Рис. 1. ГИС оператора связи. Просмотр узла клиента
История успеха
Г.Л. Емельянова (ЗАО «Риэл Гео Проджект»)
О заказчике
ОАО «Центральный телеграф» один из ведущих операторов связи в России. Деятельность предприятия неразрывно связана с развитием связи это одна из тех компаний, которые заложили фундамент телекоммуникационной отрасли страны.
Регион деятельности компании Москва и Московская область самая активная и наиболее требовательная к сервису площадка России. Технологической платформой для развития услуг связи компании является собственная волоконно-оптическая сеть общей протяженностью около 2 тыс. км в Москве и Подмосковье, имеющая более 4 тыс. точек доступа. Транспортная сеть имеет кольцевую структуру и построена на основе технологий SDH, PON и DWDM с использованием сетевого оборудования ведущих мировых производителей.
В настоящее время ОАО «Центральный телеграф» предоставляет услуги телефонной связи более 40 тыс. абонентов в зоне обслуживания, широкополосным доступом в Интернет пользуются свыше 110 тыс. абонентов, из которых более 10 тыс. ADSL-абоненты в Подмосковье, более 100 тыс. подключены по технологии Metro Ethernet в Москве.
ЗАО «Центел» является дочерней компанией ОАО «Центральный телеграф».
Главная задача компании «Центел» предоставить жителям региона качественную, универсальную и доступную телекоммуникацию; используя возможности современной сети, обеспечить доставку абонентам единого сервисного пакета, состоящего из «быстрого» Интернета, цифрового телевидения и телефонии.
Проблемы
Задача Интернет-провайдера заключается в том, чтобы в максимально короткие сроки подготовить для заказчика качественные решения по предоставлению услуг, обеспечивающих доступ абонента к высокоскоростному Интернету, цифровому телевидению и телефонии.
Для решения этой задачи техническим специалистам необходимо провести ряд мероприятий по оценке возможности подключения абонента к сети.
К таким мероприятиям относятся, например, определение кратчайшего расстояния до абонента, выявление преград на пути и т. д. До внедрения географической информационной системы (ГИС) эта задача решалась с помощью изучения и промера чертежей, что занимало немало времени и требовало значительных трудозатрат.
Задачи проекта:
планирование развития телекоммуникационных сетей, в том числе их пространственный анализ и моделирование. Инвентаризация ресурсов и объектов распределенной инфраструктуры компании, ведение технической документации, в том числе графической, для большого числа объектов. Обеспечение проведения профилактических и аварийных ремонтных работ;
обеспечение доступа абонентов сети компании «Центел» к ГИС при реализации маркетинговых продуктов.
Решение
Специалистами компании «Центел» рассматривались два варианта решения поставленных задач. Первый предполагал использование системы учета сетевых ресурсов, второй географической информационной системы. Сделанный выбор начальник отдела корпоративных информационных систем ЗАО «Центел» М.В. Барсуков прокомментировал следующим образом: «Сегодня переходом на автоматизированную систему управления уже никого не удивишь. У всех сетевых компаний по предоставлению Интернета есть свои системы учета сетевых ресурсов (Inventory), где хранится оборудование и инфраструктура. Разница лишь в том, что кто-то предпочитает ГИС, кто-то более схематичные методы. Мы же свой выбор остановили именно на ГИС».
Итак, было принято решение автоматизировать работы по оценке местности и планированию развития телекоммуникационных сетей путем применения геоинформационных технологий.
Следующий шаг оценка существующих ГИС-проектов и выбор наиболее оптимального из них. В течение трех месяцев специалисты ЗАО «Центел» тестировали программные продукты известных компаний, предоставляющих решения в области ГИС. В техническом плане подходили практически все, но выбор был сделан в пользу программных продуктов Autodesk Corp. (США).
Почему именно Autodesk?
Как отметил генеральный директор ЗАО «Центел» В.В. Лантух, «Autodesk это эффективность и доступность инструментария для создания геоинформационных систем при приемлемых трудовых и финансовых затратах». Его мнение поддержал и М.В. Барсуков: «Во-первых, нас полностью устраивало ц
Рис. 2. ГИС оператора связи. Просмотр информации по выбранным кабелям
еновое предложение компании Autodesk, во-вторых, ее продукты в функциональном плане признаны многими крупными организациями лучшими».
