Международный конгресс В Рамках INTERGEO 2007
25 27 СЕНТЯБРЯ 2007 г., Лейпциг (Германия)
INTERGEO крупнейшая выставка мирового уровня в сфере геодезии, геоинформатики и управления территорией, традиционно проводимая в разных городах Германии. В 2007 г. тринадцатая по счету выставка INTERGEO прошла с 25 по 27 сентября в Лейпциге и совпала с 55-й годовщиной Дня немецкого картографа. Мероприятие было организовано HINTE GmbH в сотрудничестве с Немецким обществом геодезии, геоинформатики и землеустройства (DVW) и Немецким обществом картографов (DGfK). За три дня на выставке побывали свыше 16,5 тыс. посетителей из более чем 50 стран, в конгрессе INTERGEO приняли участие 1,5 тыс. экспертов, в том числе зарубежных. В программе конгресса отразились современные тенденции работали секции по таким актуальным направлениям, как развитие сельских территорий, 3D-модели городов, разработка технологий с открытым кодом, на которых можно было не только ознакомиться с новинками программного обеспечения, но и прослушать ряд докладов, посвященных технологиям и особенностям их применения.
Поскольку выставка INTERGEO проходила в Лейпциге, большая часть докладов секций по развитию сельских территорий, управлению территорией и градостроительству была посвящена опыту земель, ранее входивших в состав ГДР. Так, представитель Министерства сельского хозяйства и окружающей среды федеральной земли Саксония-Ангальт Г. Бертлинг представил программу интегрированного развития сельскохозяйственных земель этого субъекта Федеративной Республики.
После воссоединения Германии Саксония-Ангальт, как и другие земли Восточной Германии, оказалась в незавидном положении по сравнению с западными федеральными землями. Это привело к высокой безработице, оттоку населения, сложной экономической ситуации. Требовалось остановить миграцию населения, обеспечить высокий уровень занятости и прирост населения. В 2005 г. было принято решение о создании информационного и консультационного центра в форме объединения представителей сельских муниципальных образований под эгидой Министерства сельского хозяйства и окружающей среды для разработки стратегии развития сельских земель. В состав объединения вошли около 30 участников, среди которых представители местной администрации, общественности, промышленности и торговых палат, партнеры по экономическому и социальному развитию. В программе приняли участие все административно-территориальные единицы федеральной земли Саксония-Ангальт за исключением городов Галле и Магдебург.
Ключевыми аспектами программы развития сельских территорий являются:
увеличение экономического потенциала сельских земель за счет сохранения существующих и создания новых рабочих мест, поддержки сельского и лесного хозяйств, ориентации на природные ресурсы как основу экономического развития, улучшения качества образования, повышения квалификации, использования инновационных решений, взаимодействия между коммунами;
предотвращение оттока населения, преимущественно молодежи, оказание поддержки социальным службам муниципальных образований для обеспечения должного уровня социального обслуживания, повышение качества школьного образования, раскрытия культурного потенциала сельских земель;
защита окружающей среды, в том числе привлечение населения к участию в экологических программах, уменьшение числа активно используемых территорий, восстановление почв, устранение последствий ущерба, нанесенного природе, защита от наводнений, охрана вод (в рамках директив Европейского союза), водоснабжение и водообеспечение.
В процессе создания концепции стратегического развития федеральной земли и региональных (административно-территориальных единиц федеральной земли) концепций развития был проведен анализ сильных и слабых сторон регионов, одним из важнейших результатов которого является разработка мероприятий для сокращения разницы между экономическим потенциалом и качеством жизни в регионах и у различных слоев населения.
Девять регионов Саксонии-Ангальт были разделены на две группы: к первой отнесены регионы, в которых требуется наращивать экономический потенциал, ко второй регионы, где необходимо развивать социальный сектор и бороться с оттоком населения. Для отдельных регионов были разработаны концепции развития отраслей.
