ИПД ФРГ GDI-DE: новый федеральный закон о доступе к цифровым пространственным данным
Закон, вступивший в силу в феврале 2009 г.1, образует правовую основу дальнейшего развития ИПД ФРГ в новом общеевропейском правовом пространстве, создание которого провозглашено Директивой INSPIRE в числе первоочередных задач по ее реализации2
A. Проблема и цель
15 мая 2007 г. вступила в силу Директива 2007/2/ЕС Европейского парламента и Совета Европы по созданию инфраструктуры пространственной информации Европейского союза (Директива INSPIRE). Тем самым был создан инструмент, упрощающий доступ к пространственным данным (ПД) граждан, административных органов и хозяйствующих субъектов и их надлежащее использование. Для исполнения директивы страны — члены ЕС должны в течение двух лет разработать и принять необходимые правовые и организационные меры.
B. Решение
На основе закона, решение о доступе к пространственным данным Директивы INSPIRE принимается на федеральном уровне. Федеральные земли Германии определяют порядок исполнения директивы под собственную ответственность. Для обеспечения требуемого директивой взаимодействия на локальном, региональном и национальном уровнях проект закона о доступе к пространственным данным (далее — Закон. — Прим. ред.) был разработан в тесном сотрудничестве с представителями федеральных земель, округов и муниципалитетов, а также с учетом создаваемой в Германии собственной инфраструктуры пространственных данных (ИПД) GDI-DE.
C. Альтернативы
Нет.
D. Дополнительные бюджетные расходы
При реализации директивы возникают обязательства по отчетности и информированию перед Комиссией ЕС. Кроме того, создание и работа требуемых ст. 19 Директивы INSPIRE национальных служб (в зависимости от того, какие задачи, вытекающие из непосредственного внедрения директивы, дополнительно передаются для взаимодействия с ИПД ФРГ) приводят к дополнительным бюджетным расходам. Исходя из того, что обязательства по отчетности и информированию перед Комиссией ЕС должны выполнять совместно федерация и земли ФРГ, а также учитывая тот факт, что национальные службы предоставляют свои услуги федерации и землям, соответствующие расходы, связанные с регулированием взаимоотношений «федерация — земли», распределяются между ними на основе взаимных соглашений. Эти расходы оцениваются ежегодно в 200 тыс. евро. Половинный вклад федерации, с точки зрения компетенции Федерального министерства внутренних дел по созданию ИПД ФРГ, определяется как затраты Федерального агентства картографии и геодезии. Таким образом, у агентства возникает ежегодный перерасход до 100 тыс. евро. Кроме того, у федерации возникают расходы, связанные с реализацией Директивы INSPIRE, которые вытекают, в первую очередь, из необходимости приведения имеющихся цифровых пространственных данных в соответствие с требованиями по обеспечению их интероперабельности. Вопросы финансирования расходов, связанных с исполнением Закона, будут рассматриваться в рамках слушаний по федеральному бюджету на 2010 и 2012 гг.
Технические и содержательные особенности обеспечения интероперабельности и выполнения обязательств по отчетности планируется регламентировать правилами реализации, которые будут приняты в 2008–2010 гг. Поэтому возникающие вследствие этого расходы пока нельзя оценить количественно. На федеральные земли и муниципалитеты Закон не накладывает никаких обязательств по дополнительным бюджетным расходам.
E. Прочие расходы
Согласно положениям Закона, в экономическом секторе никакие дополнительные расходы не возникают. Воздействие на уровень цен, в частности потребительских, не ожидается.
F. Расходы на бюрократический аппарат
Обязательства по информированию для:
a) фирм/предприятий — ни вводятся, ни упрощаются или упраздняются;
b) граждан — ни вводятся, ни упрощаются или упраздняются;
c) управляющих и административных органов — непосредственно ни вводятся, ни упрощаются или упраздняются. Проводимый федерацией и землями переход к ИПД ФРГ GDI-DE является структурным политическим инструментом, который используется по экономическим соображениям. Поэтому неправомерно относить расходы по исполнению INSPIRE, которые (отчасти) связаны с GDI-DE, к закону о доступе к пространственным данным. Согласно положениям ст. 7 (разд. 2), ст. 21 (абзацы 1–3) и ст. 24 (абзац 2), Директива INSPIRE налагает на страны — члены ЕС обязанности по информированию и отчетности. Эти расходы берут на себя федерация и земли в рамках административного соглашения по GDI-DE, поскольку соответствующие затраты возникают на всех уровнях управления, и их объем пока не может быть оценен количественно.
1 Gesetz über den Zugang zu digitalen Geodaten (Geodatenzugangsgesetz — GeoZG) vom 10. Februar 2009. Bundesgesetzblatt Teil I, 2009, Nr. 8, S. 278: http://bgblportal.de/BGBL/bgbl1f/bgbl109s0278.pdf . 2 Перевод В.А. Вагина.