О создании информационных систем обеспечения градострои-тельной деятельности в Алтайском крае
Спирин Павел Павлович,
Управление Алтайского края по строительству и архитектуре
Документы территориального планирования муниципальных образований являются основой создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), определенных статьями 56, 57 Градостроительного кодекса РФ. ИСОГД являются инструментарием практической реализации проектных решений схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов поселений.
В Алтайском крае в ряде муниципальных образований в органах архитектуры и градостроительства посредством программного комплекса ПТК СОТО созданы или проводится работа по созданию ИСОГД. В настоящий момент в 55 из 71 муниципальных районах и городских округах края активно ведется, завершается или завершена разработка документов территориально-го планирования – основы создания ИСОГД. В 37 муниципальных образованиях приняты планы мероприятий по созданию и ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. В 5 муниципальных районах (Алтайском, Солонешенском, Красногорском, Панкрушихинском и Петропавловском) и 3 городских округах (Белокуриха, Алейск, Рубцовск) Алтайского края посредством программного обеспечения ПТК СОТО проведены работы по классификации картографических и текстовых материалов, настроены базы данных ИСОГД.
Управлением Алтайского края по строительству и архитектуре в 2008-2009 годах был организован ряд семинаров по теме территориального планирования, создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в муниципальных образованиях.
Вопросам территориального планирования, в том числе вопросам создания ИСОГД, в июле 2008 года управлением на базе Сибирской Академии государственной службы было организовано двухнедельное обучение специалистов органов архитектуры муниципальных образований края, а в ноябре этого года в с. Алтайском проведен практический семинар по теме создания и ведения ИСОГД на местах.
Таким образом, реализация документов территориального планирования муниципальных образований законодательно будет обеспечена инстру-ментарием – ИСОГД. Базовые требования к содержанию ИСОГД изложены в Постановлении Правительства РФ от 9.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», а также в требованиях Приказов Министерства регионального развития РФ от 30.08.2007 № 85, № 86. Данными нормативными актами предусмотрен регламент предоставления информационных ресурсов ИСОГД муниципальных образований заинтересованным структурам.
Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации также требуют разработки Плана реализации принятых проектных решений, а следовательно и инструментария.
Для реализации проектных решений Схемы территориального планирования Алтайского края и согласованности реализации проектных решений документов территориального планирования муниципальных образований Постановлением Администрации Алтайского края от 06.02.2009 № 45 определен Порядок взаимодействия субъектов градостроительной деятельности в Алтайском крае по формированию и ведению Единого информационного банка данных.
Однако, для его функционирования необходимо разработать и принять ряд нормативных актов, в том числе регламент и порядок предоставления информации о проектных решениях Схемы территориального планирования Алтайского края участникам градостроительной деятельности.
Порядок, утвержденный Постановлением Администрации края от 06.02.2009 № 45, определяет направления взаимодействия управления Алтайского края по строительству и архитектуре, Администрации Алтайского края и других субъектов градостроительной деятельности по вопросам использования информационных ресурсов для создания и ведения Единого информационного банка данных субъектов градостроительной деятельности в Алтайском крае (далее – «Единый банк данных») в целях реализации проектных решений Схемы территориального планирования Алтайского края.
Актуальность формирования Единого банка данных определена, в том числе и необходимостью обеспечения заинтересованных структур достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности на основе формирования и использования существующих информационных ресурсов края, в частности (Схема 1):
Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления:
- при согласовании проектной документации и целевых программ, разрешении конфликтов, вызванных фактическим или ожидаемым нанесением ущерба, связанного с нарушением градостроительных норм;
- при регулировании градостроительной деятельности на территории края и его муниципальных образований;
- при выделении участков под строительство и хозяйственные нужды, регулировании землепользования, осуществлении надзора и контроля за использованием земель городских и сельских поселений, их систем, зон с раз-личными регламентами использования и устройства;
- при решении вопросов оценки недвижимости с учетом градостроительной ценности территории;
- при разработке природоохранных мероприятий, проведении мониторинга использования природных ресурсов и состояния окружающей среды городских и сельских поселений, надзора и контроля за их использованием;
- при выработке политики сбалансированного в ресурсном и правовом отношении развития территорий, а также определения приоритетов инвестирования;
- при решении вопросов взаимоувязанного ведения реестров и получения информации;
Заказчиков, застройщиков:
- при решении вопросов предоставления земель под застройку, заданий на проектирование, оформления градостроительных планов земельных участков, разрешений на строительство объектов краевого значения;
проектных, изыскательских, научно-исследовательских и иных организаций;
- при получении исходных данных для разработки документов территориального планирования и подготовки документации по планировке территорий;
Схема 1. Пользователи сведениями Единого информационного банка данных
Инвесторов:
- при решении вопросов инвестирования в развитие территории края и его муниципальных образований;
- физических лиц;
- при получении градостроительной информации неограниченного доступа.
Юридические и физические лица:
- при получении градостроительной информации неограниченного доступа.
