Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Конференции/Наши конференции/Конференции по муницип. ГИС/МГИС 2009. Уфа/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Информационное обеспечение градостроительной деятельности в Республике Башкортостан


Ураксин У.Г.
Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан


Вопрос о ходе исполнения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части разработки схем территориального планирования и генеральных планов поселений и городских округов актуален на сегодняшний день, как никогда, и требует решения на всех уровнях власти.

Новый Кодекс, вступивший в силу в 2004 году, внёс большие изменения в градостроительную политику. Главная цель принятия Кодекса - обеспечить устойчивое развитие территории и благоприятной среды жизнедеятельности населения. Он подробно урегулировал весь комплекс вопросов, связанных с градостроительной деятельностью. Это вопросы территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

Принципиально новым является создание четкой системы градостроительной деятельности, закрепление предмета и принципов такой деятельности, полномочий федерального, регионального и местного уровней власти в данной сфере. Следует отметить, что, Кодекс значительно расширил полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

В свете поставленных задач Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан проводится большая работа по координации работ по подготовке схем территориального планирования муниципальных районов и разработки генеральных планов городских и сельских поселений.

Совместные усилия заинтересованных республиканских органов государственной исполнительной власти, администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан позволили добиться определенных успехов в реализации положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

Республика Башкортостан одной из первых в Российской Федерации в 2004 году завершила разработку и утвердила Схему территориального планирования Республики Башкортостан и проект развития транспортной инфраструктуры Республики Башкортостан до 2020 года. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации Схема территориального планирования Республики Башкортостан, как субъекта Российской Федерации, требует корректировки, выполнение которой запланировано на 2009г.

Необходимо понять, что без документов территориального планирования невозможно принять правильное градостроительное решение в отношении предоставления земельных участков под строительство, определить правовой режим использования участков на отдельно взятой территории, установить стоимость земельного участка. Всё это в свою очередь ведёт к удорожанию квадратного метра жилья и коммуникационных сетей.

Последствиями необоснованного выборочного строительства и так называемого «латания дыр» являются недостаточность мест в школьных и детских дошкольных учреждениях, пробки на дорогах, несбалансированное расположение жилых зон и мест приложения труда, неэффективные системы энергообеспечения.

Направление разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Республики Башкортостан было определено одним из приоритетных в 2008 году.

Остаётся: оно первостепенным и в текущем году, так как в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ с 1 января 2010 года не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования. Суть заключается в том, что нельзя будет осуществлять никакую градостроительную деятельность: ни строительство, ни реконструкцию, ни перепрофилирование объектов.
Подробнее остановимся на том, что сделано, и что ещё предстоит сделать для решения поставленных задач.

Сегодня основной задачей является разработка документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального уровня, к которым относятся схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы городских округов, городских и сельских поселений; правила землепользования и застройки. В Республике Башкортостан 54 муниципальных района, 8 городских округов, 966 поселений, из них - 13 городских.

В настоящее время из 54 муниципальных районов лишь 18 районов имеют схемы, разработанные в соответствии с новым Градостроительным кодексом, (Абзелиловский, Алыпеевский, Аскинский, Баймакский, Белебеевский, Белокатайский, Бижбулякский, Дуванский, Ермекеевский, Зиаичуринский, Зилаирский, Караидельский, Кигинский, Кугарчинский, Мечетлинский, Салаватский, Уфимский, Хайбуллинский районы).
В 2008 году начаты работы по подготовке картографической основы для разработки и корректировки схем территориального планирования 14 муниципальных районов (Бакалинский, Илишевский, Миякинский, Стерлибашевский, Феровский, Чекмагушевский, Бирский, Благоварский, Буздякский, Давлекановский, Куюргазинский, Мишкинский, Туймазинский, Шаранский), завершение которых планируется в 2009 году.

Территориальное развитие городских округов, городских и сельских поселений республики осуществляется на основе генеральных планов, в настоящее время: из 20 городов республики разработали новые генеральные планы 8 городов (Уфа, Баймак, Белорецк, Давлеканово, г.Белебей, г.Дюртюли, г.Мелеуз, г.Туймазы), в том числе утверждены всего 4;

- из 40 административных центров муниципальных районов только 12 имеют новые генеральные планы, в том числе утверждены 4 генплана (с.Караидель, с.Мишкино, с.Акъяр, р.п. Чишмы), 8 находятся на согласовании (с.Раевский, с.Красноусольский, с.Калтасы, с.Николо-Березовка, с.Кушнаренково, с.Киргиз-Мияки, с.Малояз, с.В.Татышлы).

В стадии проектирования 5 генеральных планов, окончание работ предусмотрено в текущем году (с.Буздяк, с.Кармаскалы, с.Федоровка, с.Чекмагуш, г.Учалы).

