N 5663-I Федаральный закон "О космической деятельности"
Закон РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-I
"О космической деятельности"
(с изменениями от 29 ноября 1996 г.)
Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
Раздел II. Организация космической деятельности (ст.ст. 5 - 11)
Раздел III. Экономические условия космической (ст.ст. 12 - 16) деятельности
Раздел IV. Космическая инфраструктура (ст.ст. 17 - 21)
Раздел V. Безопасность космической деятельности (ст.ст. 22 - 25)
Раздел VI. Международное сотрудничество (ст.ст. 26 - 28)
Раздел VII. Ответственность (ст.ст. 29 - 30)
О государственной поддержке и обеспечении космической деятельности в Российской Федерации см. постановление СМ РФ от 11 декабря 1993 г. N 1282
Федеральный закон от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ преамбула настоящего Закона изложена в новой редакции
См. текст преамбулы в предыдущей редакции
Настоящий Закон направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Российской Федерации и дальнейшего расширения международного сотрудничества Российской Федерации.
В Российской Федерации исследование и использование космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, являются важнейшими приоритетами государственных интересов.
Раздел I. Общие положения
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ статья 1 настоящего Закона изложена в новой редакции
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 1. Правовое регулирование отношений в области космической деятельности
Отношения в области космической деятельности регулируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ в статью 2 настоящего Закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 2. Понятие космической деятельности
1. Для целей настоящего Закона под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
К основным направлениям космической деятельности относятся:
научные космические исследования;
использование космической техники для связи, телевизионного и радиовещания:
дистанционное зондирование Земли из космоса, включая экологический мониторинг и метеорологию;
использование спутниковых навигационных и топогеодезических систем;
пилотируемые космические полеты;
использование космической техники, космических материалов и космических технологий в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
наблюдение за объектами и явлениями в космическом пространстве;
испытания техники в условиях космоса;
производство в космосе материалов и иной продукции;
другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники.
2. Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства.
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ статьи 3 - 7 настоящего Закона изложены в новой редакции
См. текст статей в предыдущей редакции
Статья 3. Цели космической деятельности
Целями космической деятельности являются:
содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования;
укрепление и развитие научно-технического и интеллектуального потенциала космической индустрии и ее инфраструктуры;
содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации;
дальнейшее совершенствование и накопление научных знаний о Земле, космическом пространстве и небесных телах;
развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей и обеспечения международной безопасности.
Статья 4. Принципы космической деятельности
1. Космическая деятельность осуществляется в соответствии со следующими принципами:
содействия поддержанию мира и международной безопасности путем использования достижений космической науки и техники;
поощрения привлечения внебюджетных средств в космическую деятельность при сохранении государственного контроля за их использованием и обеспечения гарантий соблюдения государственных интересов Российской Федерации;
обеспечения безопасности космической деятельности и охраны окружающей природной среды;
равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества Российской Федерации в области космоса;
международной ответственности Российской Федерации за осуществляемую космическую деятельность;
рационального сочетания и сбалансированного развития космической техники и космических технологий, применяемых в научных, социально-экономических целях, в интересах обороны и безопасности Российской Федерации (далее - космическая техника двойного назначения).
Не допускается космическая деятельность, запрещенная международными договорами Российской Федерации.
2. Космическая деятельность, а также распространение информации о космической деятельности осуществляются с соблюдением установленных законом требований охраны государственной тайны, служебной и коммерческой тайны, а также результатов интеллектуальной деятельности и исключительных прав на них.
Раздел II. Организация космической деятельности
Статья 5. Руководство космической деятельностью
1. Космическая деятельность находится в ведении Российской Федерации.
2. Общее руководство космической деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации.
Президент Российской Федерации:
рассматривает и утверждает основные положения государственной политики в области космической деятельности;
устанавливает особо важным космическим проектам и программам статус президентских;
решает наиболее важные вопросы государственной политики в области космической деятельности.
