Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№2_2008/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Проект «Красноярск 2020»

Взгляд градостроителей на развитие агломерации


Д.Х. Шалахина (РосНИПИ Урбанистики, Санкт-Петербург)
В.Г. Безгачев (эксперт-консультант, Красноярск)
С.С. Гохберг (РосНИПИ Урбанистики, Санкт-Петербург)

«Соответствует ли сегодня центр Красноярского края, его столица той миссии, которую она несет, в связи с будущим развитием нашего региона и его местом в Российской Федерации? Мы можем сколько угодно говорить о том, что Красноярск красивый, что в нем строится достаточно жилья, но он давно не отвечает тем запросам и требованиям, которые выдвигаются центру с названием «агломерация», то есть центру, притягивающему население. Так соответствует ли Красноярск понятию «агломерация»?

А.Г. Хлопонин, губернатор Красноярского края

(интервью 12 мая 2008 г., телемост на канале «Енисей-Регион» http://www.krskstate.ru/page.aspx?pageid=13683)


Д.Х. Шалахина
С.С. Гохберг
В.Г. Безгачев
Геополитические цели России в ХХI в. ориентированы на укрепление восточных регионов страны. России необходимы устойчивые зоны урбанизации, концентрирующие население, способные обеспечить освоение новых ресурсных зон, строительство крупных инфраструктурных объектов. Глобальные цели Федерации стимулируют регионы Сибири и Дальнего Востока заниматься вопросами формирования агломераций в составе проектов схем территориального планирования. Анализ программных документов развития сибирских регионов показывает, что практически все территории, делая упор на сырьевые отрасли как на базовые, стратегические ориентиры определяют на опережающее и приоритетное развитие урбанизированных зон, формирование городских агломераций (Новосибирск, Иркутск, Красноярск и др.). И в этом не сиюминутный порыв регионов «соответствовать» глобальным задачам Федерации, а попытки объективно оценить возможности своих столиц как центров урбанизации регионов, способных обеспечить привлекательные условия жизнедеятельности и, соответственно, сохранить население.

Приведенная в начале статьи цитата из интервью губернатора Красноярского края А.Г. Хлопонина отражает подходы руководителей крупнейших регионов страны к проектам развития агломерации. Для Красноярской агломерации основными являются два момента:
столица края должна соответствовать масштабам его развития нужны адекватные проектные решения по формированию территорий агломерации;
объективное состояние города и тенденции его развития таковы, что без разработки комплекса реальных программных мероприятий построить агломерацию будущего невозможно.

В документах Министерства регионального развития РФ отмечается, что схема территориального планирования региона представляет собой один из инструментов управления комплексным развитием территорий, который создает пространственно-территориальную основу для реализации долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона. Комплексный градостроительный анализ территории, потенциала и ограничений развития должен быть неотъемлемой частью стратегии социально-экономического развития. Фактически в схеме территориального планирования на картографических основах разных масштабов от обзорных до детальных выполняется привязка социально-экономической базы к конкретным зонам и точкам развития, зонирование территории по инженерно-строительным условиям, транспортной доступности, пригодности земель для сельского хозяйства, рекреации и другим факторам. Все вместе это обычные элементы схемы территориального планирования, отражающие распределение земель, пространственное соотношение точек и зон развития, размещение функциональных зон, транспортных и инженерных объектов.
Рис. 1. Структура Красноярской агломерации


Согласно типологии регионов РФ, разработанной на основе Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, Красноярский край относится к регионам локомотивного роста со статусом центра федерального значения. Край является федеральной инновационной площадкой, формирующей стратегические инициативы, новые технологии и институты пространственного развития, имеющие значение для всей страны.

Красноярский край в пределах страны занимает центральное географическое положение, охватывая территорию от Северного Ледовитого океана до южных отрогов Алтае-Саянской горной системы. Это самый крупный регион страны, уступающий по площади только Республике Саха (Якутия). При этом территория края одна из самых сложных по многообразию природных условий, многокомпонентности хозяйственного комплекса. Недаром среди эконом-географов общепризнано считать край «мини-Россией».

