Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№4_2007/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Образовательный проект Института территориального планирования «Град» Наиболее значительное и важное достижение 2007 г.

А.Н. Береговских (Институт территориального планирования «Град», Омск)

А.Н. Береговских
Одним из наиболее значительных и важных достижений Института территориального планирования «Град» в 2007 г. стали разработка и реализация образовательного проекта.

Что подтолкнуло проектную организацию заняться несвойственной ей деятельностью, кому и зачем это нужно? Ниже мы попытаемся ответить на эти и многие другие вопросы, приведя «краткий отчет» о проделанной работе и планы, намеченные на ближайшую перспективу. Надеемся, что читатели журнала со вниманием отнесутся к предлагаемой публикации, и будем благодарны за высказанные предложения, замечания и советы.

Исторические предпосылки

В последнее десятилетие много и часто говорится о несовершенстве градостроительного законодательства, противоречии его положений нормам других отраслей права. Сколько межведомственных конфликтов произошло на этой почве и сколько еще произойдет! Эпоха великого российского реформирования, вехами которого стали земельная реформа, разгосударствление собственности, реформы местного самоуправления и жилищно-коммунального хозяйства, Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 2010 годы)», рост экономики страны и приоритетные национальные проекты, затронула каждого градостроительного проектировщика, суть деятельности которого состоит (ни много ни мало) в прогнозировании, программировании и проектировании благоприятной среды жизни и деятельности людей.

Новый Градостроительный кодекс РФ до сих пор новый, хотя на днях ему исполнится три года! В политике это очень значительный срок, когда уже пора подводить итоги.

Более того, наряду с перечисленными выше знаковыми событиями, требующими адекватной реакции, невероятно выросла нужда муниципальных образований в разработке градостроительной документации: схем территориального планирования муниципальных районов; генеральных планов; проектов планировки и межевания; правил землепользования и застройки. Вновь созданные муниципальные образования обрели полномочия по вопросам управления процессами развития территорий и ощутили потребность в автоматизированных информационных системах в качестве инструментов управления.

Институт территориального планирования «Град» в сложившейся ситуации счел соблюдением «фамильной чести» распространение знаний в названных областях, а также их совершенствование в режиме прикладного исследования. В связи с этим родилась идея организовать в институте проведение на регулярной основе научно-методических и учебно-практических семинаров с участием представителей академической науки, региональных и муниципальных органов архитектуры и градостроительства, проектировщиков, разработчиков автоматизированных информационных систем с привлечением экспертов как теоретиков, так и практиков.

Семинары 2007 года

Рис. 1. Выступление профессора, академика РААСН А.М. Каримова
В начале года силами ИТП «Град» издано двухтомное учебное пособие «Градостроительная документация и управление развитием территорий», авторами которого являются директор института А.Н. Береговских и заместитель директора по правовым вопросам Д.В. Шинкевич, а также разработана программа проведения четырех семинаров по темам:

регулирование градостроительной деятельности и управление развитием территории в муниципальных образованиях;
информационные системы обеспечения градостроительной деятельности и управление развитием территорий.

Хотя приглашения на семинары рассылались преимущественно представителям тех регионов, с которыми институт наиболее тесно взаимодействует (Омская и Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), результаты свидетельствуют, что в работе семинаров приняли участие более 120 представителей из 15 регионов России. Это, безусловно, нас радует и укрепляет веру в правильности начатого дела.

Концепция построения учебных программ базируется на синтезе трех составляющих:
теоретических курсов лекций с привлечением высокопрофессиональных преподавателей;
методических занятий, проводимых специалистами института с использованием конкретных примеров в составе разработанных проектов по изучаемым вопросам;
обсуждений, организуемых в форме «круглого стола», на которых рассматриваются наиболее проблемные вопросы с участием всех слушателей; по итогам обсуждений принимаются резолюции, выражающие коллективное мнение и служащие рекомендациями органам государственной власти и местного самоуправления.
Рис. 2. Семинар «Регулирование градостроительной деятельности и управление развитием территорий в муниципальных образованиях», сентябрь 2007 г. (с участием академика РААСН профессора А.М. Каримова и начальника Управления градостроительной политики Главного управления строительства Тюменской области А.П. Малышкина)


Занятия проходят в специально оборудованном учебном классе и сопровождаются презентационными материалами по тематике лекций или разбором рабочих и архивных проектов с серверов института в качестве примеров постановки задач и их решения.

В работе «круглого стола», проведенного в рамках семинара по теме «Регулирование градостроительной деятельности и управление развитием территории в муниципальных образованиях» (10 14 сентября 2007 г.) приняли участие академик РААСН А.М. Каримов и начальник Управления градостроительной политики Главного управления строительства Тюменской области. А.П. Малышкин.