Слабым местом в обеспечении градостроительной документацией является - разработка генеральных планов сельских поселений. В республике насчитывается более 4,5 тысяч сельских населенных пунктов, из которых буквально единицы, порядка 50, имеют новые генпланы, соответствующие требованиям действующего кодекса. Что касается генпланов сельских населенных пунктов, разработанных в 80-х годах, обеспеченность которыми составляет около 30% от общего количества, то они требуют корректировки или новой разработки.

Остро стоит вопрос разработки Правил землепользования и застройки территорий поселений, городских округов при отсутствии, которых, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, с 1 января 2010 года не допускается выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки устанавливают территориальные зоны, виды разрешённого использования земельных участков, предельные размеры участков и параметры разрешённого строительства. Таким образом, являются источником градостроительного права для всего муниципального сообщества: представителей местного самоуправления, бизнеса, населения в целом, для физических и юридических лиц - инвесторов, застройщиков, собственников недвижимости.

Разработаны и утверждены Правила землепользования и застройки территорий только 33-х поселений и городских округов, выделенных на плане зелёным цветом. По остальным муниципальным образованиям, выделенных на плане красным цветом, Правила землепользования и застройки территорий находятся либо в стадии разработки, либо по таким как (Городской округ г.Агидель, Аургазинский, Благоварский, Благовещенский, Бурзянский, Иглинский, Краснокамский, Кугарчинский, Куюргазинский, Мишкинский, Миякинский, Нуримановский, Стерлитамакский, Уфимский, Хайбуллинский муниципальные районы), до настоящего времени даже не начаты работы по их подготовке.

Однако, не смотря на то, что подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов, поселений и городских округов, в соответствии со статьёй 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, относится к полномочиям органов местного самоуправления, администрации на местах проявляют низкую активность в вопросах разработки градостроительной документации.

В связи, с чем Правительством Республики Башкортостан было принято распоряжение о софинансировании работ по разработке документов территориального планирования с администрациями муниципальных районов и городских округов.

Многие администрации муниципальных районов работают по такой схеме и за счёт средств местного бюджета выполняют инженерные изыскания.

Правительство Республики Башкортостан ежегодно предусматривает средства в республиканском бюджете на разработку документов территориального планирования. За период с 2005 по 2008 год включительно на эти цели из бюджета республики было выделено 78,8 млн. руб., из средств местных бюджетов 49,2 млн. руб.

Наиболее активно, ведется работа по разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования администрациями городских округов г.г. Уфа, Баймак, Туймазы и муниципальных районов Алыиеевский, Караидельский, Чишминский.
В числе отстающих в решении данных вопросов являются муниципальные районы Иглинский, не смотря на то, что является пригородом Уфы, где активно ведётся строительство объектов соцкультбыта, жилья, в том числе индивидуального, по территории которого проходит трасса федерального значения, Нуримановский, допуская тем самым стихийную застройку зоны отдыха на Павловском водохранилище. Хочу назвать те муниципальные образования, в которых до настоящего времени не разработан, в соответствии с требованиями нового Градостроительного кодекса, ни один документ территориального планирования и градостроительного зонирования это муниципальные районы Аургазинский, Благоварский, Благовещенский, Бураевский, Ишимбайский, Куюргазинский, Стерлитамакский, Янаульский.

Основным сдерживающим фактором, влияющим на разработку документов территориального планирования и градостроительного зонирования, называют недостаточность финансирования, а фактически — это отсутствие внимания к данному вопросу со стороны глав местных администраций.
Руководители муниципальных образований не осознают нужности градостроительных документов, не чувствуют их пользу, как средства управления, как инструмента, без которого действительно, можно как минимум наделать массу стратегических ошибок.

Отсюда следствие, ни рубля на эти цели не выделено из местных бюджетов 20 муниципальных образований, в том числе не предусмотрено финансирование, в соответствии с представленной информацией, и на текущий 2009 год бюджетами следующих муниципальных районов Бакалинский, Белокатайский, Благоварский, Бурзянский, Зилаирский, Ишимбайский, Кугарчинский, Куюргазинский, Нуримановский, Стерлитамакский, Янаульский.

Администрациям муниципальных образований, перечисленных районов, необходимо безотлагательно принять меры и обеспечить выполнение требований Градостроительного кодекса.

Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, в свою очередь, предпринимаются необходимые меры для исполнения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации. Разработан План реализации схемы территориального планирования Республики Башкортостан, который должен стать основным программным документом по градостроительному планированию развития Республики Башкортостан, однако с 2007 года, по сей день, этот документ не утверждён и находится на согласовании в Министерстве финансов Республики Башкортостан.

Также Минстройтрансом РБ подготовлены проекты распоряжения и постановления о разработке Республиканской целевой программы «Обеспечение территорий муниципальных образований Республики Башкортостан документами территориального планирования на 2009-2013 годы», которые в настоящее время находятся на согласовании.
Без принятия этих документов невозможно последовательно во взаимной увязке вести разработку документов территориального планирования, добиться финансового обеспечения и сбалансированного выделения средств республиканского и местных бюджетов.