До 2020 г. на территории края запланирована реализация крупнейших в стране проектов энергетического и промышленного строительства: развитие гидроэнергетики (Эвенкийский энергоузел, каскад ГЭС на Ангаре), тепловой энергетики на базе Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса, крупномасштабные нефтегазовые проекты. Воплощение проектов обеспечит краю позиции ключевого региона в обеспечении энергетической безопасности России на длительный период. На базе одной из старейших золоторудных провинций России Енисейского кряжа уже сформировался крупнейший федеральный центр золотодобычи. На основе лесосырьевых ресурсов в промышленном районе «Нижнее Приангарье» развивается инновационный лесной кластер. Такие крупные инфраструктурные проекты, как строительство Северо-Сибирской железной дороги, железной дороги в Тыву с выходом на Монголию, а в перспективе на Китай и страны АТР, интегрируют районы нового ресурсного освоения края в национальную и мировую экономику.

Не отрицая сырьевой специализации экономики Красноярского края, как одного из важнейших ресурсообеспечивающих регионов России, важнейшей роли энергопотенциала края, важно, используя эти конкурентные преимущества как стартовые условия, перейти от индустриального к постиндустриальному типу развития территории. Диверсификация сырьевой экономики, создание новых продуктов на основе имеющегося сырья позволят интегрироваться в общероссийскую экономику. Как пример такой интеграции в автомобильную промышленность можно привести организацию производства катализаторной сетки на основе металлов платиновой группы на Красноярском заводе цветных металлов.
Рис. 2. Внутреннее кольцо агломерации


Масштабы развития края, положение Красноярска на карте России очевидные предпосылки становления города как опорного центра урбанизации в Сибири. Красноярск расположен в крупном промышленно развитом регионе, формирующем зоны опережающего развития федерального и мирового значения.

РосНИПИ Урбанистики, занимаясь разработкой схемы территориального планирования Красноярского края, в числе важнейших градостроительных узлов региона рассматривает Красноярскую агломерацию. Проектные предложения схемы в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ содержат комплексные решения по системе расселения, развитию транспортной и инженерной инфраструктуры регионального значения. Однако в рамках статьи мы хотели бы несколько расширить «круг полномочий» и предложить к рассмотрению разработчикам стратегических документов социально-экономического развития Красноярской агломерации ряд объектных решений. Специалисты института и региональные эксперты внимательно изучили пожелания краевой и городской администраций, материалы разных проектных групп, позиции руководителей региона и смогли получить интегрированное видение базовых направлений становления агломерации.

Состав агломерации определяется логикой пространственного развития края фактически это территория центрального макрорайона, традиционно выделяемого в документах социально-экономического развития региона.

Границы агломерации исторически сложились в пределах Красноярской групповой системы расселения и определяются условиями транспортной доступности. По концентрации транспортных и деловых связей территорий, входящих в состав Красноярской агломерации, нами выделены:
ближнее кольцо территории, интенсивно интегрированные в межтерриториальные связи и деловые процессы Красноярска и находящиеся в радиусе часовой транспортной доступности;
дальнее кольцо территории с транспортной доступностью в пределах 1,5 2 ч (продовольственные комплексы, рекреационные зоны, средоформирующие леса, места детского отдыха, дачные поселки, места размещения бытовых и промышленных отходов, ресурсные зоны промышленной и хозяйственной деятельности агломерации).
Рис. 3. Структура урбанизированного каркаса


Красноярск и его ближайшее окружение обладают динамичной системой расселения, открытой к пространственной модернизации и формированию нового типа постиндустриальной городской среды. Ядро агломерации урбанизированная территория с преимущественно индустриальным типом хозяйствования. В общем объеме производства на долю промышленности приходится 93,6%, сельского хозяйства 6,4%.


В пределах сложившейся системы расселения развита достаточно густая сеть городов и поселков городского типа всего более 100 сельских поселений, для которых Красноярск является центром межселенного обслуживания населения. Межселенные территории большей частью заняты лесом (59%) и сельскохозяйственными угодьями. Города-спутники Красноярска обладают значительным инновационным, производственным, технологическим и кадровым потенциалом.

Базовыми элементами, формирующими экономическое ядро агломерации, станут создаваемые на основе аэропортов «Емельяново» и «Черемшанка» мультимодальный воздушный транспортный узел, свободная портовая зона, крупный логистический комплекс. Красноярский хаб может стать грузовыми воротами Сибири вполне прибыльная и инвестиционно привлекательная экономическая ниша.
Рис. 4. Транспортный каркас агломерации


В непосредственной близости от грузового хаба предлагается создать центры банковской и деловой активности с размещением главных офисов и представительств крупных транснациональных и национальных компаний, ведущих бизнес на территории края («Роснефть», «РУСАЛ», «Норникель», «Полюс», «Газпром», «РусГИДРО»). В состав Делового центра может войти Сибирская биржа цветных и драгоценных металлов, как один из имиджевых, брендовых объектов развития агломерации и крупный выставочный центр. Реализация проекта сформирует новую зону деловой активности, сделает город привлекательным для бизнеса российского и международного масштаба.

