Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№1_2009/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  













Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Брянская область: особенности и стратегия развития. Планировочные решения

А.И. Чистобаев (НПИ «ЭНКО», Санкт-Петербург)


Брянская область образована в 1944 г., в современных границах занимает 34,9 тыс. км2 (0,2% территории России). Численность населения на 1 января 2009 г. составила 1308 тыс. человек (около 1,0% численности населения страны); доля городского населения — 68,4%, плотность населения — 37,8 человек на км2. В области насчитывается 16 городов и 24 поселка городского типа. Число муниципальных районов — 27, муниципальных образований — более 260.

Абсолютная численность населения снижается, вследствие чего демографическая ситуация малоблагоприятна. На долю лиц моложе трудоспособного возраста приходится 15,5% населения, трудоспособного возраста — 61,3%, старше трудоспособного возраста — 23,2%. В областном центре — Брянске — проживает 48% городского населения (его численность — 425 тыс. человек). Из других городов выделяются Клинцы (66 тыс. человек), Новозыбков (43 тыс. человек) и Дятьково (33 тыс. человек). В названных городах размещается преобладающая часть промышленного производства.

Территория области непосредственно примыкает к участкам государственной границы России с Республикой Беларусью и Республикой Украиной. Преобразование этих бывших союзных республик в суверенные государства обусловило разрушение устойчивых социально-экономических связей в составе единого народнохозяйственного комплекса СССР, вследствие чего ситуация в региональной экономике резко обострилась. Сказалась и Чернобыльская катастрофа, в результате которой значительная часть территории области (более 5 тыс. км2) была загрязнена радионуклидами.

Оценка экономико-географического и геополитического положения. Приграничное положение Брянской области в настоящее время не только не способствует, а наоборот, сдерживает развитие производительных сил. Это объясняется тем, что примыкающие к ней территории соседних государств сами слабо развиты в экономическом отношении. Это явление носит временный характер: в недалеком будущем приграничное положение станет главным фактором развития соседних областей трех государств, по обе стороны границ сформируются кооперированные производства, транспортно-логистические комплексы. На территории Брянской области может возникнуть дифференцированная экономика, имеющая два вектора: первый — внешний, т. е. на юго-запад, в другие страны; второй — внутренний, т. е. в другие субъекты РФ, особенно в те, которые входят в состав Центрального федерального округа (ЦФО). Соответственно, продукция инновационного комплекса области будет реализовываться как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

По соседству с Брянской областью располагается Центрально-Черноземный экономический район. Помимо плодородных почв, он обладает крупной металлургической базой, созданной на основе руд Курской магнитной аномалии. В непосредственной близости от границ с Брянской областью находится Смоленская АЭС, на относительно небольшом расстоянии — Курская АЭС. Таким образом, близость металлургической и энергетической баз благоприятствует развитию металлоемкого и энергоемкого производств.

Динамика населения и пространственного развития. По сравнению со средними показателями по РФ и ЦФО, численность населения в Брянской области сокращалась заметно быстрее, в результате чего доля населения области опустилась ниже одного процента. Резерва для рынка труда практически не остается, а следовательно, нет и предпосылок для инновационного развития промышленности. Поскольку спрос на квалифицированную рабочую силу в столичных городах растет, отток ее из области будет продолжаться, что делает проблематичным создание здесь в ближайшие 5–7 лет наукоемких высоких технологий. В последующие годы ситуация может измениться.

Наиболее высокий коэффициент естественной убыли наблюдается в зараженных радионуклидами западных районах области (в Клинцовском районе коэффициент смертности превышает 30%), а самая низкая величина естественной убыли — в Брянском и Дятьковском районах. Сюда происходит «стягивание» демографического, инновационного и образовательного потенциалов, и эта тенденция, очевидно, сохранится и в перспективе. Как следствие, в этой части области будут концентрироваться сфера услуг, финансовые, управленческие и научно-образовательные центры, легкая и пищевая промышленность, транспортно-логистические центры. Вокруг Брянска, как главного опорного центра, будет формироваться система расселения областного уровня.