В совместном проекте Министерства земельного развития и транспорта и Министерства сельского хозяйства и окружающей среды «Пути к долгосрочному обеспечению прироста и благосостояния населения в Саксонии-Ангальт модели жизни в сельской местности для молодых людей и семей» были разработаны пути улучшения и гарантии качества жизни для предотвращения оттока молодого населения из сельской местности и формирования благоприятных условий для создания семей в регионе. Для реализации проекта были выбраны семь коммун, результаты опубликованы в середине 2007 г.
С 2007 г. с введением новой единой аграрной политики Евросоюза финансирование программ стратегического развития уменьшится на 25%. Финансирование, предоставляемое ЕС, в первую очередь должно быть направлено на повышение экономического потенциала и увеличение числа рабочих мест в Саксонии-Ангальт. Особо значимыми для федеральной земли являются проекты в сферах образования, НИОКР и инноваций, поддержки ремесленных организаций, финансирования малых и средних предприятий.
Согласно директиве «О финансировании интегрированного развития сельских территорий из средств Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских регионов (Europaischer Landwirtschaftsfond fur die Entwicklung des landlichen Raums, ELER)» должны финансироваться и иные проекты помимо проектов регионального развития. Поэтому для регионального развития необходимым становится получение дотаций структурных фондов (особенно Европейского фонда регионального развития). В 2007 2013 гг. в рамках программы ЕС Саксония-Ангальт получит финансирование в размере около 3 млрд евро.
Принцип применения средств дать стартовый импульс программам, что в дальнейшем облегчит их самостоятельное развитие. Подразумевается, что программы в первую очередь должны финансироваться из средств региональных управлений и заказчиков, а не из таких структурных фондов, как Европейский сельскохозяйственный фонд развития сельских регионов, Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд и др.
Несмотря на превалирование докладов о состоянии федеральных земель Восточной Германии, была возможность ознакомиться и с опытом федеральных земель Западной Германии: представитель Министерства сельского хозяйства федеральной земли Тюрингия доктор К-Ф. Тенер в своем докладе поделился опытом решения проблем, типичных для этой части страны. После воссоединения Германии вопросам использования территорий, занятых пустующими зданиями и промышленными объектами, а также инвестиций в социальную инфраструктуру в пределах бывшей ГДР не было уделено достаточного внимания. А ведь процессы роста заселенных территорий и развития транспортной инфраструктуры в ущерб сельскому и лесному хозяйству можно остановить благодаря огромному территориальному потенциалу неиспользуемых объектов. Кроме того, заброшенные промышленные сооружения (здания, построенные из вредных материалов, производственные линии и прилегающие участки) могут наносить вред окружающей среде и населению, а также препятствовать дальнейшему экономическому и градостроительному развитию.
Стратегия территориального развития в Тюрингии разрабатывается Министерством сельского хозяйства совместно с общинами, одним из перспективных направлений работы является восстановление или повторное введение в эксплуатацию земель, ранее использовавшихся в промышленных или иных целях. Для обеспечения эффективного возрождения земель в Тюрингии была принята директива «О дотациях на проведение мероприятий по устранению остаточного экологического ущерба», которая определяет порядок распределения бюджетных средств среди общественных организаций, частных лиц и фирм. Как правило, на финансирование общественных организаций расходуется 80% от общих проектных затрат.
45% программ, направленных на восстановление земель, финансируются федеральной землей, 40% осуществляются в рамках партнерства частных компаний и общественных организаций. Финансирование может выделяться на всех стадиях устранения остаточного экологического ущерба: разведка, исследование и оценка ущерба, исследование и планирование возможности санации, санация, наблюдение и контроль.
В 1995 2005 гг. было профинансировано 117 проектов санации зданий, 41 исследования остаточного экологического ущерба и 21 планирования и исследования возможности санации. За этот период федеральная земля предоставила 21 млн евро, из которых более 90% пришлись на санацию. Сумма дотаций зависела от проекта и составляла от 4100 евро для исследовательских работ до 4,3 млн евро для проектов по санации. Из-за сокращения финансирования долгосрочные проекты были разбиты на отдельные стадии.
Примером успешного осуществления проекта может служить санация свалки в Ильменау, которая теперь частично используется как место для парковки, частично как площадь для проведения праздников.