Развитие инфраструктуры обслуживания бизнеса предусматривает строительство отелей и гостиниц мирового уровня проекты сетевых операторов «Хилтон», «Мариотт-Отель» (территориально наиболее привлекательным для данных функций является направление на Дивногорск).

Ключевым в проектных решениях развития транспортной инфраструктуры должно быть создание интрамодального железнодорожного транспортного узла в районе Терентьево-Бархатово с таможенным терминалом и логистическим комплексом. Это позволит обеспечить инфраструктурный коридор по доставке грузов в направлении на Юго-Восточную Азию, Китай, создать на его базе портовую экономическую зону по типу существующих авиационных и морских.
Рис. 5. Природно-рекреационный потенциал


Особенности рельефа Красноярска и его окрестностей требуют детальной проработки и новых инженерно-технических решений при проектировании транспортной системы города и агломерации:
увязка схемы строящегося метро с размещением новых селитебных зон агломерации;
строительство новых мостов через Енисей;
создание центра транспортной логистики на левом берегу Енисея в районе четвертого моста.


Современные виды скоростного транспорта должны связать деловые зоны, новые зоны расселения, центры отдыха и рекреации.

Инновационное развитие агломерации задается формированием современной образовательной системы, созданием научных центров на базе Сибирского федерального университета и Красноярского научного центра СО РАН.

Продовольственная безопасность агломерации может быть обеспечена потенциалом прилегающих сельскохозяйственных территорий проектом выделены два продовольственных кольца, каждое со своей специализацией.

Обязательным элементом агломерации должен стать современный, соответствующий мировым стандартам рекреационный комплекс на основе известных брендов края заповедника «Красноярские Столбы», Красноярской ГЭС, Дивногорска, парка «Роев ручей», Бобрового лога, Бирюсинских пещер, р. Маны, Красноярского моря и др. Формируемая индустрия въездного туризма уже сейчас является инвестиционно привлекательным сектором новой красноярской экономики.

Особое внимание в проекте отводится разработке системы экологического императива, принципов устойчивого экологического развития, формированию экологически благоприятных условий проживания. Экологические проблемы промышленного комплекса Красноярска должны не только решаться путем технологической модернизации предприятий и проведения природоохранных мероприятий, но и нивелироваться за счет высокого уровня благоустройства территорий, сохранения баланса зеленых зон.

Идеология развития агломерации подразумевает активное малоэтажное строительство, формирование среды, сомасштабной человеку, его повседневным заботам (отдых детей, возможность заниматься спортом недалеко от дома). Одновременно высокая мобильность населения и концентрация транспортных связей позволяют разместить зоны активного развития спорта, массовых видов отдыха в периферийных зонах агломерации, что позволит рассредоточить потоки и нагрузки по территории, равномерно осваивать не только привлекательные для инвесторов примагистральные зоны, но и удаленные уголки.

Площадки новой жилой застройки должны получить индивидуальное архитектурно-ландшафтное решение прекрасные природные комплексы красноярских пригородов это позволяют в полной мере. Принцип комплексной застройки и благоустройства территории должен стать обязательным элементом культуры современного города, претендующего на выполнение межрегиональных (возможно части федеральных) столичных функций.

Таким образом, важнейшим условием развития агломерации является формирование системы расселения, способной обеспечить новое качество жизни, привлекательность территории для мигрантов, формирование нового образа жителя Красноярска уверенного в своих силах, доброжелательного к окружающим, настроенного на позитивное восприятие. Целевые установки каждого человека успех, дети, образование, здоровый образ жизни должны стать целевыми установками столицы Красноярского края.


См. также:
Каталог Организаций:
   - РосНИПИ Урбанистики
Каталог Авторов:
   - Шалахина Д.Х.
   - Безгачев В.Г.
   - Гохберг С.С.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Сибирский ФО / Красноярский край
Тематич. разделы / Демография и статистика
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №2_2008
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 20


Источник: УПР №2_2008
Цитирумость документа: 3
22:00:21 16.07 2008   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.046419858932495 sec, Question: 90