В 2004 г. компанией «Центел» были приобретены программные продукты Autodesk Map и Autodesk MapGuide. Первый из них предназначался для проектировщиков, второй для продавцов и удаленных пользователей, которые при помощи технологий Интранет могли дистанционно проводить оценку местности.
Поставщиком программных продуктов Autodesk Map и Autodesk MapGuide стала компания «Риэл Гео Проджект» российский партнер корпорации Autodesk. Кроме поставки программного обеспечения, компанией «Риэл Гео Проджект» были организованы специальные курсы по обучению сотрудников ЗАО «Центел» работе с Autodesk Map и Autodesk MapGuide и обеспечена техническая поддержка установленного программного обеспечения. Поэтому сложностей при внедрении программных продуктов не возникло.
ГИС оператора связи (рис. 1, 2) была создана с помощью программных библиотек Autodesk, основанных на продуктах Autodesk Map и Autodesk MapGuide. Общее ее назначение сбор, обработка и отображение пространственной и атрибутивной информации в рамках единой базы данных.
Технология создания ГИС оператора связи обеспечивает:
организацию хранения пространственных и иных данных в едином хранилище;
поддержку основных типов данных: табличных, картографических, графических, текстовых и др.;
поддержку больших наборов разнотипных (векторные, растровые, таблицы и т. п.) пространственных данных;
возможность одновременной работы нескольких пользователей;
возможность пространственного анализа данных.
Разработка осуществлена с использованием:
технологий Интернет/Интранет как среды для построения наиболее рентабельных решений для коллективной работы в распределенной информационной системе (в том числе и мобильных решений);
СУБД MS SQL Server, обеспечивающей создание единого хранилища данных и обладающей высокими параметрами выполняемости, масштабируемости, расширяемости и надежности;
стандартных средств программирования (ActiveX/COM/Automation).
С точки зрения возможностей программирования, продукты компании Autodesk обладают большой гибкостью, что не только позволило быстро и легко спроектировать и создать ГИС, но и дало возможность (после того, как компания «Центел» стала заниматься предоставлением Интернет-услуг) переквалифицировать ее под новые задачи с минимальными затратами.
Результат
В результате реализации проекта решены все стоявшие задачи и создана ГИС оператора связи. Теперь проектирование информационных, линейных, кабельных сооружений связи ведется в полуавтоматическом режиме. ГИС тесно взаимодействует с общей корпоративной системой, что обеспечивает налаженный контакт со всеми специалистами. Реализованы шаблоны, по которым данные легко заносятся в ГИС. На основе этого формируется проектная и исполнительная документация, ведется автоматический учет инвентаризации, осуществляется управление сетевыми ресурсами. Кроме того, ГИС тесно связана с имеющейся в компании системой мониторинга оборудования.
Все перечисленное позволило добиться увеличения скорости обработки данных во много раз. Это особенно важно, когда происходит повреждение на каком-либо участке сети и необходимо срочно получить визуальную информацию об обслуживаемой этой сетью территории, чтобы выявить, какой сегмент не работает. Быстрая оценка ситуации позволяет оперативно устранять аварии, а также эффективно работать с очередью входящих звонков от абонентов поврежденного сегмента.
Отзыв заказчика
Генеральный директор ЗАО «Центел» В.В. Лантух: «Достаточная открытость, гибкость и доступность решений Autodesk позволили реализовать трехуровневую архитектуру системы и обеспечить доступ пользователей к пространственным данным и к системе в целом по технологии «тонкий клиент», минимизировав тем самым затраты на организацию рабочих мест».
Развитие проекта
В настоящее время ГИС оператора связи стала использовать и головная организация ОАО «Центральный телеграф», которая имеет различные системы сетевого оборудования, в том числе и для телефонии. Сотрудники надеются, что использование ГИС позволит увеличить доступность и скорость получения информации, а также повысит качество обслуживания клиентов.