К примерам успешного использования дотаций при санации промышленных объектов, наносящих серьезный вред окружающей среде, относятся санация свалки масляных осадков нефтеперегонного завода в Конштейне (Нордгаузен) и электростанции Обервеймара, расположенной на пойменном лугу р. Ильм. Последний проект позволил устранить негативное воздействие не только на почву, но и на грунтовые воды.
Карта Лейпцига, совмещенная с космическим снимком территории (получена с сайта http://maps.google.com )
Многие промышленные объекты размещены в центре населенных пунктов или располагают развитой инфраструктурой, поэтому представляется целесообразным не снос зданий и восстановление ландшафта, а возобновление использования промышленных объектов. Для стимулирования этого процесса и активизации деятельности в центральных частях городов была разработана инициатива «Точно в центре», примером успешной реализации которой стало возобновление использования участка на границе исторического центра Бад Лангензальца; дотации были потрачены на исследования и санацию частей участка для застройки жилыми домами и возведения спортивного зала.
В докладе «Управление территорией и ГИС» доктор Г.-Й. Линке привел ряд требований, предъявляемых к ГИС, предназначенным для управления территорией, и примеры того, как они выполняются в программах ALKIS (Служебная информационная система кадастра недвижимости) и ATKIS (Служебная картографическая и топографическая информационная система).
Опытом решения проблем, характерных для городов Восточной Германии после воссоединения, поделился заместитель бургомистра по развитию города и строительству в Лейпциге М. цу Недден. Был приведен ряд интересных градостроительных решений и представлен пример новой организации отношений городской администрации с собственниками жилья, помогающей осуществить программу развития города.
Карта Бонна, совмещенная с космическим снимком территории (получена с сайта http://maps.google.com )
В 1990 г. 75% зданий Лейпцига нуждались в ремонте, многие дома пустовали, состояние большинства памятников архитектуры оставляло желать лучшего, необходимо было повысить уровень жизни населения.
Правительство, Совет города, эксперты и представители общественности разработали концепцию развития Лейпцига, согласно которой приоритетной задачей стало переустройство города, его приспособление к изменившимся условиям.
В основу легла принятая в 2000 г. программа «План развития города жилищное строительство и реконструкция», состоящая из ряда тематических и пространственных концепций, в том числе концепции жилищного строительства, определяющей цели и мероприятия по развитию жилого фонда, особенно по ликвидации избыточного предложения на рынке жилья. В концепции реконструкции перечислены основные задачи, стратегии и инструменты консолидации и развития Лейпцига.
Одной из важных задач является сохранение памятников архитектуры «визитной карточки» Лейпцига, общее число которых составляет около 15 тыс. К настоящему времени проведена санация около 70% памятников, санация оставшихся зданий осложняется избыточным предложением жилых и офисных зданий, требующих ремонта.
Среди интересных градостроительных решений в Лейпциге проекты частичной разборки и перестройки панельных домов (район Грюнау), проекты сноса домов и благоустройства территории, создание каналов и «зеленого пояса» Лейпцига. Принято решение стимулировать возвращение жителей с окраин в центр города, провести реорганизацию ряда центральных кварталов. В настоящее время ведется строительство туннеля, обеспечивающего поездам ближнего и дальнего следования быстрый проезд через город, а также комфортные условия для пассажиров, что должно повысить привлекательность Лейпцига.
Разумеется, столь решительные меры потребовали новой организации отношений с собственниками жилья. Помимо программы промежуточного пользования (город арендует у собственника участок и благоустраивает его, при этом у собственника сохраняется право вернуть участок, например, при росте инвестиционной привлекательности района) городские власти стимулируют появление объединений застройщиков создано консультационное агентство, помогающее застройщикам, владельцам и арендаторам недвижимости совершенствовать ее использование.
Кроме того, разработана концепция развития прилегающих территорий между городами Лейпциг и Галле решено развивать приозерную зону отдыха.