Рис. 1. Природно-экологический каркас территории


Развитие и размещение промышленности. В этой отрасли трудится 20% всего экономически активного населения области, она дает 22% ВРП и основную часть собираемых налогов. Доминируют две отрасли: 1) машиностроение и металлообработка, 2) пищевая промышленность. Растут доли черной металлургии, деревообрабатывающей промышленности, а также производство строительных материалов. Основные предприятия: Брянский сталелитейный завод, «Белая Березка» (древесно-волокнистые плиты и фанера), «Пролетарий» (технический картон), «Дятьково–ДОЗ» (древесно-стружечные плиты, широкий ассортимент мебели современного дизайна), Брянский машиностроительный завод, «Брянский Арсенал», Клинцовский автокранный завод, Новозыбковский станкостроительный завод. Предприятия промышленности строительных материалов (расположены преимущественно в Брянске и Дятьковском районе) производят цемент, стеновые материалы, железобетонные изделия, оконное стекло. Большие надежды связываются с развитием таких предприятий, как «Изотерм», «Анод-центр», «Литий», Брянский электромеханический завод, «Кремий ЭЛ», «Тембр», «Монолит». Потенциал этих предприятий позволяет производить медицинское оборудование, полупроводники, электронно-лучевые трубки, агрегаты для авиационной и автомобильной промышленности, контрольно-измерительную аппаратуру, выращивать монокристаллы.

Агропромышленный комплекс (АПК) области находится в затяжном кризисе: продолжаются падение объемов производства продукции сельского хозяйства, уменьшение численности сельского населения, снижение урожайности и валового сбора зерновых, картофеля и овощей, сокращение поголовья скота и продуктивности животноводства. Падение объемов производства сельскохозяйственной продукции сказалось и на состоянии пищевой и легкой промышленности: многие предприятия стали работать на привозном сырье.

В последние годы в области реализуется ряд ведомственных целевых программ: «Развитие личных подсобных хозяйств», «Животноводство», «Повышение плодородия почв» и др. В густонаселенных районах области целесообразно создавать глубоко интегрированные структуры в виде агрофирм и агрохолдингов, позволяющих объединить разрозненные стадии единого технологического процесса. На базе существующих и предполагаемых к созданию агропродуктов могут быть созданы агропарки.

Главная стратегическая цель развития АПК — повышение качества жизни на селе. В условиях рискованного земледелия обозначенной цели невозможно достичь без государственной поддержки сельского хозяйства, что не противоречит постулатам рыночной экономики, ибо конкурентоспособность возникает благодаря содействию со стороны властных структур (при оформлении земли как источника производства, при посредничестве в закупке произведенной продукции). Эта простая истина, к сожалению, была полностью проигнорирована при реформировании российской экономики.

Развитие транспортной инфраструктуры. В настоящее время региональная экономика получает от работы транспорта 12,3% ВРП, на транспорте занято 4,5% работающего населения, в его развитие вкладывается около 20% объема инвестиций в основной капитал. Значение транспортного комплекса определяется положением области в юго-западной части страны, на границе с Белоруссией и Украиной. Главная стратегическая цель его развития состоит в формировании Западного транспортно-логистического комплекса как одного из компонентов транспортно-логистичского комплекса ЦФО. В рамках реализации проекта предусматривается строительство мультимодальных терминалов и автоматизированных транспортно-складских комплексов, контейнерного терминала, блока современного обслуживания. В пределах Брянской области наиболее приемлемой территорией для размещения объектов транспортно-логистического комплекса является пригородная зона Брянска. Дополнительными центрами по обслуживанию работы транспорта в северо-восточной части области могут стать Карачев, Фокино, Дятьково, Жуковка, в юго-западной части — Унеча, Стародуб, Клинцы, Новозыбков, в южной части — Сузевка.

