Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№1_2008/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Проблема 2010

Можно ли создать градостроительную документацию быстро и качественно?


А.Н. Головина
(ИТЦ «СканЭкс»)
А.В. Антонов (независимый эксперт)

А.Н. Головина (ИТЦ «СканЭкс»)
А.В. Антонов
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», к началу 2010 г. в России на всех уровнях территориального управления должны быть разработаны документы территориального планирования: генеральные планы городских округов и поселений, схемы территориального планирования субъектов Федерации и муниципальных районов. Более того, должны быть разработаны и утверждены после прохождения публичных слушаний правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Отсутствие градостроительной документации и ПЗЗ может остановить процессы градостроительного освоения территории поселения, полномочия по распоряжению земельными участками могут быть переданы на районный уровень, уровень субъекта Федерации или еще куда-нибудь. Сейчас можно только гадать, какие санкции последуют, и тешить себя надеждой, что «время Ч» опять перенесут на отдаленный срок, как это уже случилось в 2007 г.

Действительно, как можно ожидать исполнения положений закона, когда в настоящее время, всего за полтора года до установленной даты, схемы территориального планирования (СТП) большинства субъектов РФ не созданы или не утверждены. Нет также СТП Российской Федерации в целом, и работа над ней фактически еще не начиналась.

Тем временем, в России более 3 тыс. муниципальных районов, сотни городских округов и десятки тысяч городских поселений. Среднестатистические сроки разработки СТП муниципального района полтора года, генерального плана около года (и не менее трех месяцев на согласование). При таких исходных условиях, казалось бы, наивно ожидать, что документы территориального планирования для всей территории России будут сформированы к 1 января 2010 г.

Однако в большинстве субъектов РФ муниципальные районы уже заключили договоры на разработку СТП или проводят соответствующие конкурсы. Конкурсы выигрывают малоизвестные или вовсе никому в градостроительстве не известные фирмы, ранее специализировавшиеся на геодезии и фотограмметрии, земельном кадастре, оценке и риэлторском бизнесе, инженерных изысканиях, разработке ГИС и информационных систем.

При отсутствии актуальной картографической информации, а также опыта градостроительного проектирования у потенциальных исполнителей (фирм, квалифицированно занимающихся градостроительным проектированием, по всей стране можно насчитать около двух десятков) наиболее вероятный результат к 2010 г. это градостроительная документация низкого качества, выполненная на старых картографических основах с большим количеством фактических ошибок. Важен будет сам факт наличия документов их качество и смысловая нагрузка отойдут на второй план. Такой результат только усугубит положение, так как на этапе согласования градостроительной документации собственники земли по закону имеют право на обжалование результатов в суде.

Логичным представляется вопрос о том, как сделать градостроительную документацию в срок и с максимально возможным в этих условиях качеством? Иными словами, чтобы после 2010 г. ее доработка требовалась в минимальном объеме (без доработки и корректировки при таких сжатых сроках не обойтись).

Как один из вариантов выполнение отдельных видов работ из комплекса подготовки градостроительной документации силами специалистов муниципального образования. В этом случае первым этапом можно выделить создание опорного плана поселения, городского округа или района, сопровождающие его сбор и систематизацию исходной информации, внесение ее в информационную систему. Этот комплекс работ составляет обычно около 30% стоимости разработки генерального плана, а по срокам может занимать полгода. Тем не менее, это может быть выполнено на уровне района или города самостоятельно силами органов архитектуры с привлечением консультантов по отдельным вопросам. В качестве подосновы, отображающей актуальное состояние местности и объектов хозяйства, можно использовать результаты космической съемки.

Имея сеть собственных станций приема космической информации (рис. 1), ИТЦ «СканЭкс» обладает объемными архивами безоблачных актуальных снимков, многократно покрывающими территорию РФ. Архивы ведутся по 15 космическим программам, включая израильские спутники EROS A и B (разрешение 1,9 и 0,7 м соответственно, рис. 2); индийские ResourceSat (IRS P6) и Cartosat (IRS P5) с максимальным разрешением 5,8 и 2,5 м (стерео) соответственно; французские SPOT-2 и SPOT-4 (максимальное разрешение 10 м) и др. Наличие собственных станций приема позволяет снизить стоимость данных ДЗЗ для конечного пользователя, сократить время их получения и упростить процесс обработки. Развитие вышеупомянутой сети станций позволит делать ежегодное, регулярно обновляемое покрытие съемкой всей территории России с разрешением 2,5 м.
Рис. 1. Сеть станций приема космической информации ИТЦ «СканЭкс»


Помимо этого, в 2007 г. ИТЦ «СканЭкс» стал официальным партнером компаний операторов высокодетальной съемки QuickBird, WorldView, IKONOS (все США), TerraSAR-X (Германия) и имеет право распространять данные с этих спутников из мировых архивов, а также заказывать оперативную съемку.
Рис. 2. Фрагмент снимка Москвы спутником EROS B (дата съемки 31 марта 2008 г.)


