А. Филькенштейн (Институт прикладной астрономии): слабое звено в системе ГЛОНАСС - карты
На сайте online812.ru опубликовано интервью с директором Института прикладной астрономии Андреем Филькенштейном. Публикуем выдержки из интервью, затрагивающие тему ГЛОНАСС. Полный текст интервью доступен по ссылке:http://www.online812.ru/2009/07/02/003/
- Насколько хорошо ГЛОНАСС работает по сравнению GPS? В нашей прессе о ГЛОНАСС пишут не слишком хорошо.
- ГЛОНАСС – великолепная система, покрывающая сигналом всю Россию и 96% всего остального мира. Точность определения координат на земле сейчас – 4,5 - 6 метров, это пока что в 2,5 – 3 раза хуже, чем у GPS. Но система еще не отлажена до конца и не полностью введена. Из 24 осталось запустить 4 космических аппарата, что и будет сделано к 2011 году. Тогда точность будет сравнимая с GPS – около 1,5 м. По своим техническим характеристикам ГЛОНАСС ни в чем не уступает GPS. Мы отстаем примерно на 2 года, хотя в свое время шли практически ноздря в ноздрю.
Идея создания спутниковой навигационной системы в СССР родилась еще в 1957 году, когда был запущен первый искусственный спутник Земли. Принимая сигнал с орбиты, специалисты предложили использовать его для определения местоположения объектов на Земле с помощью измерения допплеровского смещения частоты. В 60-е годы появились отечественные системы спутников «Цикада», «Цикада-М» и американская Transit, использовавшие этот принцип. Спутники летали довольно низко – на высоте до 1000 км. Системы давали довольно низкую точность определения координат, поэтому были разработаны более совершенные – американская NAVSTAR, известная российским пользователям под названием GPS, и российская. Первый спутник ГЛОНАСС был запущен 12 октября 1982 года, а к 25 декабря 1995 года развертывание запланированной системы завершилось – на орбите было 24 спутника. Точность определения координат тогда составляла – по горизонтали – 20 м, по высоте – 30 м, скорости – 5 см/с, по времени – 0,7 мкс, что сравнимо с возможностями GPS в тот же момент.
Однако позднее из-за недостатка финансирования и политики система стала сворачиваться. К 2001 году спутников осталось только 7. Ельцин забросил ГЛОНАСС, делая ставку на общеевропейскую систему глобального позиционирования «Галилео», что, конечно, сулило некоторые выгоды – построить систему скопом дешевле, чем в одиночку, но договориться между собой странам ЕС оказалось непросто, так что система «Галилео» даже и сейчас еще не запущена, хотя скоро будет.
- Когда ГЛОНАСС станет также популярна и доступна в России, как GPS?
- Главная задача – другая. От создания ГЛОНАСС зависит обороноспособность и национальная безопасность. Дело не только в том, что владелец системы GPS может специально искажать данные (это просто закладывалось в конструкцию), а от них зависит функционирование всей транспортной системы страны – самолетов, трубопроводов и т.п. Зависеть только от одного технического средства в принципе опасно. Для надежного и точного позиционирования на местности нужно как минимум 2 системы, лучше 3. Так в скором времени и будет. В России уже сейчас эксплуатируются тысячи двухсистемных приемников – GPS + ГЛОНАСС. Они используются на кораблях дальнего плавания, на дорогах. Любой дальнобойщик просто обязан иметь такой приемник.
- Но это все-таки узкий круг профессионалов-потребителей. Когда ГЛОНАСС распространится в быту – среди туристов, рыболовов и приведет к подъему экономики страны.
- Мы решаем государственную задачу, обеспечивая работу спутников и наземных станций. В этом плане все идет по плану, и к 2011 году ГЛОНАСС заработает по полной программе. Приемники, программы и карты для быта – дело бизнеса. Как только система запустится, бизнес наверняка отреагирует и начнет все это интенсивно эксплуатировать и продавать. Было бы просто глупо упускать такую возможность заработать. GPS, как известно, тоже система двойного назначения. Система спутников станций работает за счет государства, а бизнес получает прибыль от продажи приемников, геоинформационных систем (электронные карты, программы и т.п. – А. О.). Бизнес услуг на базе GPS дает Америке доход в десятки миллиардов долларов ежегодно. Конечно, наши предприниматели не упустят аналогичной возможности.
ГЛОНАСС получит даже определенные преимущества перед GPS. В России, как известно, применяются полулегальные карты GPS, ответственность за качество услуги из-за этого размазывается между продавцами приемников, карт, операторами связи, так что, если что-то не работает или работает плохо, вы никогда не найдете крайнего. У ГЛОНАСС будет единый главный оператор по России – АФК «Система».
- Во что обойдется использование потребителю?
- Хороший односистемный приемник сейчас стоит около 22 тыс. руб., или 700$. Дешевый односистемный GPS - 150$. Сейчас приемники ГЛОНАСС дороговаты. Задача – обеспечить цену в 300$ за двухсистемный приемник. Это реально при массовом внедрении в ближайшие годы.
- Слабое звено в системе ГЛОНАСС?
- Карты. Из-за этого и GPS в Петербурге работает плохо, а в Ленобласти просто ужасно. Карты должны обновляться в режиме онлайн. В городе меняется направление движения на перекрестках, а GPS про это не знает. В области еще хуже. Моя жена пыталась доехать до дачи при помощи GPS. Задача оказалась безнадежной. У нас карты долгое время были засекречены, даже в печатные вносились специальные искажения. Все это попало в GPS. Если ехать по Старовыборгскому шоссе, слушая подсказки GPS, приемник заводит в лес. Он видит те дороги и повороты, которых давно нет, и не видит новые. Причем в Европе тот же приемник работает великолепно.
- ГЛОНАСС, наоборот, будет работать в Европе как Сусанин?