Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№2_2009/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

О документах территориального планирования в современных условиях

Градостроители-проектировщики все чаще вынуждены брать на себя образовательную и консультативную миссию


Е.Ю. Батунова
Е.Ю. Батунова (НПО «Южный градостроительный центр», Ростов-на-Дону)

После затишья в начале года отмечается некоторое оживление в сфере градостроительного проектирования, причем оживление это носит не совсем здоровый характер. Категоричность Градостроительного кодекса РФ в отношении времени исполнения заставила органы государственной власти и местного самоуправления вновь обратиться к документам территориального планирования и градостроительного зонирования, хотя втайне большинство надеется на очередной перенос крайних сроков подготовки документации. Понять это можно — ведь тех, кто не успел «вскочить на подножку поезда», еще очень много.

Муниципальные образования более или менее регулярно принимают решения о подготовке градостроительной документации, положительный эффект от которых зачастую сопряжен с рядом не самых приятных моментов. Прежде всего это относится к установлению необоснованных сроков подготовки документов территориального планирования. Органы государственной власти и местного самоуправления, вспомнив о назначенном Градостроительным кодексом РФ времени исполнения, решают заняться срочной разработкой необходимых документов. Как это происходит? Глава поселения, подсчитав, что до «часа икс» осталось полгода, вычитает время, необходимое на проведение конкурса, публичные слушания, согласования, и получает продолжительность подготовки генерального плана, составляющую, в лучшем случае, три месяца. В этот же срок зачастую предлагается успеть утвердить генеральный план и подготовить правила землепользования и застройки. Однако никаких подготовительных работ органами местного самоуправления при этом не проводится: материалы топографической съемки, исходные сведения, данные кадастра как отсутствовали, так и отсутствуют. Картина получается довольно грустная. Ни о каком качестве документов территориального планирования при таких условиях говорить не приходится.
Рис. 1. Схема территориального планирования Астраханской области (выполнена в 2005–2007 гг., утверждена в 2007 г.)


В результате экономического кризиса резко сократились объемы работ практически во всех сферах деятельности. Подготовка документов территориального планирования — одна из немногих областей, в которой сохранился более-менее стабильный спрос на продукцию. Компании, потерявшие заказы по основному роду занятий, хлынули на этот рынок. Можно наблюдать большое разнообразие специализаций у претендентов на исполнение работ — это фирмы, проводящие межевание земли, аудиторские и юридические компании, различные изыскательские конторы, проектные организации, ориентированные на вентиляцию, сантехнику. Между тем, часто в составе их коллективов нет ни архитекторов-градостроителей, ни иных специалистов, способных решать задачи территориального планирования. Отягчающим обстоятельством является и то, что такого рода исполнители не собираются надолго задерживаться в градостроительстве. Ведь их задача — «пересидеть» кризис, прокормиться в этот непростой период. Вызывает сомнение даже то, что они будут участвовать в процедуре согласования документации и подготовки ее к утверждению. При этом у заказчика градостроительной документации нет практически никаких средств защиты от подобного рода претендентов на ее изготовление.

Низкий уровень профессиональной градостроительной подготовки специалистов органов местного самоуправления усугубляет сложившуюся ситуацию. Случаи, когда глава муниципального образования настроен создать документы «как-нибудь, только бы быстрее», вовсе нередки. Еще опаснее, когда аналогичную позицию занимают органы государственной власти субъекта Федерации, уполномоченные на ведение градостроительной деятельности. Их точка зрения транслируется во все муниципальные образования субъекта, и при отсутствии на местах специалистов в области градостроительства последствия оказываются более чем плачевными.
Рис. 2. Схема территориального планирования Республики Адыгеи (выполнена в 2005–2007 гг.,утверждена в 2008 г.)


Во всех этих перипетиях уже почти утерян смысл подготовки градостроительной документации. В качестве основной вырисовывается задача практического применения документов территориального планирования, которая, учитывая вышесказанное, трудна для решения.

Если в администрациях крупных городов существует должность главного архитектора, и ее действительно занимает архитектор, то в небольших муниципальных образованиях порой нет даже специального отдела. В местных администрациях большой проблемой является высокая текучесть кадров — сказываются низкие заплаты при большой нагрузке. В результате вновь принятые сотрудники даже не подозревают о том, что подготовлен (готовится) генеральный план поселения или схема территориального планирования района. Возникают сложности при общении заказчика и исполнителя — специалисты не знакомы с терминологией, не понимают целей и задач проекта. В этой ситуации градостроители-проектировщики вынуждены выполнять образовательную миссию: проводимые в период подготовки документации совещания, рабочие встречи позволяют найти общий язык, пояснить многие специальные термины, научить пользоваться документом.
Рис. 3. Генеральный план г. Элисты (выполнен в 2006–2008 гг., проводятся публичные слушания)


Выход видится в создании системы, при которой проектировщики были бы обязаны сопровождать подготовленный документ территориального планирования в течение определенного времени. Первым этапом здесь являются процедуры согласований и публичных слушаний, в которых участие проектировщика необходимо. Данное условие обычно прописывается в тексте контракта на выполнение работ.

В дальнейшем наиболее приемлемый тип взаимоотношений — организация некоего подобия «сервисного обслуживания». Закон о защите прав потребителей позволяет гражданам предъявлять претензии по качеству предлагаемой продукции. Почему же по отношению к градостроительной документации не использовать эти механизмы? При таком подходе задачами градостроителя-проектировщика станут инструктирование на постоянной основе в течение определенного времени сотрудников органов местного самоуправления по поводу содержания и применения документов, контроль процессов их внедрения, обучение специалистов. Причем под обучением не понимается абстрактный курс лекций с целью выдачи сертификатов. Образование специалистов, ответственных за реализацию документов территориального планирования, должно контролироваться субъектом Федерации. Кроме того, обучение должно быть направлено на практическое решение вопросов, возникающих в период реализации документов.
Рис. 4. Схема территориального планирования Республики Северная Осетия – Алания (выполнена в 2005–2007 гг., утверждена в 2008 г.)


Специалистов в области территориального планирования в стране катастрофически не хватает. Однако проектные организации, работающие в этой сфере, имеют достаточно опыта в подготовке соответствующих кадров. Такие организации могут стать своеобразными образовательными, консультативными центрами. Понятие авторского надзора в архитектурно-строительном проектировании могло бы найти применение и в отношении градостроительного проектирования.


См. также:
Каталог Организаций:
   - Южный градостроительный центр / НПО ЮРГЦ
Каталог Авторов:
   - Батунова Е.Ю.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №2_2009
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №2_2009
Цитирумость документа: 1
03:26:59 14.07 2009   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.022706985473633 sec, Question: 66