Участники учебно-практического семинара, представляющие органы архитектуры и градостроительства муниципального и регионального уровней и проектные организации из семи субъектов Российской Федерации (Иркутская, Омская, Тюменская, Московская области, Красноярский край, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа), рассмотрели широкий круг вопросов осуществления градостроительной деятельности и управления развитием территорий и, руководствуясь стремлением усовершенствовать механизм правового, административного и организационного регулирования градостроительных отношений и повысить статус и эффективность градостроительной деятельности, пришли к необходимости обозначить свою позицию по наиболее важным направлениям взаимодействия региональных и местных органов архитектуры и градостроительства и довести ее до органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, занимающихся вопросами градостроительной деятельности. Резолюция соответствующего содержания была направлена в Минрегион России, Росстрой, Российскую академию архитектуры и строительных наук, ГИС-Ассоциацию, органы государственной власти и главам муниципальных образований вышеназванных субъектов РФ.

Рис. 3. Семинар «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности и управление развитием территорий в муниципальных образованиях», октябрь 2007 г. (с участием президента ГИС-Ассоциации С.А. Миллера)
Рис. 4. Семинар «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности и управление развитием территорий в муниципальных образованиях», октябрь 2007 г. (с участием представителей компании «ЭСТИ МАП» С.Б. Макаров и Д.Г. Андрющенко)
22 26 октября 2007 г. силами Института территориального планирования «Град» в Омске бы проведен второй учебно-практический семинар по теме «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности и управление развитием территорий». В семинаре приняли участие 30 специалистов из органов архитектуры и градостроительства муниципальных образований и субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Амурская, Иркутская, Омская, Тюменская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа), ГИС-Ассоциации, компании «ЭСТИ МАП», занимающихся вопросами создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). В работе «круглого стола» по теме семинара принял участие президент Межрегиональной общественной организации содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг (ГИС-Ассоциации) С.А. Миллер.

Участники учебно-практического семинара, рассмотрев широкий круг вопросов создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе с целью управления развитием территорий для решения разнообразных отраслевых управленческих задач, и стремясь усовершенствовать механизм нормативно-правового, административного и организационного регулирования процессов создания, ведения и использования ИСОГД, решили довести свою позицию по основным важным направлениям развития ИСОГД до федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, уполномоченных решать задачи в указанной сфере деятельности.
Рис. 5. С.В. Фигуренко, А.Н. Береговских, заместитель главного архитектора Краснодарского края И.Е. Мазурок, Д.В. Шинкевич, начальник отдела ИСОГД, Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края А.А. Полквой


Ниже перечислены рассмотренные вопросы и выработанные по ним рекомендации.

Технологии взаимодействия ИСОГД с государственными информационными системами

Участники семинара, обсудив вопросы взаимодействия служб ИСОГД с государственными информационными си-стемами, приняли следующие основные положения:
в состав базовых пространственных данных (БПД), характеризующих, со-гласно Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (РИПД), базовые пространственные объекты, должно входить описание объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры на межселенных территориях;
адресный план (реестр) формируется на основе БПД, структуры планировочной организации территорий, утверждаемой в составе генеральных планов, а также элементов улично-дорожной сети, утверждаемых в составе проектов планировки с учетом публичных слушаний;
государственный кадастр недвижимости (ГКН) включает сведения об объектах недвижимости, формируемые на основе БПД, адресного реестра и данных о границах земельных участков с указанием их принадлежности к кадастровым кварталам;
ИСОГД включает сведения адресного плана (реестра), существующие и планируемые границы земельных участков, функциональных и территориальных зон, а также зон градостроительных ограничений всех видов.
Рис. 6. Семинар «Регулирование градостроительной деятельности и управление развитием территорий в муниципальных образованиях», апрель 2007 г., с участием А.С. Эпштейна (Москва) и М.Л. Петровича (Санкт-Петербург)


Таким образом, связующим элементом между ИСОГД, ГКН и РИПД должны стать БПД, состав которых на урбанизированных территориях соответствует адресному плану (реестру). Адресный план должен являться основным разделом ИСОГД.

