Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№1_2009/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  













Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Градостроительное творчество в век высоких технологий. Метод комплексного проектирования

А.Н. Береговских (ИТП «Град», Омск)
М.Н. Дузенко (ИТП «Град», Омск)
И.Г. Стуканева (ИТП «Град», Омск)

А.Н. Береговских
М.Н. Дузенко
И.Г. Стуканева

К особенностям, отличительным признакам настоящего времени можно отнести его инновационность, которая стимулировала деятельность, направленную на создание новых материальных и духовных ценностей. Инновации охватили множество отраслей, покорили человеческий разум, проникли в сферу чувств и эмоций, формируя новые критерии восприятии красоты. В полной мере сказанное может быть отнесено к архитектурному творчеству.

Сложно утверждать наверняка, что именно архитектура породила градостроительную науку, вобравшую в себя широкий спектр гуманитарных и технических знаний, но, учитывая особенности национальной градостроительной школы, такой вывод неизбежен. Градостроительные кафедры формировались только в высших архитектурных школах, где у молодых архитекторов настойчиво культивировалось отношение к городу как к наиболее совершенному и гармоничному архитектурному объекту. Кто считает, что это неверное убеждение, тот не видел ни Санкт-Петербурга, ни Парижа.

Архитектора, ориентированного на проектирование отдельных объектов, градостроительных комплексов, целых городов или даже стран, учили мыслить категориями, чувствовать и воспринимать проектируемую среду как целостный элемент природы. Когда еще не было компьютеров, недостаточно была развита высшая математика, архитектор интуитивно находил лучшие пропорции. Достаточно вспомнить «золотое сечение» или инструмент, сконструированный Антонио Гауди из веревочек и мешочков, для выбора гармоничного и надежного решения строящегося до сих пор рукотворного чуда Барселоны (Испания) — собора Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Família). Во все времена архитектурное мышление ассоциировалось с моделированием красоты. С применением каких бы то ни было инструментов или без них, но настоящий архитектурный объект — это обязательно сочетание пользы, прочности и красоты.

Рис. 1. Чертеж и фотография собора Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Familia) в Барселоне


Вот мы и подошли к определению места градостроительной деятельности в век высоких технологий. От имени всего творческого, что есть в Институте территориального планирования «Град», мы благодарим эти самые технологии за создание благоприятных условий для развития новых талантов и процветания великих принципов градостроительного проектирования — художественности и ансамблевости.

Мы развеем миф о том, что архитектор — либо художник, либо ремесленник. Мы развеем миф о том, что генеральный план города — либо «ручная работа», либо продукт кон-вейерного производства. Ни то, ни другое. Архитектор, создающий здание или город, — всегда творец, и целью его творчества является создание самого красивого, удобного и надежного объекта.
Рис. 2. Этапы последовательного проектирования при разработке и реализации комплексного проекта


В градостроительном проектировании не существует «нетворческих» процессов. Все начинается с идеи, замысла, видения пространства. Формируется же это видение на основе комплексного знания о территории и людях. Нужно понять много важных сущностей и построить логику преумножения человеческих ценностей на территории. Мало привнести в проект личное, пусть даже необыкновенно талантливое, художественное видение пространства. Нужно сформировать в себе общественное понимание территории, «загрузить» в себя желания и возможности тех, для кого создается город. Для достижения желаемого результата современный мир предоставляет много инструментов. К ним в равной мере относятся и организационно-функциональные модели, и правовые механизмы, и программно-технологические комплексы. Стремление осмыслить возможные пути решения градостроительных задач, исследовать различные подходы к формированию проектных решений в условиях разгосударствления собственности, стремительной информатизации общества, становления правового государства и параллельного сохранения независящих от политического строя общечеловеческих ценностей привело к внедрению постоянно развивающейся методологии комплексного градостроительного проектирования. Результатом комплексного проекта является инструментальный комплекс, который в руках уполномоченного органа (орган архитектуры и градостроительства) обеспечивает принятие последовательных целесообразных решений, направленных на улучшение среды жизни и деятельности людей. Градостроительные решения подразумевают преобразование пространственной и функциональной организации территории, совершенствование транспортной и инженерной инфраструктур, призваны минимизировать негативное воздействие человеческих деяний на окружающую среду, организовать поведение людей в городе, снизить отрицательные эмоциональные нагрузки, связанные с рисками плохого настроения. Для осуществления перечисленных замыслов нужен новый творческий подход к разработке градостроительного проекта; некоторые особенности этого подхода присущи только веку высоких технологий и просто не могли быть реализованы даже в недалеком прошлом.


Суть нового подхода заключается в создании динамичного проекта управления градостроительным развитием территорий, который лишь базируется на принятых градостроительных решениях, являющихся каркасом постоянно совершенствующегося организма — города или иного населенного пространства, а не заключен в их рамки. Город можно сравнить с растущим, развивающимся деревом, а если развития нет, то это уже гербарий.

