Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Пространственные данные/Содержание журналов/№ 2 (2009)/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Республика Коми: планирование развития территории северных регионов страны

Схема территориального планирования выполнена с учетом концептуальных положений стратегии социально-экономического развития

С.В. Скатерщиков, (НПИ «ЭНКО», Санкт-Петербург)
А.И. Чистобаев (НПИ «ЭНКО», Санкт-Петербург)

С.В. Скатерщиков
А.И. Чистобаев

Республика Коми образована в 1921 г. Ее территория составляет 416,8 тыс. км2 (24,7% территории Северо-Западного федерального округа, 2,4% — России), численность населения на 1 января 2009 г. — 974 тыс. человек, плотность — 2,3 человека на 1 км2. Преобладает городское население (75,7%), сконцентрированное в 10 городах и 29 поселках городского типа. Численность населения неуклонно снижается. Доля лиц моложе трудоспособного возраста составляет 17,5%, трудоспособного возраста — 67,7%, старше трудоспособного возраста — 14,8%.

Республика богата различными полезными ископаемыми: углем, нефтью, природным газом, бокситами, титановыми рудами, каменной и калийно-магниевыми солями, минерально-строительными материалами. Подавляющая часть территории занята лесами.

Промышленную специализацию республики определяют нефтяная, газовая, угольная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности. Важное место в структуре промышленности принадлежит добыче бокситов и титановых руд. Развиваются химическая промышленность, производство строительных материалов. По объему добычи полезных ископаемых республика занимает девятое место в России и первое — в Северо-Западном федеральном округе.

Сельскохозяйственные угодья в хозяйствах всех категорий по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. составили 213 тыс. га, или всего 0,5% всех земель республики. Доля наиболее продуктивных угодий — пашни — не превышает 0,24% площади республики [1].

В структуре внешнеторгового оборота экспорт преобладает над импортом.

Представленная ниже аналитическая оценка состояния и использования территории, положенная в основу разработанной в НПИ «ЭНКО» Схемы территориального планирования Республики Коми, выполнена с учетом концептуальных положений стратегии социально-экономического развития этого субъекта Российской Федерации, изложенных в научных трудах [1–3] и документах правительства Республики Коми.

Географическое положение и природные условия. Республика Коми расположена на северо-востоке европейской территории России. По климатическим условиям она классифицируется как зона Севера, что обуславливает определенную специфику территориального планирования.

Преобладающая часть территории относится к зоне вечной мерзлоты.

По количеству рек и их многоводности Республика Коми занимает одно из первых мест в стране. На территории республики располагается более 78 тыс. озер.

Прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод, пригодных для хозяйственно-питьевого водоснабжения, составляют 62,1 млн м3 в сутки. Средняя обеспеченность населения ресурсами подземных вод оценивается в 63 м3 в сутки. Имеются месторождения минеральных вод.

Инженерно-строительные условия. К низменностям (до 200 м над уровнем моря) относится 79% площади, к возвышенностям (200–500 м) — 18%, к горам (выше 500 м) — 3%. Разнообразие рельефа дополняется расчлененными формами, котловинами выдувания. Все это оказывает существенное влияние на градостроительную оценку территории (рис. 1).
Рис. 1. Инженерно-строительное районирование Республики Коми


Минерально-сырьевые ресурсы. Наиболее разведаны и освоены месторождения нефти, природного газа и каменного угля. Известны, но не эксплуатируются месторождения горючих сланцев. Разрабатываются месторождения хрома, марганца, железа, меди, полиметаллов, редких и рассеянных элементов, серы, фосфорита, флюорита, самоцветов.

Коксующийся уголь, добываемый в республике, потребляют: ОАО «Северсталь», ОАО «Носта», ОАО «Мечел», Новолипецкий, Нижнетагильский, Магнитогорский металлургические заводы, Московский коксогазовый завод. Энергетический уголь идет на предприятия лесного комплекса, энергетические объекты, включая местные.
Минерально-сырьевая база промышленности строительных материалов весьма разнообразна. Крупный комплекс промышленных месторождений существует в Ухтинско-Сосногорском промышленном узле, где возможно производство многих видов строительных материалов.