Участники семинара полагают целесообразным после утверждения Концепции Единой адресной системы Российской Федерации и принятия на федеральном уровне нормативно-правовых актов по ее реализации осуществлять ведение информационной системы адресного реестра муниципальных образований на уровне муниципальных районов и городских округов в качестве основного раздела в составе соответствующих ИСОГД. Обоснование адрес объекта капитального строительства присваивается органом местного самоуправления на стадии выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и содержится с этого момента в деле о застроенном или подлежащем застройке земельном участке. В случае создания специального органа местного самоуправления (службы) для ведения информационной системы адресного реестра муниципального образования возникнет необходимость дополнительных организационных и технологических действий по передаче сведений об адресах объектов из ИСОГД в эту информационную систему, что приведет к дублированию функций, неэффективному расходованию бюджетных средств и времени. Кроме того, включение адресного реестра в состав сведений ИСОГД в качестве соответствующего информационного ресурса существенно повысит значение и роль ИСОГД, так как между органами, осуществляющими ведение ИСОГД, и государственными и муниципальными органами, заинтересованными в регулярном получении и обновлении адресных данных (ФНС России, Росрегистрация, Роснедвижимость, избирательные комиссии, МВД России и др.), возникнут долгосрочные правоотношения по взаимодействию при передаче адресной информации.

Для реализации этого предложения потребуется внесение соответствующих изменений в Градостроительный кодекс РФ и (или) в постановление Правительства РФ от 9 июня 2006 г. № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».
Рис. 7. Участники семинара «Регулирование градостроительной деятельности и управление развитием территорий в муниципальных образованиях», сентябрь 2007 г.


Необходим типовой регламент взаимодействия и обмена информацией между органами, осуществляющими формирование и ведение государственных информационных ресурсов (ЕГРЮЛ, ЕГРЗ, ГЗК, ГКН и др.), со службами, отвечающими за ведение муниципальных ИСОГД. На федеральном уровне требуется подготовка соответствующих типовых соглашений по порядку обмена актуализированными данными между ИСОГД и государственными информационными системами.

Участники семинара вынуждены с сожалением констатировать, что не на всех территориях существует возможность реализации требований градостроительного законодательства об обнародовании утверждаемой текстовой и графической частей документов территориального планирования муниципальных образований из-за ограничений, связанных с секретностью координатного описания объектов.
Требует разрешения на федеральном уровне (Роснедвижимость и аккредитованные ею организации БТИ) вопрос о предоставлении необходимых для ведения ИСОГД сведений из ГЗК, архивов БТИ. Имеют место недопустимые факты отказа в предоставлении сведений или взимания с органов местного самоуправления платы за предоставление сведений о земельных участках, адресах объектов недвижимости.

Организационно-правовые и кадровые вопросы ведения ИСОГД

Участники семинара пришли к выводу о том, что наиболее оптимальной организационно-правовой формой ведения ИСОГД является образование самостоятельного структурного подразделения в составе органа архитектуры и градостроительства муниципального образования, а также создание муниципального учреждения или унитарного предприятия. По мнению участников семинара, только так можно обеспечить контроль со стороны органов местного самоуправления за надлежащим ведением ИСОГД и гарантировать ответственность органов местного самоуправления за неисполнение этих функций.

Если органы местного самоуправления являются дотационными, целесообразно создать на уровне субъекта РФ соответствующее учреждение или государственное унитарное предприятие с филиалами на уровне дотационных органов местного самоуправления субъекта РФ.

Участники семинара сошлись во мнении, что повышению статуса ИСОГД в значительной степени способствовало бы принятие на федеральном, региональном и местном уровнях правовых актов, определяющих случаи (направления) обязательного использования сведений ИСОГД при выработке управленческих решений федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований.

В целях методического обеспечения процессов создания и ведения ИСОГД целесообразно разработать и утвердить типовые положения о службе ИСОГД, примерную структуру службы и распределение задач и функций между ее сотрудниками.

На федеральном и региональном уровнях должна быть создана постоянно функционирующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров работников органов местного самоуправления, в чьи должностные обязанности входят функции по ведению ИСОГД.

Необходимо срочно разработать и утвердить федеральные методические документы по созданию и ведению ИСОГД в муниципальных районах и городских округах.

Проблемы формирования информационных ресурсов ИСОГД на основе градостроительной документации

Участники семинара рассмотрели и одобрили основные положения Методических рекомендаций по разработке всех видов градостроительной документации муниципального уровня в качестве информационных ресурсов ИСОГД, формируемых в соответствии с единым иерархическим классификатором градостроительного проектирования, разработанным ИТП «Град». Указанные Методические рекомендации были разработаны ИТП «Град» на основе результатов научно-исследовательских работ, выполненных в 2006 г. по заказу Министерства регионального развития РФ и в настоящее время находятся на согласовании.

Участники семинара пришли к выводу о том, что при разработке градостроительной документации необходимо включать в технические задания на их разработку требования к составу и порядку цифрового описания документов и объектов градостроительной деятельности, обеспечивающих формирование информационных ресурсов ИСОГД на основе разработанной градостроительной документации независимо от применяемого программного обеспечения.