Электроэнергетика. Эту базовую отрасль экономики представляют Брянская ТЭС и Клинцовская ТЭЦ, а также электрические сети напряжением до 35 кВт. Но главным источником электроснабжения области являются Курская и Смоленская АЭС. Удельный вес собственной электроэнергии в структуре электробаланса составляет всего 6%. Доля ТЭЦ в отпуске тепла от централизованных источников — около 30%. Тепловые сети технически несовершенны. Отсюда основными задачами развития энергетической базы являются: экономия энергопотребления, замена устаревшего оборудования, техническое переоснащение топливно-энергетического комплекса, развитие энергетики на местном сырье — торфе, отходах лесопереработки.
Рис. 2. Проектный план


Социальная инфраструктура. Важнейшей сферой услуг является здравоохранение. Его нынешнее состояние в части материальной обеспеченности (наличие больничных коек) соответствует нормативам, но по обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом, как говорится, оставляет желать лучшего. Поэтому повышение качества и доступности первичной медико-санитарной помощи остается важнейшей задачей здравоохранения. Успешное решение ее зависит от того, как будут организованы система подготовки и повышения квалификации кадров, а также управление качеством медицинской помощи, обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Вторая по важности сфера услуг — образовательная (от дошкольного и школьного до вузовского и послевузовского образования). За последние 15–17 лет уровень подготовки кадров резко упал, особенно в негосударственных вузах. Критическое положение сложилось с вводом в строй новых объектов, включая общеобразовательные школы. Как и по всей стране, низок статус работников образования. Ощутимы различия в качестве и наборе образовательных услуг в городской и сельской местности. Все это ставит задачи всемерного повышения качества образовательных услуг, обеспечения соответствия уровня образования требованиям, предъявляемым рынком труда.

Инвестиционная инфраструктура. Для преодоления усугубляющейся неравномерности развития территории необходим поиск «точек роста» в муниципальных образованиях с низким уровнем социально-экономического развития. В качестве преимуществ инвестирования выступают: во-первых, экономико-географическое и геополитическое положение (для развития транспортной логистики); во-вторых, наличие природных ресурсов (биологических, минеральных, водных, бальнеологических); в-третьих, наличие площадок для капитального строительства. Соответственно, наивысшая капитализация труда может быть достигнута в следующих направлениях:
— модернизация транспортной инфраструктуры, ориентированной на обеспечение и поддержку традиционного и инновационного развития территории;
— изменение структуры производства в базовом секторе экономики (транспортное машиностроение, промышленность строительных материалов, деревообработка и др.), обеспечение межрегиональной кооперации в авиационной, судостроительной и электронной промышленности в рамках федеральных отраслевых программ, развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса, формирование кластера по выпуску и переработке продукции животноводства и птицеводства;
— улучшение инвестиционного климата на основе комплекса мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, инновационного и стратегического консалтинга, инжиниринга, экспертизы инвестиционных проектов, частно-государственного партнерства, системной информационной работы;
— определение приоритетных территорий для новых производств, необходимых объемов инженерной инфраструктуры, экологической емкости территории.
Рис. 3. Ресурсы культурно-познавательного туризма


Реабилитация территории, загрязненной радионуклидами. На Брянскую область приходится 64% территории России, подвергшейся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Это 5 тыс. км2, на которых выделены следующие радиационные зоны: зона отчуждения (население из четырех населенных пунктов эвакуировано), зона отселения (202 населенных пункта, в которых в момент аварии проживало 77,9 тыс. человек), зона проживания с правом на отселение (237 населенных пунктов — 125,5 тыс. человек), зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (535 населенных пунктов — 147,5 тыс. человек). Под защитой «чернобыльского» закона и государственной программы РФ находятся жители территорий с плотностью загрязнения радионуклидами от 1 Ки/км2 и выше. Однако вся территория области подверглась загрязнению короткоживущими радионуклидами йода, в результате чего во всех районах области зарегистрировано более 2,6 тыс. случаев заболевания раком щитовидной железы.