Лесные ресурсы, лесопользование и лесовозобновление. Общая площадь земель лесного фонда республики составляет 36,3 млн га, или 87% территории. Основными лесообразующими породами являются ель (53,7% покрытой лесом площади) и сосна (25,2%), из мягколиственных пород наиболее широко распространена береза (16,7%).
На начало 2008 г. расчетная лесосека определена в 27,2 млн м3.

Республика Коми в пределах европейской части страны является единственным лесоизбыточным регионом.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ). По состоянию на 2008 г. в республике насчитывается 253 ООПТ, в том числе две федерального значения (Печоро-Илычский государственный биосферный заповедник и национальный парк «Югыд Ва») и 251 республиканского значения (173 государственных природных заказника и 78 памятников природы). Общая площадь ООПТ составляет свыше 6 млн га, или 14,6% территории республики.

Общая площадь ООПТ достаточна для поддержания баланса между природной и антропогенной составляющими ландшафтов.

Ландшафты и потенциал их использования. Все ландшафты республики подразделяются на естественные, сохранившие реликтовые природные комплексы, не нарушенные деятельностью людей, и антропогенные, в которых природная структура в той или иной степени изменена человеком.

Земельные ресурсы. Земельный фонд на протяжении последних лет не меняется. Среди всех категорий земель преобладают земли лесного фонда (86,3%), значительную долю составляют земли особо охраняемых территорий и земли сельскохозяйственного назначения (табл. 1).


Основные площади сельскохозяйственных земель сосредоточены в южной и центральной частях республики, а также в Удорском, Ижемском и Усть-Цилемском районах. В последних двух преобладают оленьи пастбища.

Планировочная структура территории характеризуется малой освоенностью, большими различиями между северной и южной частями республики, контрастностью расселения, преобладанием его очаговых и линейных форм. Для городов свойственна высокая степень концентрации населения, экономического потенциала, объектов инфраструктуры. Сельские муниципалитеты имеют низкую степень освоенности территории, слабый потенциал развития.

Главной планировочной осью территории служит железная дорога Котлас — Микунь — Ухта — Воркута с ответвлениями на Кослан, Сыктывкар, Троицко-Печорск, Усинск, Лабытнанги, связывающая все города республики. Вдоль дороги проложены магистральные нефте- и газопроводы, ЛЭП.

Расселение. Потенциал городов. Для республики свойственны линейные и узловые конфигурации расселения: первые приурочены к рекам и дорогам, вторые представлены наиболее значительными (по численности жителей) центрами систем расселения. Для Сыктывкарско-Сыктывдинской и Ухта-Сосногорской систем расселения характерен более сложный «рисунок», который содержит два муниципальных образования, тесно связанных между собой.

Усиление концентрации населения в административных центрах — повсеместная тенденция, отражающая внутреннюю миграцию. Исключение составляют Удорская и Усть-Вымская системы расселения, в которых вторые центры (Благоево, Усогорск, Междуреченск в первом и Микунь и Жешарт во втором) превосходят по потенциалу развития административные центры районов (Кослан и Айкино).

Уплотнение систем расселения отражает общее демографическое сжатие территории республики и проявляется в сокращении числа населенных пунктов и численности их населения. Большинство районов за два десятилетия потеряло до четверти и более жителей, причем этот процесс сопровождается старением возрастной структуры населения.

Среди городов республики наибольшим потенциалом развития обладает Сыктывкар. Согласно разработанному НПИ «ЭНКО» генеральному плану города, численность населения в нем на отдаленную перспективу определена в 280 тыс. человек. Новое массовое гражданское строительство планируется на территории нынешнего аэропорта. Новый аэропотр намечено вынести за пределы городского округа.