Минстройтранс РБ осуществляет функции госзаказчика при заключении контрактов на разработку документов территориального планирования. Кроме того министерство организует семинары, проводит совещания и консультации по вопросу разработки градостроительной документации. Не однократно в Администрации районов и городов, начиная с 2006 года, направлялись письма о необходимости активизации работ по разработке градостроительной документации и выделения средств местных бюджетов на указанные цели, однако должная реакция последовала далеко не от всех руководителей муниципальных образований.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, к полномочиям органов местного самоуправления относится подготовка, согласование и утверждение документов территориального планирования, включая организацию публичных слушаний. Однако процедура согласования часто затягивается по различным причинам, в результате чего готовый документ лежит на полке без утверждения, не действующим. Но парадокс состоит в том, что порой даже после утверждения документов территориального планирования, местные администрации не торопятся с их реализацией, и продолжается выделение земельных участков без учёта генеральных планов поселений и городских округов. Для чего тогда затрачены усилия и финансы?

Остановимся ещё на одном моменте, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации, администрации районов должны были организовать работу по созданию информационных систем градостроительной деятельности муниципального уровня с 1 июля 2006 года. Но недостаток средств, отсутствие программного обеспечения и квалифицированных специалистов сдерживало работы по обеспечению данных полномочий.

В настоящее время мы стремимся организовать постоянное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления по обмену накопившейся информацией для обеспечения деятельности информационных систем. В 2005 году Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан были приобретены необходимые технические средства для создания центральной базы информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории республики. Получено программное обеспечение Геоинформационная система «ИнГео», подсистема «Регистр». Во все муниципальные образования переданы рабочие копии этой программы для ознакомления и изучения. Однако вопрос о дальнейшем использовании этой системы на сегодняшний день стоит достаточно остро, поскольку необходимо введение штатных единиц для внедрения программы.
Для полноценного функционирования информационных систем необходимо, чтобы органами местного самоуправления осуществлялось своевременное документирование сведений, подлежащих размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, на бумажных и электронных носителях.

Органы местного самоуправления должны постоянно вносить в ИСОГД текущую информацию о градостроительной деятельности, а также заносить в систему в электронном виде ранее собранные сведения, следить за передачей информации в информационную систему республики. Но пока обратной связи в виде поступления накопленной информации от муниципальных образований практически нет. Причин тому несколько:
в первую очередь, это отсутствие должного контроля со стороны глав муниципальных образований за исполнением возложенных на органы местного самоуправления обязанностей; отсутствие в муниципальных образованиях подготовленных кадров для работы с геоинформационными системами. Ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) органами местного самоуправления малоэффективно. Выход в целенаправленной помощи муниципальным образованиям в обучении сотрудников, обеспечивающих ведение ИСОГД, в формировании баз данных и в разработке документов территориального планирования — основного информационного ресурса ИСОГД.

Лидерами по ведению информационных систем в республике является Главное управление архитектуры и градостроительства города Уфы. В системе ГИС «ИнГЕО» в Главархитектуре создана база данных, в которой занесена и используется для подготовки проектно - разрешительной документации следующая информация:

1.Геологические карты Ml: 10000.
2.Генеральный план г.Уфы М1:20000.

Занесено в базу данных, используется при подготовки проектно-разрешительной документации и производится мониторинг следующей информации:

1. Адресный план г.Уфы в составе:

2.Городская топографическая основа Ml :2000.
3.Карта геологической изученности.
4.Территории, выделенные под проектирование и застройку. 5.Градостроительные планы земельных участков.
6.Карты градостроительного регулирования.
7.Градостроительные регламенты.

Организован обмен информацией между Горкомземом и Главархитектурой по земельным отводам на территории г.Уфы. На основе имеющейся в базе данных информации с использованием системы «Мониторинг» организован прием граждан по принципу «Единого окна».

Еще в 14 городах республике ведутся дежурные и адресные планы городов и сельских населенных пунктов, составляются карты и планы при проведении инженерных изысканий, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, составляются схемы для формирования градостроительной документации. Однако программа "МОНИТОРИНГ" не в полном объеме используется только в 3 городах. Так что работы в этом направлении еще очень много.

В заключение Урал Газизович подчеркивает, что 2009 год является рубежным в создании документов территориального планирования муниципального уровня. Необходимо приложить максимум усилий, тщательно спланировать действия и обеспечить финансирование работ для выполнения поставленной задачи.


См. также:
Каталог Программного обеспечения:
   - ИнМета

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Тематич. разделы / Проектирование, изыскания
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Конференции / Наши конференции / Конференции по муницип. ГИС / МГИС 2009. Уфа
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: Материалы 3-й Всероссийской конференции «Геоинформационные технологии в муниципальном управлении»
Цитирумость документа: 1
13:56:38 16.04 2009   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.020642995834351 sec, Question: 79