В сложившихся условиях необходимо продолжить формирование законодательного, правового и методологического обеспечения социально-экономического развития территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Оно должно быть направлено на реабилитацию юго-западных территорий области, на возврат их в сферу хозяйственной деятельности и обеспечение безопасного проживания людей, на создание необходимых условий для привлечения частных инвестиций и средств мирового сообщества.
Рис. 4. Схема развития транспортной инфраструктуры


Системные проблемы вытекают из приведенного выше анализа социально-экономической ситуации, сложившейся в Брянской области, и сводятся к следующему:
— утрата демографического потенциала вследствие загрязнения территории радионуклидами, повлекшего за собой увеличение смертности, снижение рождаемости, отток населения;
— депрессивное состояние экономики как по отношению к РФ, так и по отношению к ЦФО; повышенная доля населения, имеющего прожиточный минимум ниже, чем в среднем по стране и, тем более, по ЦФО;
— неэффективная структура ВРП вследствие функционирования старых, немодернизированных предприятий, не способных конкурировать на мировом рынке;
— низкий уровень развития инфраструктуры, особенно в части качества дорог, коммунальных сетей, энергетики;
— наличие значительной территории, загрязненной радионуклидами.

Стратегический приоритет. Адекватным ответом на системные проблемы является формирование социально-экономического комплекса Брянской области, обладающего конкурентоспособностью на сопредельных территориях Белоруссии и Украины, позволяющего России интегрироваться в экономику этих соседних государств, а также стран Европейского союза, причем эта интеграция в европейские процессы не должна идти в ущерб связанности хозяйственного комплекса РФ.

Стратегические направления территориального планирования. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, основная цель территориального планирования состоит в определении назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, обеспечивающих устойчивое развитие региона. Для достижения названной цели необходимо решить две задачи. Первая связана с определением оптимальных вариантов использования земель с учетом разграничения их между федеральным, региональным и местным уровнями управления, причем это нужно делать, опираясь на общественные интересы. Вторая задача сводится к отображению на карто-схемах границ муниципальных образований, земель лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых территорий, обороны и безопасности, объектов природного и культурного наследия. При решении второй задачи на картосхемах отображаются земельные участки, занятые объектами капитального строительства, а также предоставляемые или же планируемые под капитальное строительство.

Природно-экологический каркас для Брянской области необходим по трем причинам: во-первых, в связи с загрязнением юго-западной части радионуклидами; во-вторых, из-за концентрации производства в областном центре; в-третьих, вследствие свода лесов на большой площади. Для поддержания устойчивости природных экосистем необходимо, по меньшей мере, обеспечить возможность их регенерации. В качестве императива при этом выступает принцип соответствия роста нагрузок на природу адекватному развитию охраняемых биоценозов. В границах Брянской области ему соответствуют, прежде всего, особо охраняемые природные территории (ООПТ).

Общая площадь ООПТ в Брянской области составляет почти 223 тыс. га, или около 6,4% территории области. Это ниже научно обоснованной нормы, определяемой в 10–15%. А если учесть еще и то обстоятельство, что более 60% общей площади ООПТ приходится на охотничьи заказники, то вывод о недостаточности площади ООПТ представляется еще более обоснованным.
Рис. 5. Схема развития туризма и рекреации


В Схеме территориального планирования Брянской области предложены следующие мероприятия по укреплению природно-экологического каркаса:
— определить в качестве ядер экономического каркаса биосферный резерват «Неруссо-Деснянское Полесье» и национальный парк «Придеснянский»;
— выделить перспективный для создания ООПТ ареал на стыке трех областей (национальный парк «Орловское Полесье» в Орловской области, проектируемый природный парк «Брынский Лес» в Калужской области и предлагаемый к созданию природный парк «Рессета» в Карачевском районе Брянской области);
— установить особый природно-охранный статус и разработать нормативно-правовую базу для межрегионального экологического коридора вдоль Десны;
— создать природные заказники на территориях Клетнянского, Суражского, Красногорского, Новозыбковского и Злынковского районов;
— обеспечить мониторинг состояния окружающей среды в зоне радиоактивного заражения.