Программно-технические аспекты создания и ведения муниципальных
ИСОГД

Участники семинара согласились с необходимостью создания автоматизированных ИСОГД, так как только автоматизация процессов управления градостроительной деятельностью может обеспечить полноценную реализацию полномочий органов местного самоуправления и поставленных Президентом РФ и Правительством РФ задач по реализации приоритетных национальных проектов.

При этом в задачи ИСОГД должно входить обеспечение градостроительного документооборота. Это требует формирования ИСОГД не только как электронного архива документов, но и как базы данных объектов градостроительной деятельности и их характеристик. Необходима также разработка шаблонов градостроительных документов.

По мнению участников семинара, представленный их вниманию в качестве примера автоматизированной системы программный модуль «ИСОГД-Град» обеспечивает автоматизацию многих процессов управленческой деятельности, осуществляемой органами архитектуры и градостроительства, таких как подготовка градостроительных планов земельных участков, выдача справок об установленном градостроительном регламенте, извлечение запрашиваемых сведений о планируемом развитии территорий.

Законодательное и нормативно-правовое обеспечение ведения ИСОГД

Участники семинара считают ошибочной с точки зрения управления развитием территорий позицию о недопустимости создания ИСОГД на федеральном и региональном уровнях и предлагают следующие варианты решения задачи:
внести дополнения в Градостроительный кодекс РФ в части закрепления трехуровневой системы ИСОГД (федеральный, региональный и местный) и установления полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности на федеральном и региональном уровнях (соответствующие предложения сформулированы в НИР «Концепция создания информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в РФ», выполненной в 2005 г. ГИС-Ассоциацией с партнерами по заказу Министерства экономического развития и торговли РФ);
постановлением Правительства РФ обязать РФ и субъекты РФ вести информационные системы обеспечения градостроительной деятельности соответствующего уровня. Подобные информационные системы должны обеспечивать принятие градостроительных решений на уровнях РФ и субъектов РФ и передавать в ИСОГД на муниципальном уровне в цифровом виде информацию о планируемых объектах и градостроительных ограничениях использования территорий федерального уровня и уровня субъектов РФ.

Участники семинара считают необходимым внести изменения в постановление Правительства РФ от 9 июня 2006 г. № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», предусмотрев минимальные размеры платы за единицу информации ИСОГД в объемах форматов документов (А4, А3 и т. д.) и/или байт (мегабайт), а также возможность органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов самостоятельно устанавливать плату за предоставление сведений из дополнительных разделов ИСОГД, в случае введения таких разделов по их решению, при сохранении за органами государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 9 ст. 57 Градостроительного кодекса РФ), права на бес-платное предоставление сведений дополнительных разделов.

Для организации ежедневной работы по ведению ИСОГД крайне важно скорейшее принятие Министерством регионального развития РФ правовых актов, предусмотренных п. 5 постановления Правительства РФ от 9 июня 2006 г. № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».

Рассмотренные семинары далеко не единственные мероприятия в рамках образовательного проекта ИТП «Град», так, 18 октября 2007 г. в г. Славянск-на-Кубани Краснодарского края специалистами института для заместителей глав муниципальных образований Кубани, главных архитекторов, руководителей и специалистов служб информационного обеспечения градостроительной деятельности был проведен учебно-практический семинар «Управление градостроительным развитием территорий в муниципальных образованиях».

Семинары 2008 г.

В следующем, 2008 г., в планах ИТП «Град» проведение новых семинаров расширяющих рамки образовательного проекта.

В апреле и августе планируется проведение семинара «Социально-экономическое планирование и управление градостроительным развитием территории в муниципальных образованиях», предназначенного, в первую очередь, для глав муниципальных образований и их заместителей по строительству.

В марте и июле семинар «Нормативно-правовое регулирование градостроительной деятельности и земельно-имущественных отношений в муниципальных образованиях» для юристов администраций муниципальных образований.
Таблица 1. Предварительный план проведения учебно%практических семинаров на 2008 г. по направлению «Управление развитием территорий» (Омск, Институт территориального планирования «Град»)


Позиция ИТП «Град» открытость для всех. Мы готовы делиться своими знаниями и приглашаем к общению и сотрудничеству всех, кто заинтересован узнать как можно больше о разработках в области теории и практики градостроительного проектирования, муниципального управления и создания инструментальных комплексов, всех, кто стремится к достижению общей цели созданию эффективных систем управления развитием территорий.


См. также:
Каталог Организаций:
   - ИТП «Град»
Каталог Авторов:
   - Шинкевич Д.В.
   - Береговских А.Н.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Образование
Страны и регионы / Россия / Сибирский ФО / Омская область
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Регион. и муниц. ГИС
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №4_2007
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УПР №4_2007
Цитирумость документа: 2
23:32:37 27.12 2007   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.104651927948 sec, Question: 88