Сопряженные в развитии города Ухта и Сосногорск по численности жителей, скорее всего, сохранят существующие позиции, их промышленный потенциал возрастет: в Ухте — за счет развития промышленности строительных материалов, в Сосногорске — за счет строительства глиноземного завода. В обоих городах необходимо улучшать экологическую ситуацию, создавать защитное озеленение.

В Воркуте основной градостроительной задачей является рациональное использование капитального жилищного фонда и оборудованного всеми видами инженерной инфраструктуры, а также общественных зданий, перевод существующей строительной базы на ремонтные работы и благоустройство. Первостепенное внимание должно быть уделено формированию планировочного костяка города — его центра и кварталов многоэтажной застройки.

Города Вуктыл и Усинск усилят свое значение в газовой и нефтяной промышленности соответственно. Первый может развиваться как база освоения газовых и газоконденсатных месторождений, центр газораспределения и подземного газохранения; второй — как центр нефтедобычи и нефтепереработки, а также базы туристских маршрутов по лесотундре и тундре.

Промышленный потенциал Емвы и Жешарта определяется развитием деревообработки; выпускаемая здесь продукция конкурентоспособна и востребована. Вблизи них есть неплохие предпосылки для развития рекреации и туризма.

Экологическая ситуация. На экологическое состояние территории влияют, с одной стороны, наличие богатых запасов месторождений горючих полезных ископаемых, с другой — присутствие малонарушенных лесов, предгорных и горных территорий. Главными загрязнителями окружающей среды являются нефтепромысловые и целлюлозно-бумажные мощности. В наибольшей степени загрязнены нефтепродуктами реки Ухта, Уса, Ижма и Колва, сточными водами деревообрабатывающих и деревоперерабатывающих предприятий — Вычегда и ее притоки. В ряде мест отмечается повышенная радиоактивность грунта. Загрязнение атмосферного воздуха носит локальный характер.

Формирование урбанизированного каркаса. С учетом проведенного анализа ситуации на территории республики выделены следующие элементы урбанизированного каркаса территории:
Сыктывкарская многофункциональная территориально-планировочная система, восемь основных и две дополнительные зоны опережающего развития, одиннадцать «полюсов роста» (рис. 2).
Рис. 2. Схема территориального планирования. Проектный план Республики Коми


Сыктывкарская многофункциональная территориально-планировочная система включает три зоны опережающего развития:
— Сыктывкарскую многофункциональную зону, специализирующуюся на полном цикле лесного комплекса, произ-
водстве электроэнергии, тепла, строительных материалов. «Полюс роста» — г. Сыктывкар;
— Усть-Вымскую лесопромышленную зону, специализирующуюся на деревообработке. В перспективе получат развитие промышленность строительных материалов, рекреация и туризм; «полюс роста» — г. Жешарт;
— Княжпогостскую лесопромышленную зону с развитием лечебно-оздоровительной деятельности. «Полюс роста» — г. Емва.

Основные зоны опережающего развития также ориентируются в основном на использование природных ресурсов. Среди них:
— Удорская лесопромышленная зона («полюс роста — г. Усогорск);
— Воркутинская горнопромышленная зона («полюс роста» — г. Воркута);
— Ухтинско-Сосногорская индустриальная зона («полюса роста» — Ухта, Сосногорск), представляющая агломерацию двух городов и ряда поселков городского типа, имеющих совместную транспортную и социально-культурную инфраструктуру;
— Усинская индустриальная зона («полюс роста» — г. Усинск), специализирующаяся на нефтедобыче и обеспечении транспорта нефти;
— Троицко-Печорская лесопромышленная зона («полюс роста» — г. Троицко-Печорск).
Она пока слабо развита.

Дополнительные зоны опережающего развития включают в себя г. Печору с окружающими поселками, старинное село Усть-Цильму.

Формирование природно-экологического каркаса. Республика Коми обладает разветвленной системой ООПТ, на ее территории находятся защитные леса, а также так называемые экологические коридоры, представленные долинами рек и лесозащитными полосами вдоль транспортных магистралей.

