Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Пространственные данные/Содержание журналов/№ 2 (2008)/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  














Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Что называть геопорталом?

Web-технологии дали импульс к дальнейшей интеграции традиционных связей геоинформатики, картографии и дистанционного зондирования

Е.В. Аш (ИТЦ «СканЭкс»)
Е.В. Аш (ИТЦ «СканЭкс»)

В настоящее время трудно найти человека, не знакомого с персональным компьютером, мобильным телефоном и Интернетом. Также практически невозможно встретить специалиста, анализирующего пространственную информацию без использования ГИС. Географические информационные системы (Geographical Information Systems) настолько прочно вошли в практику, что владение навыками геоинформационного анализа зачастую является обязательным условием приема на работу. Столь высокий спрос на ГИС-специалистов и повсеместное использование этих систем вынуждают людей, не имеющих профильного образования, активно осваивать современные геоинформационные продукты. Таким образом, можно говорить о том, что геоинформационные методы, изначально применявшиеся лишь узким кругом специалистов, сейчас стали достоянием массовых пользователей.

Появление «глобальной паутины» сети Интернет и ее активное развитие в российских регионах способствуют обмену опытом среди ГИС-специалистов и популяризации ГИС в широких кругах рядовых пользователей сети посредством геоинформационных Web-сервисов, позволяющих визуализировать и интегрировать пространственную информацию различного рода, осуществлять доступ к данным и их публикацию.

Однако возникновение on-line сервисов с картографической информацией далеко не последняя тенденция развития современной геоинформатики. www.lvzrusskiy.ru Web-технологии дали импульс к дальнейшей интеграции традиционных связей геоинформатики, картографии и дистанционного зондирования: появились первые геопорталы геоинформационные Web-сервисы, основанные на материалах космической съемки Земли.
Интересно, что сеть Интернет обязана своим появлением именно дистанционному зондированию Земли из космоса. Запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г. послужил причиной создания в рамках Министерства обороны США Агентства по перспективным научным проектам и исследованиям DARPA (Defence Advanced Research Projects Agency). В недрах агентства в 1967 г. зародился проект ARPANET нелокальной компьютерной сети, ставшей прародительницей «глобальной паутины».

Рис. 1. Геопортал «Яндекс. Карты»: режим просмотра «Схема»


Итак, геоинформационные Web-сервисы, базирующиеся на покрытиях из мозаик космических снимков, начинают играть все более значительную роль в удовлетворении потребности основной массы населения в географической информации. Спутниковые изображения, в отличие от карты, являющейся условно-знаковой моделью (рис. 1) и зачастую требующей специальных навыков для ее чтения, предоставляют наиболее адекватное и удобное для Интернет-пользователей отображение пространственной информации (рис. 2). При этом не стоит забывать, что данные дистанционного зондирования Земли открывают неограниченные возможности для тематического дешифрирования. Однако именно сочетание мозаики космических снимков в качестве основы, дополнительных картографических слоев (например, слой с топонимами, рис. 3) и различных пользовательских сервисов (от определения координат, расчета площадей и расстояний (рис. 4) до просмотра метаданных (рис. 5) и возможности размещения своих пространственных материалов) позволяет добиться максимальной наглядности и информативности.
Рис. 2. Геопортал «Яндекс. Карты»: режим просмотра «Спутник»


Преимущество покрытия из космических снимков перед традиционной картографической основой заключается в возможности его оперативного и регулярного обновления, для чего необходимо использовать персональные наземные станции для приема и обработки спутниковой информации, позволяющие получать снимки Земли из космоса непосредственно на персональный компьютер пользователя. Эта технология уже реализована специалистами Инженерно-технологического центра «СканЭкс»: в настоящее время универсальная станция «УниСкан»тм принимает информацию от 15 различных спутников дистанционного зондирования Земли с пространственным разрешением от 1 км до 70 см в радиусе обзора 2,5 тыс. км (около 12 млн км2). Отсутствие оперативной составляющей значительно снижает эффективность использования уникальных свойств материалов космической съемки в геоинформационных Web-сервисах.
Рис. 3. Геопортал «Яндекс. Карты»: режим просмотра «Гибрид»


Основной особенностью геопортала является возможность его неограниченного наполнения пространственной информацией различного рода, причем следует различать общедоступные геопорталы B2C (Business-to-Customer), ведомственные B2G (Business-to-Government) и корпоративные B2B (Business-to-Business). К первой разновидности, безусловно, относятся широко известные мировые геопорталы Google Earth, Microsoft Virtual Earth, Yahoo! Maps и «Яндекс. Карты». Имеет смысл выделить группу региональных и городских геопорталов, рассчитанных на конкретную аудиторию. В таких геопорталах может произойти слияние функций B2C, B2G и B2B, например, региональный геопортал, удовлетворяющий географические потребности населения региона, может также использоваться в интересах администрации области и бизнеса. В отличие от геопорталов B2C, геопорталы B2G и B2B используют преимущественно внутреннюю локальную сеть Интранет с возможностью разграничения доступа отдельных сотрудников и подразделений к ресурсам и покрывают всю зону ответственности ведомства или территорию интереса компании с требуемой детализацией спутниковых изображений.
Рис. 4. Сервис расчета расстояний и площадей на геопортале www.Kosmosnimki.ru


Интеграция последних достижений в сфере дистанционного зондирования Земли, геоинформатики и Web-технологий позволила ИТЦ «СканЭкс» создать принципиально новый продукт, предназначенный для поддержки принятия управленческих решений. Несомненно, геопортал, сочетающий в себе наглядность космических снимков, оперативность обновления информации (собственная станция «УниСкан»тм), функциональность ГИС и открытость сети Интернет (или закрытость Интранет), является уникальным инструментом управления. Познакомиться с уже реализованным решением геопортала можно на сайте www.Kosmosnimki.ru экспериментальном проекте ИТЦ «СканЭкс».
Рис. 5. Каталог высокодетальной съемки на геопортале www.Kosmosnimki.ru




См. также:
Каталог Программного обеспечения:
   - Microsoft Virtual Earth***
Каталог Организаций:
   - СКАНЭКС
Каталог Оборудования:
   - УниСкан
Каталог Авторов:
   - Аш Е.В.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / ДДЗ
Тематич. разделы / Технологии / ГИС и Интернет
Страны и регионы / Россия
Страны и регионы / Россия / Центральный ФО / г. Москва
Публикации / Наши издания / Пространственные данные / Содержание журналов / № 2 (2008)
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 2


Источник: Пространственные данные №2 (2008)
Цитирумость документа: 3
00:30:47 20.05 2008   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.039036989212036 sec, Question: 118