Спутниковые снимки позволяют выявлять факторы изменений климата
Как сообщает сайт ИТЦ «СканЭкс», с помощью космических технологий дистанционного зондирования Земли удалось оценить воздействие судоходства на содержание в атмосфере двуокисей серы (SO2) и азота (NO2). Специалисты французской компании CLS создали комплексную карту местоположения судов и судоходных трасс в морях, омывающих Европейский субконтинент (http://www.esa.int/esaEO/SEMBDI0OWUF_economy_0.html ). При создании карты использовались радиолокационные данные ENVISAT-1 (ESA) за 2002-2009 гг.
При сопоставлении интегрированной карты судовой обстановки и схемы концентрации газов в районах интенсивного судоходства наблюдается повышенная концентрация SO2 и NO2 в атмосфере. При этом важно учитывать повышенную нагрузку в портовых зонах и западный перенос воздушных масс, преобладающий над Европой.
Присутствие в атмосфере газов SO2 и NO2 — главная причина выпадения кислотных дождей: в результате химических реакций в атмосфере рассматриваемые диоксиды превращаются соответственно в серную и азотную кислоты. Их выпадение на поверхность Земли оказывает негативное влияние на живые организмы и экотоп в целом.
В России спутниковый радиолокационный мониторинг обстановки в акваториях морей вокруг России с 2008 года проводит ИТЦ «СканЭкс». В последних числах мая стартовал очередной проект ИТЦ «СканЭкс» по оперативному спутниковому мониторингу судовой и экологической ситуации в морских акваториях России.
— Интенсивность движения судов в российских морях значительно уступает уровню напряженности судоходства в европейских акваториях, — рассказал заместитель директора ИТЦ «СканЭкс» Алексей Кучейко. — Поэтому для российских морей более актуальной проблемой являются загрязнения морской поверхности нефтепродуктами. При этом сбросы нефтесодежащих вод с судов доминируют среди источников загрязнений.
Проведенные спутниковые съемки показали наличие судовых нефтезагрязнений в Черном и Каспийском морях, у Владивостока и о. Сахалин на Дальнем Востоке и даже в Балтийском море.
Что касается исследования изменений климатических характеристик под воздействием антропогенных факторов, для России более перспективным будет изучение воздействия на климат не судоходства, а агентов добывающей и обрабатывающей промышленности, для чего эффективно использовать оптические спутниковые данные.
— Методики детектирования случаев загрязнения природной среды на суше по данным спутниковых наблюдений разработана специалистами «СканЭкс», — разъяснила вице-президент Центра Ольга Гершензон.