Основные мероприятия по формированию природно-экологического каркаса сводятся к следующему:
— создание комплексного орнитологического заказника в ареалах обитания редких видов птиц в Койгородском и Прилузском районах;
— создание в с. Ыб и развитие в с. Усть-Вымь этнокультурных заказников для поддержания равновесия между природной и антропогенной средами, а также в целях сохранения быта, обрядов, языка и культуры народа коми;
— расширение водоохранных зон (с регламентированием хозяйственной деятельности) вдоль крупных рек для сохранения биологического разнообразия и охраны естественных путей миграции животных, распространения растений;
— поддержание средоформирующих и средосберегающих функций леса;
— разработка проектов щадящего лесопользования на участках, примыкающих к границам национального парка «Югыд Ва» и Печоро-Илычского заповедника.

Мероприятия по экономическому развитию. Для использования конкурентных преимуществ экономического потенциала республики и реализации приоритетных направлений экономической политики необходимо обеспечить формирование условий для накопления и задействования научно-инновационного потенциала, устойчивого и эффективного функционирования базовых секторов экономики (топливно-энергетический, лесо- и агропромышленный), развития сырьевого и формирования перерабатывающих звеньев горнорудного комплекса, а так же осуществить институциональное оформление туристско-рекреационного комплекса в сектор экономики.

Развитие региональной инновационной системы и рост выпуска конечной высокотехнологичной и наукоемкой продукции предполагает в том числе организацию региональных инновационно-технологических центров в Сыктывкаре, Ухте и Воркуте, которые способствовали бы реализации инновационных предложений, могли бы стать первоосновой технологических парков, а в перспективе — особой экономической зоны технико-внедренческого типа.

В топливно-энергетическом комплексе республики намечается вовлечение в разработку новых месторождений, интенсификация добычи на действующих и законсервированных объектах, увеличение добычи тяжелой нефти.

В соответствии с инвестиционными предложениями основными объектами развития горнорудной промышленности станут: комплекс предприятий по переработке бокситов Среднего Тиммана, горно-химический комбинат на базе Ярегского нефтетитанового месторождения, вторая линия фабрики по обогащению барита на базе сырья месторождения «Желанное», химический комбинат по переработке солей Сереговского месторождения с целью получения хлора и каустической соды (возможен попутный выпуск пищевой соли).

Главным направлением развития лесного комплекса является оптимизация его территориальной и товарно-отраслевой структуры: переход к интенсивной модели ведения лесного хозяйства и лесопользования; формирование транспортной инфраструктуры для освоения лесосырьевых ресурсов в объемах, необходимых для развития переработки древесины; наращивание мощностей целлюлозно-бумажного производства; диверсификациия товарной структуры плитной продукции; производство клееных деревянных изделий и конструкционных материалов; формирование индустриального деревянного домостроения; переработка низкокачественной древесины и древесных отходов в биотопливо.

Улучшение пространственной организации лесного комплекса может быть обеспечено путем развития Мезенско-Вычегодского и Тиманно-Печорского лесопромышленных районов.

Первоочередные мероприятия в агропромышленном комплексе нацелены на развитие животноводства, строительство молочных комплексов. В небольших сельских поселениях могут быть организованы фермы на 100–200 коров, а в периферийных северных районах возможно мясное скотоводство (при условии государственной поддержки).
Развитие оленеводства требует снижения налоговых ставок на аренду пастбищ, находящихся в гослесфонде, тогда поголовье оленей в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах к 2027 г. можно довести до 100 тыс. голов. Глубокую переработку оленины необходимо проводить с использованием современного высокопроизводительного оборудования в Воркуте и Ижме.

Большое значение для экономики республики могут иметь мероприятия по развитию рыболовства и аквакультуры.