3. Правительство Российской Федерации:
реализует государственную политику в области космической деятельности в интересах науки, техники, различных отраслей экономики и международного сотрудничества Российской Федерации;
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций, участвующих в осуществлении космической деятельности;
обеспечивает функционирование и развитие ракетно-космической отрасли и космической инфраструктуры;
рассматривает и утверждает Федеральную космическую программу, долгосрочные космические программы Российской Федерации, государственный заказ на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры и государственный оборонный заказ на разработку, производство и поставки космического вооружения и военной техники;
вносит в установленном порядке предложения о финансировании Федеральной космической программы;
обеспечивает благоприятные условия для разработки перспективных космической техники и космических технологий и осуществляет политику государственной поддержки ракетно-космической отрасли;
координирует вопросы международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и осуществляет контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации;
утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, регламентирующие порядок разработки, создания, испытаний и использования (эксплуатации) космической техники;
назначает государственные комиссии по испытаниям космической техники.
Статья 6. Компетенция федерального органа исполнительной власти по космической деятельности
Указом Президента РФ от 25 мая 1999 г. N 651 Российское космическое агентство преобразовано в Российское авиационно-космическое агентство
Федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности осуществляет руководство космической деятельностью в интересах науки, техники и различных отраслей экономики, а также организует работу по созданию космической техники научного и социально-экономического назначения и совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне - космической техники двойного назначения в рамках Федеральной космической программы.
В этих целях указанный орган:
обеспечивает реализацию государственной политики в области космической деятельности совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, участвующими в создании и использовании космической техники;
разрабатывает проект Федеральной космической программы;
осуществляет размещение государственного заказа на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры в научных и социально-экономических целях, в том числе на работы по международным космическим проектам Российской Федерации;
организует в установленном порядке использование (эксплуатацию) космической техники в целях реализации Федеральной космической программы;
совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне осуществляет размещение государственного заказа на разработку, производство и поставки космической техники двойного назначения и объектов космической инфраструктуры;
организует системные исследования по обоснованию основных направлений развития космической техники научного и социально-экономического назначения, а также совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне - космической техники двойного назначения;
обеспечивает совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию космической техники научного и социально-экономического назначения, производит закупку серийной космической техники и совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне обеспечивает ее использование (эксплуатацию);
организует и координирует работы по коммерческим космическим проектам и содействует их осуществлению;
обеспечивает совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти развитие космической инфраструктуры;
организует и осуществляет совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти государственные летные испытания космической техники в научных и социально-экономических целях;
выдает лицензии на виды космической деятельности;
организует сертификацию космической техники научного и социально-экономического назначения;
обеспечивает совместно с соответствующими государственными службами безопасность космической деятельности;
взаимодействует с организациями других государств, а также с международными организациями по вопросам космической деятельности, заключает в установленном порядке соответствующие международные договоры;
финансирует в пределах выделенных из бюджета средств работы по реализации Федеральной космической программы;
выполняет иные функции, установленные Правительством Российской Федерации.
Для осуществления своих функций федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности может создавать свои территориальные органы.
Статья 7. Компетенция в области космической деятельности федерального органа исполнительной власти по обороне
Федеральный орган исполнительной власти по обороне осуществляет реализацию государственной политики в области космической деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, а также организует работу по созданию космической техники военного назначения и совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности - космической техники двойного назначения в рамках космического раздела федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники.
В этих целях указанный орган:
разрабатывает проекты космического раздела федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники;
осуществляет размещение государственного оборонного заказа на разработку, производство и поставки космического вооружения и военной техники;
планирует и осуществляет использование (эксплуатацию) космической техники в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
обеспечивает и координирует выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по космической технике военного назначения и совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности - космической технике двойного назначения;
организует и координирует системные исследования по обоснованию основных направлений и перспектив развития космической техники военного назначения, а также совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности - космической техники двойного назначения;
организует и осуществляет в установленном порядке использование (эксплуатацию) космической техники военного назначения;
организует и осуществляет совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти государственные испытания космической техники военного назначения;
осуществляет подготовку предложений о государственной политике в области космической деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
финансирует космическую деятельность в интересах обороны и безопасности Российской Федерации в пределах общих расходов на оборону Российской Федерации;
участвует в определении направлений конверсии ракетно-космической техники;
совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти участвует в реализации международных космических проектов и программ Российской Федерации;
координирует деятельность по разработке перспективных направлений в области космической техники и космических технологий в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
организует сертификацию космической техники военного назначения;
выполняет иные функции, установленные Правительством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по обороне в случаях, предусмотренных законом, вправе мобилизовать объекты космической инфраструктуры и космическую технику.