Как видим, концепция развития природно-экологического каркаса Брянской области базируется на идее создания межрегиональных и международных ООПТ, что позволит сформировать целостный природно-охранный комплекс.

Урбанизированный каркас области образуют планировочно-коммуникационные оси (природные и антропогенные), ареалы и узлы урбанизации. В целях совершенствования планировочной структуры, повышения экономической активности и инвестиционной привлекательности в схеме территориального планирования предложено сформировать пять основных и четыре вспомогательных зоны опережающего развития.

1. Брянская многофункциональная индустриально-логистическая зона («полюса роста» — города Брянск, Дятьково и Фокино) имеет в области самый высокий промышленный, научно-образовательный и инфраструктурный потенциал. Основная специализация — машиностроение, оборонно-промышленный комплекс, производство строительных материалов, деревообработка. Приоритетными проектами являются мультимодальный транспортно-логистический комплекс и модернизация Бежицкого сталелитейного завода.

2. Карачевская индустриально-рекреационная зона («полюс роста» — г. Карачев) специализируется на машиностроении, изделиях оборонно-промышленного комплекса, легкой и деревообрабатывающей промышленности. В перспективе получит развитие туристско-рекреационный комплекс. Приоритетные проекты — производственный кластер строительных материалов (поселок Дунаевское), комбикормовой завод (Карачев).

3. Почепская индустриальная зона («полюс роста» — г. Почеп). Ее развитие связано со строительством завода по уничтожению химического оружия (поселок Ромасуха), модернизацией существующей птицефабрики, строительством животноводческого комплекса в агрогородке «Московский», организацией производства биодизеля на основе рапса.

4. Унечская индустриальная зона («полюс роста» — г. Унеча) специализируется на машиностроении, легкой и деревообрабатывающей промышленности. Приоритетные проекты — агропромышленное производство и туристско-рекреационная деятельность (село Ляличи в Сурожском районе).

Формирование вспомогательных зон опережающего развития связано с обеспечением кооперационных связей между предприятиями машиностроения (Дятьковско-Кирово-Людиновская индустриальная зона), обеспечением туризма и рекреации на межрегиональном уровне (Карачевская туристско-рекреационная зона), созданием совместных предприятий и технопарка в приграничной полосе России и Белоруссии (Новозыбковско-Гомельская зона). Кроме того, выделяется перспективная Южная агро-индустриальная зона («полюса роста» — Комаричи, Севск и Суземка).

В качестве дополнительных опорных элементов урбанизированного каркаса выделены промышленные центры Клинцы, Новозыбков, Суземка, Жуковка.

Историко-культурный каркас Брянской области формируется как сложившаяся на протяжении веков система памятников истории и культуры, зачастую неразрывно связанная с уникальными природными ландшафтами. Основными ядрами этого каркаса являются 10 поселений (Брянск, Дятьково, Карачев, Клинцы, Мглин, Новозыбков, Почеп, Севск, Стародуб, Трубчевск), которые входят в список исторических поселений России, утвержденный в 1990 г. республиканскими ведомствами по культуре и строительству, а также Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Кроме того, объектами исторического наследия являются сельские поселения Вщиж, Овстюг (музей-усадьба поэта и дипломата Ф.И. Тютчева), Красный Рог (музей-усадьба писателя А.К. Толстого), городские парки и развалины дворца последнего гетмана Украины К. Разумовского, которого Екатерина Великая наградила Почепом и землями вокруг него, участки Московско-Киевского и Смоленского трактов, монастыри и церкви.

В Схеме территориального планирования Брянской области предложен ряд мероприятий, связанных с сохранением объектов культурного наследия. Среди них мероприятия по углублению и расширению исследований, совершенствованию учета и охранного зонирования, развитию местностей, имеющих особый характер историко-культурного наследия и особые условия его использования.

Туристско-рекреационная деятельность. Главные предпосылки развития туризма и рекреации — благоприятные природно-климатические условия, близость к густонаселенной территории столичного региона, наличие объектов историко-культурного наследия, водных артерий и ООПТ, минеральных вод и лечебных грязей.

