Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Конференции/Наши конференции/ГИС-Форум/2009/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Коршунов М.Е. «Догроги Югры» - пилотный проект ГИС для управления дрожным хозяйством


Коршунов М.Е., Серебряков С.В.,
ФГУП «Уралгеоинформ», Екатеринбург.

Линцер А.А.
НТЦ Дорожного департамента Ханты-мансийского автономного округа, Тюмень

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра сегодня является одним из передовых регионов РФ по реализации государственной политики в области информационных технологий [1]. Информационное обеспечение округа (в частности, обеспечение цифровым картографическим материалом) проходит при активном содействии Роскартографии. В 2005-м году между Роскартографией и Правительством ХМАО-Югры было заключено соглашение о долгосрочном сотрудничестве [2], планом реализации которого предусмотрен ряд шагов имеющих целью формирование инфраструктуры пространственных данных [3] на территории округа и создание ряда ведомственных ГИС, объединяемых и координируемых единой ГИС «ХМАО-Югры». В качестве одного из первых этапов было запланировано создание геоинформационной системы для задач управления дорожным хозяйством ХМАО-Югры (ГИС «Дороги Югры»). Такое решение основывается на большой социально-экономической значимости дорожного хозяйства, интегрирующего различные территории в единый хозяйственный и экономический комплекс округа и страны.

Начиная с 2007 года ФГУП «Уралгеоинформ» совместно с Научно-техническим центром Дорожного департамента ХМАО-Югры ведется проект отраслевой ГИС для Дорожного департамента ХМАО-Югры. Цель проекта – повышение эффективности управления дорожным хозяйством ХМАО-Югры за счет обеспечения Дорожного департамента комплексным решением для информационно-аналитической поддержки и автоматизации рабочих процессов, связанных с обработкой информации.

ГИС «Дороги Югры» должна обеспечивать согласованную поддержку всех этапов и рабочих процессов в области управления дорожным хозяйством: планирование, инвестиционный проект, эксплуатация (Рис. 1).

Рис. 1


Организация работ
Согласно установленной практике [4], работы по проекту ГИС «Дороги Югры» были разделены на несколько последовательных этапов. Первые два этапа (создание Концепции системы и реализация «пилотного» проекта) были реализованы ФГУП «Уралгеоинформ» в рамках государственного контракта на проведение НИОКР Дорожного департамента ХМАО-Югры в 2007 и 2008 годах.

Согласно разработанной Концепции ГИС «Дороги Югры» рассматривается как организационно-технический комплекс, включающий

- решения в области базовой информационной инфраструктуры,
- программный инструментарий для автоматизации рабочих процессов Дорожного департамента,
- нормативную базу для информационного взаимодействия в рамках системы,
- картографическое обеспечение для решения задач управления дорожным хозяйством на территории округа.

Концепцией проекта были определены цели, стратегия реализации и конкретные задачи, которые необходимо выполнить для создания ГИС «Дороги Югры».

В рамках «пилотного» проекта были созданы

- классификатор и правила описания пространственных объектов,
- цифровые топографические карты на территорию «пилотного» региона (М 1:500000, М 1:25000, планы дорог М 1:2000),
- программный комплекс, позволяющий вести на базе цифровых карт банк паспортных и диагностических данных об объектах дорожного хозяйства (автомобильные дороги, путепроводы и водопроводы).
Территориальные границы «пилотного» проекта были определены участ-ком площадью 10000 км2 в районе городов Сургут и Нефтеюганск (см. Рис. 2).

Рис. 2


Такой выбор обусловлен тем, что этот участок на малой площади содержит достаточно большое количество разнообразных объектов дорожной сети, что позволило уже на основе «пилотной» версии, в сжатые сроки, увидеть, как будет работать полномасштабная ГИС «Дороги Югры».
Функции системы на этапе «пилотного» проекта было решено ограничить частью задач, решаемых в рамках эксплуатации автомобильных дорог:

- паспортизация и учет диагностических показателей,
- мониторинг условий эксплуатации (учет статистики ДТП),
- ведение базы выполняемых подрядчиками работ.

Структура системы
Общее представление о структуре системы может дать приведенная на рис. 3 функциональная модель.

Рис. 3


Центральное место в системе занимает реестр объектов управления (автомобильных дорог), формируемый на основе Перечня автомобильных дорог общего пользования, утверждаемого правитель-ством округа [5-6]. Вся остальная хранимая и обрабатываемая системой ин-формация содержится в специализированных хранилищах (на рисунке они выделены серым цветом). Два специализированных хранилища («Цифровые карты» и «Банк дорожных данных») входят в состав системы, все остальные - рассматриваются в качестве внешних источников данных.

На структуру специализированных хранилищ никаких особых ограничений не накладывается - они могут быть реализованы на базе различных СУБД и размещаться на различных серверах. Все что требуется для «включения» хранилища в систему – программная оболочка в виде набора web-сервисов, разработанных в соответствии с требованиями системы. Консолидация данных достигается за счет пространственно-временной привязки [3] и официальных реестров [5,6].

Такое решение позволило в первом приближении организовать непротиворечивый, целостный банк данных об автомобильных дорогах, сохранив вместе с тем гибкость и расширяемость системы.