Федеральный орган исполнительной власти по обороне вправе передавать в установленном порядке временно свободные объекты космической инфраструктуры федеральному органу исполнительной власти по космической деятельности для использования (эксплуатации) их при осуществлении космической деятельности в научных и социально-экономических целях.
Статья 8. Федеральная космическая программа России
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Закона слово "народнохозяйственных" заменено словом "социально-экономических"
1. Федеральная космическая программа России является документом, на основании которого формируется государственный заказ на создание и использование космической техники в научных и социально-экономических целях. Порядок взаимодействия Российского космического агентства и Министерства обороны Российской Федерации при разработке и согласовании Федеральной космической программы России и долгосрочной программы и годовых планов работ по созданию и использованию космической техники военного назначения определяется законодательством Российской Федерации.
2. Федеральная космическая программа России разрабатывается с учетом:
установленных целей, задач и принципов космической деятельности;
интересов субъектов Российской Федерации;
экономического положения в стране;
состояния космической науки и промышленности;
необходимости комплексного развития космического и наземного сегментов космической инфраструктуры;
интересов потребителей и производителей космической техники и космических технологий;
состояния и тенденций развития космонавтики;
конъюнктуры мирового космического рынка;
принятых международных обязательств Российской Федерации и задач расширения международного сотрудничества.
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ в пункт 3 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
3. Федеральная космическая программа России разрабатывается в соответствии с результатами конкурсов космических проектов, представленных заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, организациями и гражданами.
Порядок и условия проведения конкурсов космических проектов, осуществляемых в научных и социально-экономических целях, определяются федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности с участием Российской академии наук и других заказчиков работ по созданию и использованию космической техники.
4. Общие сведения о Федеральной космической программе России и ежегодный отчет о ходе ее выполнения публикуются в печати.
О мерах по обеспечению реализации Федеральной космической программы России см.:
постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 153
постановление Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. N 422
Статья 9. Лицензирование космической деятельности
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ в абзаце первом статьи 9 настоящего Закона слово "народнохозяйственных" заменено словом "социально-экономических"
1. Настоящим Законом устанавливается разрешительный (лицензионный) порядок осуществления космической деятельности в научных и социально-экономических целях.
2. Лицензированию подлежит космическая деятельность организаций и граждан Российской Федерации либо космическая деятельность иностранных организаций и граждан под юрисдикцией Российской Федерации, если такая деятельность включает испытания, изготовление, хранение, подготовку к запуску и запуск космических объектов, а также управление космическими полетами.
См. Положение о лицензировании космической деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 104
3. Виды, формы и сроки действия лицензий, условия и процедуры их выдачи, отказа в их выдаче, приостановки или прекращения их действия, а также иные вопросы лицензирования регламентируются законодательством Российской Федерации.
4. Осуществление организацией или гражданином космической деятельности без лицензии либо с умышленным нарушением условий лицензии влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
5. Действия государственных органов по лицензированию космической деятельности могут быть обжалованы в суд или в арбитражный суд.
Статья 10. Сертификация космической техники
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ в абзаце первом пункта 1 статьи 10 настоящего Закона слово "народнохозяйственных" заменено словом "социально-экономических", после слов "космические объекты," исключены слова "наземные и иные"
1. Космическая техника, включая космические объекты, наземные и иные объекты космической инфраструктуры, создаваемая в научных и социально-экономических целях, подлежит проверке на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (сертификации).
Сертификации также может подлежать оборудование, применяемое при создании и использовании космической техники.
2. По завершении процедуры сертификации на каждый образец космической техники выдается сертификат.
Виды, формы и сроки действия сертификатов, условия и процедуры их выдачи, отказа в их выдаче, приостановки или прекращения их действия, а также иные вопросы сертификации регламентируются законодательством Российской Федерации.
3. Органы по сертификации, изготовители космической техники и соответствующие должностные лица, виновные в нарушении правил сертификации космической техники, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ в статью 11 настоящего Закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 11. Экспертиза по вопросам космической деятельности
1. На основании экспертизы принимаются решения по следующим вопросам, связанным с осуществлением космической деятельности:
включение проекта в Федеральную космическую программу России;
выдача лицензий на осуществление космической деятельности;
выдача сертификатов на образцы космической техники, а также на оборудование, применяемое при создании и использовании космической техники;
отнесение космической техники и космических технологий к продукции, экспорт которой запрещен или ограничен;
подведение итогов конкурсов космических проектов;
установление причин происшествий при осуществлении космической деятельности;
по иным вопросам, определяемым Правительством Российской Федерации.
2. Для проведения экспертизы Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, указанные в статьях 6 и 7 настоящего Закона, образуют экспертные комиссии из специалистов, не заинтересованных в результатах экспертизы.
3. Порядок образования и работы экспертных комиссий определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Заключение экспертной комиссии не имеет обязательной силы для органа, принимающего решение по вопросам, связанным с осуществлением космической деятельности.
Ответственность за такое решение, в том числе за решение, не согласующееся с заключением экспертной комиссии, несет руководитель органа, принимающего решение.
Члены экспертной комиссии несут ответственность за правильность и обоснованность своих заключений.
Раздел III. Экономические условия космической деятельности
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ статьи 12 - 16
настоящего Закона изложены в новой редакции
См. текст статей в предыдущей редакции
Статья 12. Финансирование космической деятельности
1. Объем финансирования космической деятельности определяется в федеральном бюджете на соответствующий год.
Финансирование космической деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном для государственного оборонного заказа, посредством выделения ассигнований из федерального бюджета государственному заказчику в размере до одного процента валового внутреннего продукта Российской Федерации и распределяется между исполнителями работ в соответствии с государственными контрактами.
2. Государственный заказчик и исполнитель работ вправе привлекать внебюджетные источники финансирования, в том числе собственные средства.
3. Организациям и гражданам, участвующим в осуществлении космических проектов, могут в установленном порядке предоставляться государственные гарантии и льготы.
4. Иностранные инвестиции в космическую деятельность, связанную с выполнением федеральных космических программ, могут гарантироваться средствами федерального бюджета, а также имуществом, находящимся в государственной федеральной собственности.
Иностранные инвестиции в космическую деятельность организаций и граждан Российской Федерации могут гарантироваться средствами этих организаций и граждан либо интеллектуальной или иной собственностью.
Статья 13. Российский космический фонд
Российский космический фонд предназначается для обеспечения развития космической деятельности, космической инфраструктуры и финансирования перспективных высокоэффективных разработок в этой области. Российский космический фонд осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 14. Государственный заказ на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры
Государственный заказ на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры различного назначения формируется и размещается на основании федеральных космических программ в порядке, установленном для государственного оборонного заказа.
Статья 15. Использование (эксплуатация) космической техники
1. Использование (эксплуатация) космической техники (при условии государственной регистрации прав на нее) осуществляется ее собственником либо лицом, которому собственником или уполномоченным собственником лицом предоставлены в установленном законом порядке права на использование (эксплуатацию) космической техники.
Компоненты космической техники, являющиеся государственной собственностью, могут находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении одного или нескольких предприятий, если это не нарушает технологический режим функционирования такой техники.
Компоненты космической техники могут быть изъяты из хозяйственного ведения или оперативного управления предприятий в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Космическая техника, снятая с эксплуатации, может быть передана в установленном порядке учреждениям, организациям, основная деятельность которых направлена на использование результатов космической деятельности в целях образования, науки и культуры.
Статья 16. Интеллектуальная собственность
Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности, полученных при разработке космической техники и космических технологий, а также использование исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляются в порядке, определяемом Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами Российской Федерации в области интеллектуальной собственности.
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ название раздела IV настоящего Закона изложено в новой редакции
См. текст названия раздела в предыдущей редакции
Раздел IV. Космические объекты. Космическая инфраструктура
Статья 17. Космические объекты
1. Космические объекты Российской Федерации подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации.
2. Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над зарегистрированными в ней космическими объектами во время нахождения этих объектов на Земле, на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения на Землю за пределами юрисдикции какого-либо государства.
3. Права собственности на космические объекты остаются незатронутыми во время нахождения этих объектов на Земле, а равно на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения за Землю, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
4. Если космический объект создается российскими организациями и гражданами совместно с иностранными государствами, организациями и гражданами или международными организациями, то вопросы регистрации такого объекта, юрисдикции и контроля над ним, а также вопросы прав собственности на такой космический объект решаются на основе соответствующих международных договоров.
5. Права по юрисдикции и контролю над космическим объектом, а также права собственности на такой объект не затрагивают правового статуса занимаемой им зоны (участка) космического пространства, поверхности или недр небесного тела.
В непосредственной близости от космического объекта Российской Федерации в пределах зоны, минимально необходимой для обеспечения безопасности космической деятельности, могут устанавливаться правила, обязательные для российских и иностранных организаций и граждан.
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ в статью 18 настоящего Закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 18. Космическая инфраструктура
1. Космическая инфраструктура Российской Федерации включает в себя:
космодромы;
стартовые комплексы и пусковые установки;
командно-измерительные комплексы;
центры и пункты управления полетами космических объектов;
пункты приема, хранения и обработки информации;
базы хранения космической техники;
районы падения отделяющихся частей космических объектов;
полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы;
объекты экспериментальной базы для отработки космической техники;
центры и оборудование для подготовки космонавтов;
другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.
Объекты космической инфраструктуры, включая мобильные, являются таковыми в той мере, в какой они используются для обеспечения или осуществления космической деятельности.
2. Объекты космической инфраструктуры, являющиеся федеральной собственностью, находятся в хозяйственном ведении государственных организаций, осуществляющих их эксплуатацию.
Передача объектов космической инфраструктуры, являющихся федеральной собственностью, в хозяйственное ведение, собственность или аренду другим организациям допускается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
4. Деятельность организаций Российской Федерации по использованию (эксплуатации) объектов космической инфраструктуры за пределами юрисдикции Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Законом.
24. Деятельность по использованию наземных и иных объектов космической инфраструктуры организациями и гражданами Российской Федерации за пределами юрисдикции какого-либо государства осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Такая деятельность организаций и граждан Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого государства, если это не противоречит настоящему Закону.
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ в название, пункты 1 и 2 статьи 19 настоящего Закона внесены изменения
См. текст названия статьи и пунктов 1 и 2 в предыдущей редакции
Статья 19. Особенности управления космическими объектами
1. Управление космическими объектами Российской Федерации на всех этапах от их запуска до завершения полета осуществляют организации, ответственные за использование (эксплуатацию) этих объектов.
2. Посадка космических объектов Российской Федерации производится на полигонах посадки космических объектов.
В случаях происшествий, включая аварии и катастрофы, при осуществлении космической деятельности посадка космических объектов Российской Федерации может производиться в других районах с уведомлением соответствующих органов государственной власти.
3. Маневрирование космических объектов в воздушном пространстве Российской Федерации осуществляется с учетом требований законодательства, регулирующего использование воздушного пространства Российской Федерации.
4. Космический объект иностранного государства может осуществлять одноразовый безвредный пролет через воздушное пространство Российской Федерации с целью запуска такого объекта на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, а также с целью возвращения его на Землю при условии заблаговременного уведомления соответствующих служб Российской Федерации о времени, месте, траектории и иных условиях такого пролета.
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ в абзаце первом пункта 5 исключены слова "и управления", слова "Российское космическое агентство совместно с Министерством обороны Российской Федерации информирует" заменены словами "Федеральные органы исполнительной власти, указанные в статьях 6 и 7 настоящего Закона, информируют"
5. Федеральные органы исполнительной власти, указанные в статьях 6 и 7 настоящего Закона, информируют о запуске и посадке космических объектов Российской Федерации соответствующие органы государственной власти и управления Российской Федерации, а в случае необходимости также заинтересованные иностранные государства и международные организации.
В случаях запуска, посадки или прекращения существования космических объектов Российской Федерации за ее пределами соответствующие службы Российской Федерации осуществляют свои функции по согласованию с компетентными органами заинтересованных иностранных государств.
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ в пункты 1 - 3 статьи 20 настоящего Закона внесены изменения
См. текст пунктов в предыдущей редакции
Статья 20. Космонавты и экипажи пилотируемых космических объектов
1. Граждане Российской Федерации, выразившие желание участвовать в космических полетах и отвечающие установленным профессиональным и медицинским требованиям, отбираются для подготовки и осуществления космических полетов на основе конкурса.
Порядок и условия проведения конкурса определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, указанными в статьях 6 и 7 настоящего Закона.
2. Порядок подготовки космонавтов, формирования экипажей пилотируемых космических объектов и утверждения программы полета, а также права и обязанности космонавтов, оплата их труда и иные условия их профессиональной деятельности определяются контрактами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Командиром экипажа пилотируемого космического объекта Российской Федерации назначается космонавт-гражданин Российской Федерации.
Командир экипажа пилотируемого космического объекта Российской Федерации наделяется всей полнотой власти, необходимой для осуществления космического полета, руководства экипажем и другими лицами, участвующими в полете.
Командир экипажа пилотируемого космического объекта Российской Федерации в пределах своих полномочий несет ответственность за выполнение программы полета, безопасность экипажа и других лиц, участвующих в полете, сохранность космического объекта и находящегося на нем имущества.
4. Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над любым экипажем зарегистрированного в ней пилотируемого космического объекта во время нахождения этого объекта на Земле, на любом этапе полета или пребывания в космическом пространстве, на небесных телах, в том числе за пределами космического объекта, а также по возвращении на Землю, вплоть до завершения программы полета, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
5. Граждане иностранных государств, проходящие подготовку к космическому полету в Российской Федерации либо участвующие в полете на пилотируемом космическом объекте Российской Федерации, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ в названии статьи 21 настоящего Закона и пунктах 1 - 4 исключены слова "наземных и иных", а также исключен пункт 5 статьи 21
Статья 21. Персонал наземных и иных объектов космической инфраструктуры
1. К персоналу наземных и иных объектов космической инфраструктуры относятся специалисты, выполняющие обязанности по испытаниям, хранению и эксплуатации космической техники, а равно иные обязанности по обеспечению технологического режима функционирования наземных и иных объектов космической инфраструктуры.
2. Функциональные обязанности персонала наземных и иных объектов космической инфраструктуры определяются организациями, эксплуатирующими такие объекты.
Персонал наземных и иных объектов космической инфраструктуры подлежит аттестации на соответствие установленным профессиональным требованиям.
3. Размеры заработной платы и дополнительного материального вознаграждения персонала наземных и иных объектов космической инфраструктуры определяются контрактами найма, заключаемыми с организациями, использующими такие объекты.
Порядок денежного содержания и вещевого довольствия персонала наземных и иных объектов космической инфраструктуры, находящегося на военной службе, определяется соответствующим законодательством Российской Федерации.
4. Лицам из числа персонала наземных и иных объектов космической инфраструктуры, профессии которых связаны с опасными или вредными условиями труда, предоставляются дополнительные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями соответствующих контрактов.
5. Лица, привлекаемые для выполнения работ по ликвидации последствий аварий и катастроф при осуществлении космической деятельности, пользуются льготами, предоставляемыми персоналу наземных и иных объектов космической инфраструктуры.
Раздел V. Безопасность космической деятельности
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ статья 22 настоящего Закона изложена в новой редакции
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 22. Обеспечение безопасности космической деятельности
1. Любая космическая деятельность осуществляется с соблюдением требований безопасности, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность и общее руководство работами по обеспечению безопасности космической деятельности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне.
Космическая деятельность должна осуществляться с учетом обеспечения уровня допустимых антропогенных нагрузок на окружающую природную среду и околоземное пространство.
2. Федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне по требованию заинтересованных организаций и граждан обязаны предоставлять информацию об опасности, возникающей при осуществлении космической деятельности.
При возникновении угрозы для безопасности населения и окружающей природной среды федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне незамедлительно информируют об этом соответствующие органы государственной власти, а также организации и граждан.
Статья 23. Расследование происшествий при осуществлении космической деятельности
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ в пункте 1 статьи 23 слово "законодательством" заменено словами "законами и иными нормативными правовыми актами"
1. Происшествия, включая аварии и катастрофы, при осуществлении космической деятельности подлежат расследованию, порядок которого определяется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Порядок проведения и обоснованность результатов расследования происшествий, включая аварии и катастрофы, могут быть обжалованы в суд.
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ в статью 24 настоящего Закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 24. Поисковые и аварийно-спасательные работы, ликвидация последствий происшествий
1. Поисковые и аварийно-спасательные работы, а также ликвидация последствий происшествий при осуществлении космической деятельности производятся соответствующими государственными службами с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций и граждан.
2. Работы по ликвидации последствий происшествий при осуществлении космической деятельности включают восстановление и реконструкцию промышленных и иных объектов, пострадавших вследствие происшествий, необходимые природоохранные мероприятия, компенсацию ущерба субъектам Российской Федерации, организациям и гражданам.
Лица, привлекаемые для выполнения работ по ликвидации последствий аварий и катастроф при осуществлении космической деятельности, пользуются льготами, предоставляемыми работникам объектов космической инфраструктуры.
3. Поисковые и аварийно-спасательные работы, а также работы по ликвидации последствий происшествий при осуществлении космической деятельности на территории иностранного государства производятся по согласованию с компетентными органами этого государства за счет средств организаций и граждан, осуществляющих такую деятельность, средств Российского космического фонда либо федерального бюджета.
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ статья 25 настоящего Закона изложена в новой редакции
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 25. Страхование космической деятельности
1. Организации и граждане, которые используют (эксплуатируют) космическую технику или по заказу которых осуществляются создание и использование (эксплуатация) космической техники, производят обязательное страхование жизни и здоровья космонавтов, работников объектов космической инфраструктуры, а также ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц, в порядке и на условиях, которые установлены законом.
2. Организации и граждане, осуществляющие космическую деятельность, могут производить добровольное страхование космической техники (рисков утраты, недостачи или повреждения космической техники).
Раздел VI. Международное сотрудничество
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ статья 26 настоящего Закона изложена в новой редакции
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 26. Международные договоры Российской Федерации в области космической деятельности
1. Международные договоры Российской Федерации в области космической деятельности подлежат ратификации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.
О мерах по выполнению международных соглашений в области космоса см.: постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 153
постановление Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. N 422
Статья 27. Правовой режим иностранных организаций и граждан
1. Иностранные организации и граждане, осуществляющие космическую деятельность под юрисдикцией Российской Федерации, пользуются правовым режимом, установленным для организаций и граждан Российской Федерации, в той мере, в какой такой режим предоставляется соответствующим государством организациям и гражданам Российской Федерации.
2. Российская Федерация обеспечивает правовую охрану технологий и коммерческих тайн иностранных организаций и граждан, осуществляющих космическую деятельность под юрисдикцией Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иная необходимая охрана технологий и коммерческих тайн иностранных организаций и граждан, осуществляющих космическую деятельность под юрисдикцией Российской Федерации, обеспечивается на взаимной основе.
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ в пункте 3 статьи 27 настоящего Закона слова "предусмотренном настоящим Законом" заменены словами "установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом"
3. Иностранные организации и граждане, осуществляющие космическую деятельность под юрисдикцией Российской Федерации, производят страхование космической техники, а также рисков, связанных с космической деятельностью, в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.
Статья 28. Правовое регулирование международного сотрудничества
1. Организации и граждане Российской Федерации, принимающие участие в осуществлении международных проектов в области космической деятельности, заключают договоры с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено этими договорами.
2. В случае коллизии норм законодательства Российской Федерации и законодательства иностранного государства, применимых к космической деятельности с участием организаций и граждан Российской Федерации, действует законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Раздел VII. Ответственность
Статья 29. Ответственность должностных лиц, организаций и граждан
Государственные организации и их должностные лица, иные организации и их должностные лица, а также граждане, виновные в нарушении настоящего Закона и других законодательных актов, регулирующих космическую деятельность, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ статья 30 настоящего Закона изложена в новой редакции
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 30. Ответственность за причинение вреда при осуществлении космической деятельности
1. Ответственность за вред, причиненный космическим объектом Российской Федерации при осуществлении космической деятельности на территории Российской Федерации или за ее пределами, за исключением космоса, возникает независимо от вины причинителя такого вреда.
2. Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту Российской Федерации или имуществу на борту такого объекта причинен вред другим космическим объектом Российской Федерации при осуществлении космической деятельности, возмещение причиненного вреда в полном объеме возлагается на организацию или гражданина, владеющих космическим объектом, причинившим вред, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.
3. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица космическим объектом Российской Федерации при осуществлении космической деятельности на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежит возмещению организацией или гражданином, застраховавшими свою ответственность за причинение вреда, в объеме и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.