Об успешности стратегии развития свидетельствует перевод головного офиса по работе с клиентами службы экспресс-доставки DHL в Лейпциг, что по предварительным оценкам создаст 3,5 тыс., а впоследствии и 7 тыс. рабочих мест.
К концу 2008 г. на основе опыта градостроительства и с учетом изменения общих условий будет разработана новая концепция интегрированного градостроительного развития Лейпцига.
В рамках секции по градостроительству были рассмотрены вопросы использования земельно-политических инструментов в градостроительстве и принципы их применения для гармоничного развития города и учета интересов всех заинтересованных категорий населения. Доклад на эту тему представил Т. Кеттер из университета Бонна.
Существуют типы развития города, при которых происходит отток населения из центра, многие из них встречаются в землях Восточной Германии. Стратегия градостроительного развития при отрицательном приросте населения необходима так же, как и при положительном приросте.
Координированный снос или приспособление частных зданий и городской инфраструктуры к сокращению спроса на жилье требуют особых земельно-политических мер.
Необходимо сохранять функциональность города, учитывать долгосрочные тенденции его развития, проводить адекватную жилищную политику и соблюдать интересы населения. При градостроительном планировании в городах, где идет отток населения, может применяться ряд мероприятий для остановки этого процесса, в том числе санация, развитие центра и социальной инфраструктуры, переустройство, резервация земельных участков.
Органы градостроительства должны учитывать все последствия выбранного курса действий. Так, при сносе здания тратятся средства на снос, теряется прибыль от аренды, падает стоимость земли, но возрастает ликвидность участка; при сохранении здания необходимы затраты на модернизацию, но сохраняются доходы от аренды, а стоимость участка стабилизируется.
Для компенсации изменения стоимости участка применяются соответствующие инструменты, которые особенно необходимы для тех собственников, стоимость участков которых понизилась из-за ведения плановых работ по градостроительству, и в случаях, если изменение происходит исключительно из-за необходимых мероприятий по реорганизации города.
Основные принципы применения инструментов компенсации:
содействие развитию города;
заключение договоров по городскому строительству;
учет модели общества;
учет интересов как собственников, так и общины и компенсация в случае ущемления интересов или потерь;
выполнение программ развития города (Business Improvement Districts, Housing Improvement Districts);
предотвращение имущественного ущерба, причиненного неправильным планированием;
учет всех нормативно-правовых актов ФРГ;
переход от отчуждения собственности к «новой культуре планирования».
Во время проведения секции по управлению недвижимостью был рассмотрен ряд практических вопросов, касающихся оценки рыночной стоимости квартир, находящихся в частной собственности, средних затрат на строительство и стоимости земельного участка согласно новому законодательству по управлению муниципальными финансами.
На заседании секции по выявлению изменений и мониторингу окружающей среды при помощи методов и средств дистанционного зондирования были приведены примеры применения данных зондирования для анализа наводнений и их последствий в районах рек Эльбы и Мульде, выявления наличия взвешенных веществ, ущерба, нанесенного эрозийным почвам и окружающей среде. Кроме того, был представлен опыт контроля выполнения международных конвенций при помощи данных ДЗЗ и примеры оптимизации измерительных процессов при сборе данных об окружающей среде.
На секции, посвященной тенденциям в ГИС, были рассмотрены такие актуальные темы, как использование и применение визуальных данных в геопорталах (на примере EarthViewer), технологии Web 2.0 в геоинформатике, предоставление геоинформационных данных в режиме реального времени (на примере SensorGIS).
В рамках проведения секции по созданию 3D-моделей городов был представлен практический опыт Гамбурга, модель которого находится с 2006 г. в открытой продаже на дисках и представлена в GoogleEarth. Представитель предприятия федеральной земли Гамбург доктор В. Гаверк рассказал об этапах создания трехмерной модели от оцифровки кадастра недвижимого имущества до практического применения. Кроме того, были рассмотрены вопросы формирования зеленых массивов в 3D-моделях городов, а также представлены основные парадигмы создания трехмерных моделей в сферах геодезии и строительства, приведены примеры конвертации и интеграции моделей этих двух областей на основе семантической информации.