Пользовательский интерфейс
Особого внимания заслуживает предложенное решение в области пользовательского интерфейса системы. Вид автоматизированного рабочего места (АРМ) пилотного проекта ГИС «Дороги Югры» приведен на рис. 3. Оперируя инструментами пользовательского интерфейса, пользователь имеет возможность оперативно, не теряя текущего информационного контекста, переключаться между двумя режимами представления данных:

- Семантический режим представления данных (рис 4. слева).

Рис. 4


Информация о выбранных объектах (например, автомобильная дорога или инженерное сооружение) представляется в виде числовых или текстовых показателей и характеристик (длинна, ширина, материалы, административная принадлежность и т.д.).

- Картографический режим представления данных (рис 4. справа).
Основную часть окна АРМ занимает цифровая карта. Пользователь может работать с картой в интерактивном режиме и запрашивать отображение выбранной или обработанной информации (это могут быть, например, объекты дорожной сети или сводные отчеты с разбивкой по территориальным единицам).

Помимо режимов представления данных АРМ может быть переведен в один из трех «функциональных режимов»:

- Работа с учетными показателями;
- Формирование отчетности и аналитическая обработка данных;
- Ввод информации.

Механизм «режимов» дополнен контекстно-зависимой функциональной панелью (ribbon), разработанной в соответствии с рекомендациями Microsoft. Такое решение позволило существенно «разгрузить» пользовательский интерфейс и акцентировать внимание пользователя на той операции, которую он выполняет в данный момент.

Функциональные модули
Возможность подключения внешних источников данных является одним из основных преимуществ ГИС «Дороги Югры» - процесс внедрения систе-мы не подразумевает единовременного отказа от уже используемых про-граммных продуктов, т.к. система может объединить используемые про-граммы в единое решение. Так, на сегодняшний день ГИС «Дороги Югры» оперирует данными программных комплексов Road Office [7] (см. рис. 5) и АИС ИССО (учет информации об искусственных сооружениях на дорогах, см. рис. 6).
В качестве функциональных модулей, расширяющих возможности ГИС «Дороги Югры» на этапе «пилотного» проекта были реализованы

Рис. 5

Рис. 6


- модуль «Учет ДТП», позволяющий регистрировать в системе, статистически обрабатывать и представлять на карте прецеденты до-рожно-транспортных происшествий (пример работы модуля см. на рис. 7);

Рис. 7


- модуль «Учет работ», позволяющий вести базу выполненных подрядчиками в рамках эксплуатации объектов дорожной сети.

Перспективы развития
В перспективе развития системы на 2009 год планируется

- расширение картографической базы на всю территорию округа;
- разработка правил цифрового описания при создании цифровых планов и карт автомобильных дорог;
- развитие базовых компонент системы (картографический блок ГИС, распределение доступа к данным, развитие функций сетевой коммуникации) и уже созданных функциональных расширений;
- Разработка новых функциональных расширений (подсистем) для решения задач;
- учета земель, занимаемых дорогами;
- учета транспортных потоков;
- учета метеорологических условий;
- учета объектов дорожной инфраструктуры (автобусные остановки, объекты сервиса, площадки для отдыха и т. д.);
- формирования исходной информации для разработки техни-ческих заданий на разработку проектной документации;
- формирования отчетной документации по работам.

При дальнейшем развитии ГИС «Дороги Югры» большое внимание будет уделено её включению в систему информационного взаимодействия органов государственного управления автономного округа (начиная с 2009-го года, планируются работы по созданию ГИС «ХМАО-Югры», которая объединит работу различных департаментов и ведомств округа в едином геоинформационном поле). Это требует большого внимания к совместимости создаваемой системы с решениями в области инфраструктуры пространственных данных [3]. В частности, ГИС «Дороги Югры» будет совместима с находящимся на данный момент в стадии разработки геопорталом УрФО («Уралгеоинформ»).

Рис. 8


Источники:

1. «Стратегия развития информационного общества в Российской Феде-рации», утверждена приказом Президента №Пр-212 от 7.02.2008 г.
2. Соглашение между Федеральным агентством геодезии и картографии Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского авто-номного округа - Югры о сотрудничестве и взаимодействии в сфере геодезического и картографического обеспечения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, от 25.06.2007.
3. Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, №1157-р от 21.08.2006 г
4. ГОСТ 24.602-86. «Автоматизированные системы управления. Состав и содержание работ по стадиям создания»
5. Постановление Правительства ХМАО – Югры от 10.05.2007 №120-п «О вопросах, связанных с идентификацией автомобильных дорог об-щего пользования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»
6. Распоряжение Правительства ХМАО – Югры от 24/12/2007 г. №591-РП «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»
7. Официальный ресурс ООО «Дорсиб» о программном комплексе «Road Office» www.dorsib.ru/html/service_roadoffice.htm
8. Официальный ресурс ФГУП «Уралгеоинформ» о ГИС «Дороги Югры». www.ugi.ru/services/gis/gis-motorway-hmao


См. также:
Каталог Организаций:
   - Уралгеоинформ
   - Федеральное агентство геодезии и картографии
Каталог Авторов:
   - Серебряков С.В.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Уральский ФО / Свердловская область
Тематич. разделы / Технологии / ГИС и Интернет
Тематич. разделы / Технологии
Тематич. разделы / Картография, ГИС
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Тематич. разделы / Инженерные коммуникации
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Конференции / Наши конференции / ГИС-Форум / 2009
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: Материалы XVI Всероссийского форума «Рынок геоинформатики в России. Современное состояние и перспективы развития»
Цитирумость документа: 1
12:27:13 05.06 2009   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.013391971588135 sec, Question: 110