На основе космических данных различного пространственного разрешения могут быть созданы опорные планы для территорий муниципальных образований: уровень района (рис. 3) на базе снимков IRS, что соответствует масштабу 1:25 000; уровень городского округа или поселения (рис. 4) на базе снимков EROS или IRS, что соответствует масштабу 1:10 000; уровень отдельного населенного пункта на базе снимков субметрового разрешения (EROS, IKONOS, QuickBird, WorldView), что соответствует масштабам 1:5000 1:2000.
Рис. 3. Фрагмент опорного плана муниципального района в Московской области, выполненного на основе космического снимка IRS (разрешение 5,8 м, масштаб отображения 1:25 000) для разработки схемы территориального планирования района


Опорный план это комплексный продукт, совмещающий в себе:
космический снимок в качестве основы;
элементы традиционного топографического плана или карты (дороги, реки, растительность);
набор векторных тематических слоев с семантической информацией;
набор адресно привязанных объектов (объекты социального обслуживания, образовательные учреждения и т. д.).

Достоинства опорных планов:
быстрая подготовка (1 3 мес);
получение достаточно полной информации о территории поселения, превышающей информацию, которую предоставляют обычные топографические подосновы, традиционно используемые для генеральных планов;
информативность: снимки отображают реальное состояние местности и содержат информацию, которой нет на картах. С помощью методов обработки изображений можно получить параметры использования земель сельскохозяйственного назначения (рис. 5); оценить действительные границы лесных и заболоченных территорий, нарушенных территорий, застраиваемых (в том числе незаконно) территорий вне населенных пунктов; выявить изменение типа или плотности застройки урбанизированных территорий, реальные контуры трасс дорог, просек ЛЭП и т. п.
Рис. 4. Пример (фрагмент) опорного плана городского поселения (ПГТ численностью около 4000 человек и три сельских населенных пункта), выполненного с применением космического снимка IRS Московской области для разработки генерального плана городского поселения


Конечный продукт создается в обменном формате, воспринимаемом программным обеспечением ГИС, что дает возможность свободного дополнения и редактирования информации (редактирование традиционных карт допустимо только при наличии лицензии Роскартографии).

Опорные планы имеют практическое использование не только как первый этап создания градостроительной документации, но и как самостоятельный продукт. Например, опорный план может быть частью конкурсной документации муниципалитетов на разработку градо-строительной документации по планированию территории. На базе опорных планов можно вести информационные системы, в том числе для градостроительной деятельности (ИСОГД). При налаженной технологии поставки и подготовки исходных данных опорного плана можно организовать обновление данных на постоянной основе, а также создавать региональные геопорталы для доступа к информации через Интернет (Интранет).
Рис. 5. Параметры использования земель сельхозназначения: ярко-красный цвет используемые сельскохозяйственные земли (зоны интенсивной вегетации); белый цвет нарушенные и незасеянные территории (вегетация отсутствует). Снимок обработан в программе ScanEx Image Processor


На опорном плане отображаются границы районов, населенных пунктов, садово-дачных товариществ, земель различных категорий, особо охраняемых природных территорий, фактические границы лесов, водных объектов и нарушенных территорий, линии электропередачи и магистральные трубопроводы, классифицируется дорожная сеть, определяется современное функциональное использование территорий населенных пунктов, выделяются объекты муниципального значения.


См. также:
Каталог Организаций:
   - СКАНЭКС
Каталог Оборудования:
   - TerraSAR-X***
   - Cartosat P5
   - WorldView
   - RESOURCESAT-1 (IRS-P6)***
   - IRS-1A, 1B (Индия)*
   - EROS A (быв. EROS A1)
   - SPOT (спутники ДЗЗ)
   - IKONOS
   - QuickBird
Каталог Авторов:
   - Головина А.Н.
   - Антонов А.В.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / ДДЗ
Тематич. разделы / Технологии
Страны и регионы / Россия
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Конференции / Наши конференции / Градостроительство и планирование территориального развития России / Набережные Челны 2008
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №1_2008
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 6937


Источник: УПР №1_2008
Цитирумость документа: 11
13:38:08 28.04 2008   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.030196905136108 sec, Question: 113