Мероприятия по формированию туристско-рекреационного комплекса. В республике сформирована концепция развития туризма до 2020 г., составлен план мероприятий по ее реализации. Стратегически важными для развития этой новой для республики отрасли экономики являются:
— составление электронного кадастра туристских ресурсов и продуктов, ведение реестра сетевых объектов, разработка каталога и иллюстрированного атласа маршрутов;
— формирование туристско-рекреационного каркаса республики, включающего туристско-рекреационные районы (дестинации), этнокультурные центры, полифункциональные комплексы, туристские базы;
— маркетинг туристских продуктов, создание туристской инфраструктуры и благоприятной бизнес-среды, поддержка инвестиционных проектов в сфере туризма.

Органы муниципального управления могут формировать схемы реализации культурно-рекреационного потенциала, вести подготовку муниципальных документов развития туризма и рекреации, разработку туристических маршрутов, осуществлять проекты по формированию муниципальных туристских продуктов. Решение этих задач требует поддержки со стороны властей республиканского уровня.

Мероприятия по развитию социальной инфраструктуры. Развитие жилищного строительства во многом зависит от того, насколько весомой окажется государственная поддержка инвестиционных проектов по созданию инженерной инфраструктуры для целей жилищного строительства, а также от содействия в разработке и реализации инвестиционных проектов по развитию деревянного домостроения и выпуску строительной продукции из местных материалов и ресурсов. В условиях активизации интересов индивидуальных застройщиков необходимо выделение строительных площадок для коттеджей вблизи Сыктывкара, Усинска, Ухты, Троицко-Печорска. В то же время требуется государственная поддержка при переселении жителей из неперспективных населенных пунктов.

Мероприятия по охране объектов культурного наследия. Культурно-исторический каркас как таковой в Республике Коми не сформирован, в наличии имеются лишь отдельные его фрагменты. Поэтому главной задачей видится углубление и расширение исследований культурного наследия.

Не терпят отлагательства действия по сохранению памятников архитектуры из дерева, созданных до середины XX в., как характерной составляющей городов и сельских поселений Севера.

Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры. Основной «костяк» транспортного каркаса Республики Коми составляют четыре транспортных коридора (рис. 3):
— центральный меридионально-диагональный, представленный магистральной железной дорогой Коноша — Котлас — Микунь — Ухта (Сосногорск) — Печора — Воркута, федеральной автодорогой Киров — Сыктывкар и рядом региональных автодорог, проходящих в том же направлении, что и основная железная дорога;
— широтно-диагональный «Белкомур», который формируется в направлении Пермь — Кудымкар — Сыктывкар — Микунь — Кослан — Карпогоры — Архангельск; его участки Сыктывкар — Микунь — Кослан и Карпогоры — Архангельск эксплуатируются;
— широтно-диагональный «Баренцкомур», который прокладывается в направлении Ивдель — Соликамск — Троицко-Печорск — Ухта (Сосногорск) — Индига (побережье Баренцева моря); его участок Троицко-Печорск — в эксплуатации;
— северный автодорожный Пермь — Кудымкар — Сыктывкар — Котлас — Архангельск (далее — в Карелию, Финляндию) на ряде участков существует, но они нуждаются в реконструкции.
Рис. 3. Концепция развития транспортной инфраструктуры Республики Коми


Большинство существующих железных и автомобильных дорог предполагается модернизировать.

До недавнего времени в пределах Республики Коми была широко развита малая авиация. Ее необходимо возродить на принципах государственно-частного партнерства. Самым крупным объектом развития воздушного транспорта является новый аэропорт Сыктывкара (строительство ведется в 25 км от города). Проект реализуется в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)».

Основные мероприятия на речном транспорте — реконструкция портово-причальной инфраструктуры, водных путей сообщения по акваториям судоходных рек, организация прогулочных, экскурсионных, туристских маршрутов.

Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры. Их осуществление необходимо для развития новых инвестиционных площадок, а также улучшения бытовых условий жизни в существующих населенных пунктах. Так, для хозяйственно-питьевого водоснабжения необходимо максимально использовать утвержденные запасы подземных вод, улучшить подготовку поверхностных вод. Для промышленных предприятий важно обеспечить оборотное водоснабжение.