Источниками предоставления исходной информации для Единого банка данных являются управление Алтайского края по строительству и архитектуре – в части предоставления документов территориального планирования регионального уровня, сведений о действующих нормативных правовых актах в сфере градостроительной деятельности. Органы архитектуры и градостроительства муниципальных образований – в части предоставления сведений о документах и документации территориального планирования муниципальных образований, о действующих нормативных правовых актах в области градостроительной деятельности. Кроме того, в Единый банк данных планируется включать информацию отраслевых ведомств о развитии территории края, в том числе учетно-справочного характера (например, объекты придорожного сервиса, схемы газификации, электрификации и т.д.).
Предоставление исходной информации муниципальными образованиями для Единого банка данных происходит в соответствии с действующим законодательством – в течение трех дней со дня утверждения документов территориального планирования, на бумажном и электронном носителях.
Однако, статус информационных ресурсов исходные документы полчают только в результате системной обработки информации и проверки ее на соответствие установленным методическим и техническим требованиям. Затем происходит присвоение ресурсу регистрационного номера и занесение сведений в журнал регистрации.
Технические параметры определены преимущественно к картографической информации – векторный формат данных, с привязкой к местной системе координат, соответствующей группировкой проектных слоев и подписями. Для технологии взаимодействия местных (муниципальных) ИСОГД и Единого банка данных, планируется использовать справочники и классификаторы рекомендованные в приказах № 85, 86 Министерства регионального развития РФ, что позволит выстроить структуру вхождения части данных местных ИСОГД в Единый банк данных.
Схема 2. Алгоритм обработки исходной информации для Единого банка данных
Учитывая территориальный охват и разноцелевое назначение сведений местных информационных ресурсов и ресурсов краевого уровня, данные мниципальных ИСОГД в Едином банке данных могут быть использованы лишь частично и только для детализации конкретных объектов и территорий края. Такой подход позволяет в Едином банке данных Алтайского края сосредоточить качественный и детальный материал тематического характера на всю территорию края и в тоже время не дублировать муниципальные ИСОГД, большую часть которых занимают информационные ресурсы учетно-справочного характера местного значения.
Методическая и техническая обработка исходной информации, в том числе разделение учетной и тематической информации, исходных данных краевого и местного уровней даст возможность получить информационные ресурсы, а из исходных данных, не соответствующим или в полной мере соответствующим, методическим и техническим требованиям, сформировать вспомогательный (черновой) проектный фонд Единого банка данных, с по-следующей доработкой, уточнением или удалением имеющихся сведений (Схема 2).
Структура информационных ресурсов определяется установленным по-рядком взаимодействия субъектов градостроительной деятельности в Алтайском крае по формированию и ведению Единого информационного банка данных.
Кроме тематической классификации информационных ресурсов градостроительного назначения используются разделы учетно-справочного характера применительно к объектам краевого значения. В том числе учет дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках краевой собственности, сведения о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, документация по планировке территорий и т.д (Схема 3).
Схема. 3. Структура информационных ресурсов Единого банка данных Алтайского края
Единый банк данных кроме указанных выше задач обеспечения качественной информацией градостроительного назначения заинтересованных структур, технического решения обработки и хранения пространственной информации позволяет осуществлять функции методического, технического администрирования и контроля принятых проектных решений на территории Алтайского края. Необходимо отметить, что План реализации Схемы территориального планирования Алтайского края в Едином банке данных не является информационным ресурсом, однако, данный документ определяет последовательность и контроль выполнения проектных решений СТП Алтайского края с временными и финансовыми параметрами (Схема 4).
Схема 4. Реализация Схемы территориального планирования Алтайского края
Основные проблемы в создании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности – это низкие доходы бюджетов муниципальных образований, что не позволяет обеспечить органы архитектуры и градостроительства необходимыми техническими и программными средствами, привлечь специалистов в области геоинформационных систем.
Затраты на создание ИСОГД в муниципальных образованиях на начальных этапах оцениваются в среднем – 200-250 тыс. руб. Несмотря на скудность муниципальных бюджетов деньги на эти цели необходимо планировать, т.к. последующая эксплуатация созданных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по самым скромным расчетам на 70 % снижает трудозатраты органов архитектуры, а самое главное позволяет избегать ошибок при подготовке рабочей документации.
Другой путь решения указанного вопроса является софинансирование затрат на создание ИСОГД в муниципальных образованиях региональным и федеральным бюджетами.
Единый информационный банк данных субъектов градостроительной деятельности в Алтайском крае не является информационной системой обеспечения градостроительной деятельности. В действующем Федеральном законодательстве на уровне субъектов РФ не предусмотрено создание и ведение ИСОГД, хотя необходимость этого в связи с реализацией Схем территориального планирования Субъектов РФ является очевидной. Данная законодательная норма необходима также с позиций оказания муниципальным образованиям методической помощи при организации и осуществления контроля ведения ИСОГД на местах.
Системный подход решения технических, финансовых, организационно-правовых вопросов в области создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, регулярный обмен опытом и достижениями в этой области, позволит через некоторое время вывести работу органов архитектуры и градостроительства на качественно новый технический и профессиональный уровень.