Специалисты призывают к скорейшему внедрению GPS-систем в авиации
Как сообщает сайт science.compulenta.ru, исчезновение самолета компании Air France с 228 пассажирами на борту над Атлантическим океаном вызвало жестокую критику устаревших радарных систем слежения, которые по сей день применяются авиаслужбами большинства стран мира.
«Этой технологии уже 15 лет, но воз и ныне там, — сетует Майкл Бойд, аналитик одной американской авиакомпании. — Даже мой BlackBerry способен отследить мои перемещения, так почему же мы не можем сделать это с самолетами?!»
Американские власти обсуждают создание авиационной GPS-сети с 1990-х годов. На Аляске и у побережья Мексиканского залива технология уже проходит испытания. Ряд перевозчиков — к примеру, компания Southwest — уже использует GPS для того, чтобы самолеты летели по более короткому маршруту и расходовали меньше горючего.
Внедрение GPS-сети на всей территории США оценивается в 35 млрд. долларов. Хотя министр транспорта страны Рэй Лахуд заявил, что этот проект находится в числе приоритетов администрации Барака Обамы, нынешние радиолокационные системы, скорее всего, будут работать как минимум еще десять лет.
Некоторые европейские и азиатские страны уже переходят к созданию более дорогих спутниковых систем. Однако большинство государств отстает — в том числе Бразилия, откуда вылетел лайнер Air France вылетел 31 мая.
В России GPS-навигаторы довольно широко применяются в легкой авиации, особенно при полетах над труднодоступными районами Сибири и Дальнего Востока.
Нынешняя система организации воздушного движения не позволяет диспетчерам видеть, что происходит над океаном на расстоянии трехсот километров от берега. Обычно местоположение самолета определяется на основании расписания полетов. В результате воздушные суда оказываются особенно уязвимыми в чрезвычайных ситуациях. Например, если самолет совершит аварийную посадку на воду, пассажиров могут не успеть спасти, так как поиск займет слишком много времени. Кроме того, если самолет будет угнан над океаном, никому не удастся узнать, куда он полетел и полетел ли вообще, пока он не появится на каком-нибудь радаре.
Отмечается, что сбой в работе электросети на борту самолета Air France, который, вероятно, и привел к катастрофе, выключил бы и GPS, даже если бы борт был оборудован этой системой. Тем не менее спасатели хотя бы были лучше осведомлены, где искать обломки.