Туристско-рекреационная структура области включает четыре туристско-рекреационных района (дестинации), центрами которых выступают исторические города, а также локальные узлы туристской активности — существующие и перспективные маршрутно-опорные центры. Развивается и культурно-познавательный туризм, связанный с посещением святынь, усадебных ансамблей и музеев-заповедников, археологических памятников. Все это можно рассматривать как предпосылки для роста показателей туристского потока: если в 2007 г. он составлял 400 тыс. посетителей, то к 2027 г. может возрасти до 1 млн посетителей.

Формирование систем расселения нацелено на организацию межселенного обслуживания населения объектами и учреждениями социальной инфраструктуры, а также деловых, офисных и финансовых структур. В опорных центрах систем расселения концентрируются учреждения, обслуживающие потребности всего населения системы расселения. К числу таковых относятся, например, специализированные больницы и поликлиники, учреждения высшего и среднего специального и профессионального образования, объекты культуры и искусства, институциональной инфраструктуры.

Развитие системы обслуживания населения. На уровне области в целом центром обслуживания является Брянск, роль опорных межрайонных центров обслуживания выполняют центры и подцентры систем расселения. В схемах территориального планирования муниципальных районов целесообразно выделять несколько низовых подцентров и предусматривать в них относительно полный набор повседневных социальных услуг.

Жилищное строительство предусматривается на территориях, где могут быть созданы новые производства и логистические комплексы. Вблизи Брянска и других «полюсов роста», проектируемых инвестиционных площадок и центров муниципальных районов необходимы территории, предназначенные для малоэтажного строительства. Для доведения обеспеченности населения жильем в соответствии с предусмотренными нормами (33,7 м2 на человека в городской и 40,2 м2 – в сельской местности) необходимо строить примерно 1 м2 жилья в год в расчете на каждого жителя области.

Инженерная инфраструктура — это водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, связь и телекоммуникация. По каждому из названных элементов инженерной инфраструктуры в Схеме территориального планирования Брянской области предусмотрены соответствующие мероприятия, причем с разбивкой по ее территориальным объектам.

Охрана окружающей среды — это комплекс природоохранных мероприятий по воздушному бассейну, водным объектам, санитарной очистке территории и обеспечению радиационной безопасности. Из всех этих мероприятий наиболее актуальны для Брянской области последние, т. е. те, что связаны с загрязненными радиацией территориями. Основным дозообразующим компонентом здесь является цезий-137. Почвы с плотностью загрязнения свыше 1 Ки/км2 занимают в области 464,8 тыс. га (27,7%), а в пределах наиболее пострадавших юго-западных районовдоля загрязненных почв — 79,6%. В этих же районах распространены почвы с уровнем загрязнения цезием-137 свыше 5 Ки/км2, на которых получение нормативно чистой продукции без реабилитационных мероприятий практически невозможно. На таких почвах необходимо проведение специальных агрохимических, агромелиоративных и дезактивационных работ.

Риск возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Брянской области связан с оползнями, овражной эрозией, просадками в лессовых грунтах, карстом. Но главное — техногенные аварии и катастрофы, которые возможны на радиационно и химически опасных объектах, гидротехнических сооружениях, железных и автомобильных дорогах, трубопроводах. Все это обуславливает необходимость мероприятий по защите от чрезвычайных природных и техногенных процессов, их перечень и содержание приводятся в Схеме территориального планирования Брянской области.


См. также:
Каталог Организаций:
   - ЭНКО НПИ, ООО
Каталог Авторов:
   - Чистобаев А.И.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Центральный ФО / Брянская область
Тематич. разделы / Демография и статистика
Тематич. разделы / Оборона, правопорядок,ЧС
Тематич. разделы / Инженерные коммуникации
Тематич. разделы / Природопользование / Экология
Тематич. разделы / Природопользование / Сельское хозяйство
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №1_2009
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №1_2009
Цитирумость документа: 1
23:30:23 24.03 2009   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.048258781433105 sec, Question: 128