационный потенциал рассматривается как базовая составляющая пространственного планирования территориальных рекреационных систем. Характеристики рельефа местности (глубина и густота расчленения территории), морфолитогенной основы (состав четвертичных отложений), режима увлажнения (наличие слабодренированных и заболоченных участков), микроклиматических особенностей (например, определяющихся близостью к крупным акваториям), гидрологической сети, минеральных источников и лечебных грязей учитываются на первом этапе природно-рекреационного районирования. Сопоставление выделенных рекреационных районов с космическим снимком, выявляющим набор ландшафтных состояний, и дополнительными источниками информации (например, данные по промысловым животным) позволяет дифференцировать их. Дифференциация строится на основе количественных и качественных показателей освоенности территории, характеристик растительного покрова (лесистость, породный состав лесов, наличие наиболее ценных растительных сообществ), динамических тенденций внутри природных комплексов (наличие и стадии зарастания вырубок, гарей и угодий). Проводится оценка степени благоприятствования для развития рекреации и туризма (организации длительного и кратковременного отдыха) каждого конкретного ландшафта, апробируются соответствующие балльные оценки рекреационной привлекательности (в том числе эстетической привлекательности ландшафта) и допустимых рекреационных нагрузок.
Рис. 3. Карта оценки инженерно-строительных условий и минерально-сырьевых ресурсов Шекснинского района
Схема ландшафтно-рекреационного потенциала Шекснинского района Вологодской области (рис. 4) позволяет проиллюстрировать вышеизложенные положения на примере конкретной территории. При разработке схемы территориального планирования Шекснинского района особое внимание было уделено развитию территориальной рекреационной системы, складывающейся в зоне Шекснинского водохранилища и вдоль Волго-Балтийского водного пути. Необходимость развития рекреационного комплекса здесь обусловлена не только значительным историко-культурным и природным потенциалом территории, но и предстоящим индустриальным развитием и урбанизацией. В связи с этим наличие малоизмененных и исторически ценных культурных ландшафтов и степень их сохранности в будущем приобретают особое значение при рекреационном проектировании территории. Была очевидна необходимость создания экологического коридора, пересекающего территорию района с севера на юг и идущего параллельно водной системе Волго-Балтийского пути. Размещение зеленых зон строгой охраны, особо охраняемых природных территорий, совмещающих природоохранные и рекреационные функции, рекреационных зон определялось исключительно на основе анализа ландшафтной структуры. Совокупность эстетических качеств ландшафтов, пейзажная выразительность, степень их устойчивости к рекреационным нагрузкам, а также оценка уровня развития тех элементов инфраструктуры, от которых в дальнейшем будет зависеть доступность ландшафтов для освоения, должны быть положены в основу создания карт рекреационной пригодности и общей схемы развития рекреации и туризма. В настоящее время при планировании рекреации необходимо также учитывать сокращение площадей сельскохозяйственных угодий и, следовательно, возможность их перевода (особенно вблизи населенных пунктов и крупных акваторий) в лесопокрытые площади, пригодные для рекреации и туризма при проведении соответствующих мероприятий. Так, побережье Шекснинского водохранилища севернее районного центра выделено в крупную территориальную рекреационную систему, которая в свою очередь включена в межрегиональный эколого-компенсационный коридор (экологическая ось) вдоль Волго-Балта. Здесь выделены функционально различные рекреационные зоны (активного и кратковременного отдыха, спортивно-оздоровительные, промысловые и др.), территории для рекреационного строительства и территории, требующие работ по формированию лесопокрытых участков на базе зарастающих сельскохозяйственных угодий. Территории с наиболее уязвимыми и ценными биогеоценозами, малоизмененные антропогенным влиянием ландшафты отведены для создания ООПТ.
Рис. 4. Схема ландшафтно-рекреационного потенциала Шекснинского района
В заключение можно еще раз отметить, что использование ландшафтного подхода при пространственном планировании позволяет провести функциональное зонирование территории с учетом перспективы ее развития и, соответственно, построить модель рационального природопользования и устойчивого развития для объекта планирования.