Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№2_2009/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Генеральные планы сельских поселений. Проблемы и особенности подготовки

А.Ю. Прохоров (НПО «Южный градостроительный центр», Ростов-на-Дону)


Обобщение опыта, накопленного при разработке более двадцати генеральных планов городских и сельских поселений в Астраханской, Воронежской, Ростовской и Саратовской областях за последние два года, позволяет выделить некоторые сложные моменты, возникающие у администраций муниципальных образований при подготовке градостроительной документации, рассматриваемой как инструмент решения существующих и потенциальных проблем той или иной территории.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что сельским поселением является «один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления». В ряде законов субъектов РФ уточняется, что к сельским поселениям относятся населенные пункты, в которых основная часть трудоспособного населения занята в сфере сельского хозяйства.

В настоящее время разделение населенных пунктов по типам зачастую носит условный характер. Так, некоторые поселки городского типа (рабочие поселки) и малые города утратили свое промышленное (или иное) значение, превратившись в сельские населенные пункты, а сельские населенные пункты (особенно находящиеся в зонах влияния крупных городов) стали напоминать удаленные малоэтажные жилые кварталы города. Наиболее значимым основанием для принятия решения об изменении статуса населенного пункта является возможность получения льгот жителями, а не фактическое соотношение групп населения, занятых в сфере промышленности или сельского хозяйства.

Таким образом, активно идет стирание различий между городом и деревней (причем без «идеологических указаний»), чему способствуют современные экономические процессы, глобализация экономики и изменения в образе жизни населения, которые дошли до самых удаленных населенных пунктов и внесли свои коррективы в хозяйственную деятельность на их территории.

Генеральный план села Замьяны Енотаевского района Астраханской области. Выполнен НПО «ЮРГЦ» в 2007–2008 гг., утвержден в 2008 г.


Учитывая имеющееся несоответствие статуса поселения (населенного пункта) его функциональному значению в системе расселения, необходимо признать правоту разработчиков Градостроительного кодекса РФ, предложивших единый подход к разработке документов территориального планирования сельских и городских поселений. Особенности разработки генеральных планов поселений, в том числе с учетом их фактического статуса, должны быть установлены на региональном и местном уровнях при подготовке соответствующих нормативов градостроительного проектирования, а также в задании на проектирование.

Первой проблемой, с которой приходится сталкиваться при подготовке генеральных планов, является несовершенство административно-территориального устройства муниципальных образований, в том числе:
— включение в состав муниципального образования населенных пунктов, находящихся в границах другого муниципального образования;
— наличие жилых территорий, не входящих в границы населенных пунктов;
— деление фактически единого населенного пункта на несколько поселений.


Так, в состав муниципального образования «Поселок Верхний Баскунчак» Астраханской области входит населенный пункт Разъезд Молодость, находящийся на расстоянии более 15 км от границ муниципального образования и расположенный на территории Республики Казахстан.

Следующей существенной проблемой является отсутствие достоверной информации как об объектах, так и процессах, проходящих в границах поселений. Государственная статистика по большинству показателей заканчивается на районном уровне. Местный учет носит добровольный заявительный характер; зачастую при уточнении той или иной информации значение может измениться на порядок.

Подготовка генеральных планов ведется в условиях реформы органов местного самоуправления поселений и жестких сроков, предписанных Градостроительным кодексом РФ.

В большинстве случаев органы управления сельских поселений оказались не готовы к приему полномочий в области архитектуры и градостроительства в силу ряда объективных и субъективных причин. Это подтверждает практически повсеместная передача соответствующих полномочий на районный уровень.

Специфика разработки генеральных планов (особенно сельских поселений) в существующих условиях возлагает особую ответственность на проектировщиков-градостроителей, так как качество их работы почти не контролируется местной властью, о чем свидетельствует отсутствие замечаний по проектам от администраций поселений.

При подготовке генеральных планов поселений градостроительной организацией осуществляется оценка потенциала территории, критический учет принятых программ и инвестиционных проектов. В качестве примера можно привести туризм, повсеместная ориентация на который приводит к тому, что в ряде регионов с обычными условиями (природными, историческими) эта отрасль в программах, стратегиях развития и, соответственно, градостроительной документации рассматривается как основа экономики территории.

При ответственном отношении градостроитель, исчерпав все потенциально возможные меры возрождения территории, вынужден давать непопулярные заключения об отсутствии перспектив развития поселения, сокращении численности его населения и т. п. В любом случае, честная позиция градостроителя позволит сделать генеральный план реальным документом, предлагающим конкретные мероприятия по решению проблем поселения.
Генеральный план пос. Коминтерн и Пробуждение Энгельсского района Саратовской области. Выполнен в 2008 г.


Действующий Градостроительный кодекс РФ определил минимальный перечень сведений, которые должны содержаться в проектах генеральных планов, что избавило градостроителей от описания заведомо нереализуемых конструкций, но он не установил минимальных стандартов качества подготавливаемой документации.

Если при проектировании градостроительной документации не будет учтен хотя бы один из упомянутых выше нюансов, документа, всесторонне оценивающего территорию, в итоге не получится. Невозможно будет сформировать и перечень мероприятий, направленных на развитие территории. В результате муниципальное образование получит нереализуемый документ, в лучшем случае безвредный, который будет пылиться рядом со своим «советским» предшественником и вводить в заблуждение пользователей сети Интернет. Но в отличие от советского периода, когда на разработку генеральных планов тратились обезличенные государственные деньги, разработка градостроительной документации в настоящее время осуществляется за счет крайне ограниченных средств муниципальных властей. Вместо возможных реальных тротуаров, освещения, детских площадок население получит градостроительную документацию сомнительного качества, в которой, оказывается, забыто самое главное — человек и окружающая его среда.

Ответственный проектировщик обязан донести до сознания заказчика, что генеральный план разрабатывается не ради выполнения статьи Градостроительного кодекса РФ и отчета перед руководством, а в целях улучшения условий жизни населения на территории конкретного города или села.

Для подготовки качественного документа предлагается соблюдение следующих положений:
— разработка генерального плана поселения должна начинаться с совместной с администрацией подготовки технического задания на его разработку;
— до начала работ необходимо провести первичное обучение специалистов администрации;
— в проекте не должны содержаться утопические для территории мероприятия;
— предлагаемые в проекте мероприятия должны соответствовать полномочиям органов местного самоуправления;
— градостроителям при разработке проектов необходимо отойти от привычного рассмотрения населенного пункта в качестве города или села и разрабатывать проект как системный комплекс мероприятий по решению проблем территории вне зависимости от ее формального статуса.


См. также:
Каталог Организаций:
   - Южный градостроительный центр / НПО ЮРГЦ
Каталог Авторов:
   - Прохоров А.Ю.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия
Тематич. разделы / Регион. и муниц. ГИС
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №2_2009
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №2_2009
Цитирумость документа: 1
03:38:17 14.07 2009   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.0104660987854 sec, Question: 74