В МГУПСе разрабатывают методы сбора космической информации для проектирования ж/д магистралей
Как сообщает сайт Гудок.RU, в Московском университете путей сообщения (МГУПС) в соответствии со «Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года» разрабатывают методы сбора космической информации для определения маршрута железной дороги и мониторинга эффективности и безопасности её эксплуатации.
Как сообщил профессор вуза Эрнст Спиридонов, в этой работе также участвуют сотрудники координационного Центра «Космос – Земле» РАН. По словам учёного, данные, полученные со спутников, позволяют проектировать магистрали гораздо точнее, учитывая потенциально опасные места, например, тектонические разломы земной коры. Так, при проектировании в 30-е годы прошлого века маршрута Байкало-Амурской магистрали снимков из космоса, естественно, использовать не могли.
А когда лётчик-космонавт, член-корреспондент РАН Виктор Савиных, бывший железнодорожник, поднялся на орбиту и посмотрел сверху на Сибирь, то он сразу же заметил, что трассу этой железной дороги надо было перенести на 200 км севернее. В таком случае удалось бы обойти регионы с землетрясениями силой 8–10 баллов, облегчилось бы сооружение земляного полотна, уменьшилось число мостов и путепроводов. Кроме того, Северомуйский тоннель, который не только обошёлся очень дорого, но и строился 15 лет, тоже не надо было бы прокладывать.
Космические снимки за счёт широкого обзора территории позволяют специалистам увидеть многое из того, что теряется на земле, и дают возможность проектировщикам найти верное решение при выборе оптимального маршрута железной дороги. А это уменьшает объёмы работ на её строительство и, соответственно, экономит и материальные ресурсы, и время.
В свою очередь ежедневный, ежеминутный космический мониторинг необходим не только на этапе эксплуатации железной дороги, но и при её строительстве, которое часто ведётся параллельно с проектированием.
Это позволяет вовремя откорректировать проект, чтобы не было «бросовых» работ, правильно выбрать элементы конструкции железной дороги и способы защиты от природных и инженерно-геологических процессов. Сейчас для мониторинга используют очень хорошие компьютерные программы. Они не просто выдают специалистам какое-то одно решение, но анализируют огромное количество параметров и предлагают ряд решений. Это позволяет проектировщикам выбрать из них оптимальное.
Большое значение для облегчения и удешевления строительства имеют использование современных космических методов точного определения координат объектов на земной поверхности и применение космической информации для их точной привязки. Этому и должна способствовать система ГЛОНАСС.