Продемонстрируем метод комплексного проектирования на примере г. Ханты-Мансийска. Все, кто знаком с этим городом, согласятся, что для него просто не может быть создан статичный генеральный план, который шаг за шагом будет реализовываться в течение 20–30 лет. И это совсем не потому, что генплан плох или нет навыков его реализации. Дело в непредсказуемости обстоятельств, в праве жителей, настоящих и будущих, принимать участие в создании своего города.
Рис. 3. Карта градостроительного зонирования территории г. Ханты-Мансийска


Специалисты ИТП «Град» с 2007 г. ведут последовательное проектирование, разработку комплекса градостроительной документации для Ханты-Мансийска. Как и многие российские города, Ханты-Мансийск переживает непростой период становления капитализма. Определяющим в этом движении является градостроительный процесс. Объективная реальность требует более интенсивного развития и ставит соответствующие задачи перед проектировщиками. Определить стратегию развития, активировать ключевые точки городской структуры, установить между ними связи, оптимизируя существующие градостроительные резервы территории, — далеко не весь перечень задач, которые решались в ходе проектирования.
Рис. 4. Концепция озеленения г. Ханты -Мансийска. Схема туристических маршрутов


Работа выполнялась поэтапно и шаг за шагом складывалась в комплексный проект развития территории города. Генеральный план Ханты-Мансийска и правила землепользования и застройки разработаны в 2007 г., утверждены в 2008 г., концепция озеленения разработана в 2008 г., проект планировки и межевания Восточного микрорайона разработан и утвержден в 2008 г. Все проекты выполняются в соответствии со стандартами градостроительного проектирования, утвержденными в институте, и формируют базу градостроительных данных на основе действующих классификаторов и справочников. Проекты и база данных являются ресурсами ИСОГД, создание которой обеспечено институтом в 2008 г.

В настоящее время разрабатываются проекты планировки Западного и Берегового микрорайонов, работы первого этапа уже подходят к концу, но начинался процесс проектирования, безусловно, с конкурса на эскиз-идею по каждому из микрорайонов.
Рис. 5. Объемно-пространственная модель территориального развития в составе проекта генерального плана


Замысел по застройке Западного микрорайона поражает своей грандиозностью. Пока это неосвоенная территория, прилегающая к объездной дороге и имеющая сложившиеся связи с центром города. Микрорайон имеет выгодные позиции с точки зрения визуального восприятия и трактуется как крупный многофункциональный комплекс, похожий на летающий остров из будущего, приземлившийся на краю города. Привлекательно такое решение тем, что оно нестандартно, формирует новый тип благоустроенного многоуровневого пространства, микроклимат которого поддерживается комфортным круглый год. С таким мегакомплексом город приобретет новый масштаб, возникнет иное понимание общественного пространства. Мы надеемся, что разразившийся кризис не прекратит строительную активность в городе, и «стеклянный модернизм» в скором времени получит «прописку» в Ханты-Мансийске.
Рис. 6. Эскизное предложение ведущего архитектора И.П. Сергиенко (вариант 1)


В конкурсе по Западному микрорайону принимали участие восемь архитекторов, длился он пять суток. Использовать можно было любой программный продукт, любые материалы, любой формат, общими были только требования к результату и срокам (в этом с нами не всегда соглашаются, но мы уверены, что талантам под силу управлять собственным временем).
Рис. 7. Эскизное предложение архитектора М.С. Ефанова (вариант 2)


Рассматривались представленные работы коллегиально, на институтском градостроительном совете, с обсуждением преимуществ и недостатков. Конкурс показал, что в каждой из представленных работ присутствуют свежие идеи, индивидуальность, но были выбраны три эскиза. Тем не менее, заказчику, как полноправному участнику выбора, были представлены все восемь вариантов. Таким образом определился вариант, который ляжет в основу будущего проекта.
Рис. 8. Эскизное предложение архитектора Т.В. Кравец (вариант 3)


В эпоху общей компьютеризации и информатизации общества архитектор должен обладать рядом качеств, среди которых мобильность, открытость для новых знаний, энергичность, а также креативность. Современный архитектор-градостроитель — это художник (проектировщик) с глубокими знаниями в области градостроительной экономики, градостроительного законодательства, информационных технологий. И это не весь перечень, его можно и нужно постоянно пополнять. Архитектору необходимо развиваться и совершенствоваться в профессиональном и личностном плане. Сейчас, когда градостроительная документация стала публичной и открытой, проектировщик должен быть способным убедительно, на доступном языке доносить до населения идеи генеральных планов. При этом людям, выходящим на публику и провозглашающим высокие идеи перспективного развития территорий, должны быть присущи определенные обаяние и артистизм. Оказалось, что это целая наука — раскрывать узкопрофессиональные темы, делать их понятными каждому. Движущей силой этого процесса являются амбициозные, талантливые молодые архитекторы, инженеры, экономисты, юристы и программисты, которых объединяет общее творчество, составляющее главную ценность великой профессии градостроителя.


См. также:
Каталог Организаций:
   - ИТП «Град»
Каталог Авторов:
   - Стуканева И.Г.
   - Дузенко М.Н.
   - Береговских А.Н.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Уральский ФО / Ханты-Мансийский АО - Югра
Тематич. разделы / Проектирование, изыскания
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №1_2009
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №1_2009
Цитирумость документа: 3
00:08:34 24.03 2009   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.042819023132324 sec, Question: 102