Мероприятия по развитию электроснабжения в основном подразумевают строительство линий электропередачи и подстанций, так или иначе связанных с Печорской ГРЭС, а также строительство Сыктывкарской КЭС мощностью 225 МВт в районе поселка Вогваздино.

Для развития теплоснабжения предусматриваются расширение Сосногорской ТЭЦ и ТЭЦ Сыктывкарского лесопромышленного комплекса, реконструкция существующих Интинской ТЭЦ и Воркутинской ТЭЦ-2, модернизация и строительство котельных с высоким КПД и хорошими экологическими показателями, использование мини-ТЭЦ (для совместной выработки тепла и электроэнергии — когенерации). Необходимы новые тепловые сети с применением эффективных изоляционных материалов, внедрение энергосберегающих технологий.

По территории республики пройдет новый мощный газопровод «Ямал — Европа», к 2011 г. предполагается построить первую нитку на участке Бованенково — Ухта. В дальнейшем эта транспортная система станет двуниточной, объем транспортного газа постепенно будет возрастать до проектного уровня — 115 млрд м3 в год; в Ухте он будет поступать в единую систему газоснабжения страны. Газопроводы-отводы подойдут ко всем городам и поселкам городского типа. В пределах республики возникнет семь новых компрессорных станций.

Развитие рынка услуг связи направлено на обновление технической базы, создание новых видов услуг, увеличение числа программ теле- и радиовещания, включая цифровое вещание, системы кабельного телевидения.

Охрана окружающей среды и рациональное природопользование. Загрязнение воздушной среды носит локальный характер и связано, главным образом, с добычей горючих полезных ископаемых, использованием в котельных твердых и жидких видов топлива. Поэтому переход на газовый вид топлива — главное мероприятие по охране атмосферного воздуха.

Необходимо увеличение мощности очистных сооружений в Сыктывкаре, Ухте, Печоре, Воркуте.

Все более актуальными становятся задачи охраны почв и санитарной очистки территории. В связи с этим мы считаем необходимым разработать республиканскую целевую программу по отходам, в которой следует предусмотреть строительство мусороперерабатывающего завода под Сыктывкаром. В более отдаленной перспективе то же самое необходимо осуществить в Ухте.

Из всего вышесказанного следует, что территориальное планирование в Республике Коми довольно специфично. Оно обусловлено расположением территории в высоких широтах, для которых характерны суровый климат (низкие температуры, сильный ветер), наличие вечной мерзлоты, значительная заболоченность территории. Особенности природной среды предопределили конфигурацию и структуру планировочных каркасов, содержание основных мероприятий по развитию экономики и сферы услуг.

Список литературы
1. Север: проблемы периферийных территорий / Отв. ред. В.Н. Лаженцев. — Сыктывкар: Коми научный центр УрО РАН, 2007. — 420 с.
2. Север как объект комплексных региональных исследований / Отв. ред. В.Н. Лаженцев. — Сыктывкар: Коми научный центр УрО РАН, 2005. — 512 с.
3. Пилясов А.Н. И последние станут первыми: Северная периферия на пути к экономике знаний. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 544 с.


См. также:
Каталог Организаций:
   - ЭНКО НПИ, ООО
Каталог Авторов:
   - Чистобаев А.И.
   - Скатерщиков С.В.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Северо-Западный ФО / Республика Коми
Тематич. разделы / Демография и статистика
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Тематич. разделы / Инженерные коммуникации
Тематич. разделы / Природопользование / Экология
Тематич. разделы / Природопользование / Лесопользование / Лесоустройство
Тематич. разделы / Природопользование / Сельское хозяйство
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Пространственные данные / Содержание журналов / № 2 (2009)
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №2_2009
Цитирумость документа: 2
02:53:06 14.07 2009   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.053142070770264 sec, Question: 127