Реализация областной целевой программы «Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области на 2004 2010 годы» активизировала разработку схем территориального планирования (СТП) муниципальных районов и области. Так, в ФГУП «Госгисцентр» Роскартографии была приобретена цифровая карта области масштаба 1:200 000, местным филиалом Северо-Кавказского аэрогеодезического предприятия были изготовлены цифровые карты всех муниципальных районов в масштабе 1:50 000, институт «Гипрогор» в 2007 г. разработал СТП Саратовской области. В 2007 2008 гг. практически все районы области провели конкурсы на размещение муниципальных заказов на разработку СТП. 32 из 38 конкурсов выиграл институт «Саратовгражданпроект».
При реализации заказов на разработку СТП возник ряд вопросов. Первый и наиболее важный кадровое обеспечение работ. Благодаря грамотной политике руководства институт сохранил не только статус государственного областного предприятия и производственное здание, но и значительный кадровый потенциал постаревший, но не сломленный ветром перемен 1990-х годов. Контингент опытных специалистов-градостроителей (как правило, пенсионного и предпенсионного возраста) был «разбавлен» молодыми архитекторами и инженерами разных специальностей. Но, учитывая сложность вопросов территориального планирования в современных условиях, этого было мало. Тогда было принято решение привлечь к разработке СТП научных работников, а именно сотрудников географического факультета Саратовского государственного университета, являющихся специалистами высочайшей квалификации. Таким образом, вопрос кадрового обеспечения работ в первом приближении был решен.
Социальная инфраструктура и демография
Вторым по важности стал вопрос предметно-содержательной стороны проектов территориального планирования. Изначально рассматривались два метода. Первый традиционный, основанный на советском опыте разработки проектов районной планировки и комплексных схем территориального планирования; им воспользовались многие наши коллеги из других регионов. Метод проверенный, всем понятный. Но главным его недостатком является несоответствие требованиям действующего Градостроительного кодекса РФ, потребностям муниципального заказчика, реалиям рыночной экономики, частной собственности на землю, современной жизни в конечном итоге.
Проектный план
Второй метод упрощенный земельно-кадастровый: разработать пять-шесть обозначенных кодексом схем, установить на их основе границы земельных участков и зон размещения муниципальных объектов и на этом «умыть руки». Естественно, низводить до такого уровня территориальное планирование мы не могли.
Комплексная оценка территории
В ходе острых и продолжительных дискуссий было принято удовлетворяющее все стороны решение не отказываться от традиционного комплексного изучения и анализа состояния территории и вариантных проработок проектных решений, а результаты этих исследований включить в состав проекта как обосновывающие материалы. В итоге было разработано более 50 тематических карт, отражающих современное состояние природно-экологического, инженерно-транспортного, социально-культурного каркасов территории. Собственно схему территориального планирования представляют полученные на основе обосновывающих материалов итоговые проектные материалы, подготовленные в точном соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ. Такой подход имеет ряд преимуществ. Во-первых, на стол руководителям района ложатся только основные (утверждаемые) схемы, раскрывающие современное состояние и перспективы развития инженерно-транспортной и социальной инфраструктур района, а также обусловленные ими ограничения на использование земельных участков. Именно эти документы наиболее востребованы при принятии решений органами муниципальной власти района в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Во-вторых, информация в графической и текстовой формах, содержащаяся в обосновывающих материалах проекта, думается, так или иначе будет востребована чиновниками администрации района в зависимости от решаемых ими вопросов, частными предпринимателями в повседневной коммерческой деятельности или при составлении бизнес-проектов, проектными организациями при разработке последующих стадий градостроительного проектирования.
Комплексная оценка экологической ситуации
Примерный состав материалов проекта СТП муниципального района представлен на схеме 1.
Схема 1. Cостав материалов проектов схем территориального планирования: схема территориального планирования (утверждаемая часть) и обоснование
Специализированная геоинформационная система «ГИС муниципальный район»
В перечне проектных материалов схемы упоминается специализированная геоинформационная система «ГИС муниципальный район», в связи с чем следует осветить еще один принципиальный вопрос. Авторы проекта имели опыт разработки градостроительной документации с помощью ГИС-приложений, а также создания геоинформационных систем различной направленности. С учетом возможностей ГИС по сравнению с обычным графическим представлением градостроительной документации выбор был сделан в пользу разработки проектов СТП с использованием полнофункциональной ГИС MapInfo Professional (MapInfo Corp., США). Концепция и структура «ГИС муниципальный район» были разработаны в лаборатории геоинформатики и тематического картографирования Саратовского государственного университета. ГИС имеет удобный упрощенный (для неподготовленного пользователя) интерфейс, обширные картографические и атрибутивные базы данных и предназначена для мониторинга градостроительной деятельности и комплексного управления территориальным развитием муниципального района. В частности, сведения об объектах социальной и инженерно-транспортной инфраструктур, включенные в ГИС, позволяют получить наглядную информацию об их состоянии, местах размещения и основных характеристиках (фотографии объектов соцкультбыта, крупномасштабные планы их размещения, краткое описание).
Схема планировочной структуры
Семантическая информация проекта представлена как по современному состоянию территории, что позволяет осуществлять ее мониторинг, так и по проектным предложениям, что дает возможность оперативно вносить необходимые изменения в проект в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке.