Как сообщает сайт компании, Инженерно-технологический центр «СканЭкс» подвел итоги проекта по охране мест размножения гренландских тюленей в Белом море, проведенного в период 28 февраля — 29 марта 2009 года совместно с Международным фондом защиты животных IFAW и партнерами. Для целей проекта использовались технологии космической съемки.
Основной задачей спутникового мониторинга выступал контроль судоходства в ледовых полях вокруг детных залежек тюленей на основе данных всепогодной радиолокационной съемки. В сплоченных льдах каналы от судов и караванов сохраняются длительный период и прослеживаются иногда даже после интенсивных сжатий и дрейфа льдов.
По оценкам, каждое бесконтрольное прохождение судов через ледовые поля, служащие «родильными домами» тюленей, приводит к гибели сотен детенышей. В последние годы судоходство в Белом море даже в зимний период активизировалось после строительства нефтяных терминалов в Витино и Архангельске.
В рамках проекта по данным авиационной и судовой разведки определялись места массового скопления тюленей, где движение судов должно быть ограничено, либо прекращено. На основании этих данных специалисты Архангельского ЦГМС-Р готовили ледовые карты с обозначением мест залежки тюленей и рекомендации для следования судов. Штаб ледокольных операций АМП Архангельск рассылал рекомендованные курсы капитанам ледоколов и судов. Спутниковые радиолокационные изображения применялись для оценки ледовой обстановки и контроля судоходства.
Кроме того, во время проекта по охране популяции гренландского тюленя ставилась задача оценки возможности обнаружения мест массовых залежек животного с помощью высокодетальных оптических снимков. Полученные результаты свидетельствуют об их применимости для уточнения данных о положении щенных залежек тюленей на ледовых полях.
За время проведения проекта было обработано 17 радиолокационных изображений акватории Белого моря со спутников RADARSAT-1 и ENVISAT-1 (пространственные разрешение 50-150 м). Одновременно осуществлялись прием и обработка данных SPOT 2/4 и IRS-P6/Р5 с оптической аппаратурой среднего и высокого пространственного разрешения. Средняя периодичность наблюдения Белого моря составляла 1-2 суток.
Обработанные и геопривязанные изображения передавались через интернет-каналы связи в адрес ГУ «Архангельский ЦГМС-Р» и АМП Архангельск.
В результате выполнения проекта прошли практическую проверку методы спутникового контроля движения судов во льдах по радиолокационным данным и разработан метод определения районов щенных залежек по материалам высокодетальной оптической съемки. Также налажено взаимодействие и установлены форматы обмена данными между центром ДЗЗ, ЦГМС-Р и АМП Архангельск.
Оперативный космический мониторинг и скоординированная работа специалистов центра ДЗЗ, ЦГМС-Р и портов Росморречфлота позволили существенно снизить число проходов судов через места массовых залежек тюленей. Однако полностью ликвидировать судовой фактор воздействия на популяцию животного в настоящее время не удается.
— Географические и климатические особенности беломорского региона таковы, что под воздействием ветров и течений льды с детенышами тюленя перемещаются из Бассейна Белого моря в его Горло шириной 40-50 км. Возможность обхода их судами крайне затруднена, — отметил первый заместитель капитана морского порта Архангельск Андрей Великанов.