Развитие инфраструктуры Санкт-Петербурга. «Ленгипроинжпроект» создает проекты на платформе Autodesk
Государственное унитарное предприятие «Проектный институт по проектированию городских инженерных сооружений «Ленгипроинжпроект» (ГУП «Ленгипроинжпроект») играет роль координирующего проектного центра по всему комплексу инженерно-транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Для качественного и быстрого обслуживания столь обширной территории необходимо использовать программное обеспечение с соответствующим функционалом.
Знакомство сотрудников института с продуктами Autodesk состоялось еще в начале 1990-х годов, когда на смену ручному вычерчиванию пришла программная обработка материалов («переход от кульмана к персональному компьютеру»). В то время необходимость автоматизации проектных работ была не столь очевидной, а потому процесс шел крайне тяжело. Программные продукты AutoCAD 12 и AutoCAD 14 позволили проектировщикам впервые сделать чертежи в электронном виде и оценить преимущество работы с моделью на компьютере.
С тех пор основным направлением деятельности по внедрению САПР в институте является постоянное обновление AutoCAD. Долгое время эксплуатировался AutoCAD 2002, затем базовой платформой стал AutoCAD 2006, его сменил AutoCAD 2007, в настоящее время текущей платформой является AutoCAD 2008, ожидается поступление продукта 2010 версии. В качестве поставщика программного обеспечения была выбрана компания ПСС («Петросторойсистема») — премьер-партнер Autodesk (www.pss.spb.ru).
С 2008 г. «Ленгипроинжпроект» использует в работе AutoCAD Civil 3D и AutoCAD Architecture. Оба решения опираются на единую графическую платформу, которая хорошо прижилась в проектной практике.
Рис. 1. Ладожский вокзал: разработаны внешние инженерные сети и схема благоустройства прилегающей территории с реконструкцией трамвайных путей
Переход к комплексной трехмерной САПР объектов инфраструктуры обусловлен ростом объема работ, увеличением штата, необходимостью экономии рабочего пространства и сокращения времени проектирования, а также привлекательной возможностью использовать предыдущие наработки, применяя типовые конструкции.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, инфраструктурные проекты по-прежнему востребованы. При этом зоны интереса перенасыщены существующими сетями и нередко проектировать приходится уже по факту ведущегося строительства. Это вызывает определенные трудности: сокращать сроки проектных работ становится все сложнее, поэтому не обойтись без автоматизации производственных процессов.
В настоящее время разрабатывается методология проектирования по направлениям деятельности института, и конкретизируются основные этапы ее комплексного внедрения:
— освоение платформы AutoCAD на уровне квалифицированных пользователей. Так как AutoCAD Civil 3D и AutoCAD Architecture по сути являются надстройками исходной платформы, переход на трехмерное проектирование будет возможен лишь после освоения базовых навыков работы с AutoCAD;
— обучение ведущих специалистов работе с AutoCAD Civil 3D;
— описание технологии трехмерного проектирования. Основная задача специалистов отдела информационных технологий (ИТ) — описание технологии проектирования в трехмерной модели при подготовке данных, визуализации объектов, построении продольных и поперечных профилей, наполнении и редактировании таблиц материалов, подсчете объема земляных масс;
— внедрение на рабочих местах AutoCAD Civil 3D. Под внедрением понимается не инсталляция программ, а практическое применение проектировщиками технологии проектирования в среде AutoCAD Civil 3D и полный переход на динамическую трехмерную модель рельефа.
На основе разработанной технологии проектирования ведется устранение ошибок, не позволяющих предложить Civil как конечный, готовый продукт. Программный комплекс AutoCAD Civil 3D очень функционален и имеет широчайший спектр применения для различных объектов инфраструктуры, поэтому невозможно перейти на него быстро.
Рис. 2. Капитальный ремонт Синопской набережной
По мнению начальника отдела ИТ ГУП «Ленгипроинжпроект» Г.А. Герасимова, преимуществом AutoCAD Civil 3D является возможность многовариантного проектирования, когда проектировщик может создать несколько решений и выбрать лучшее. В недавнем прошлом и речи не могло быть о моделировании нескольких вариантов вертикальной планировки или трассировки объектов с целью сравнения объемов работ и трудоемкости каждого варианта.
На рынке услуг проектных организаций все больше обостряется конкуренция. В конкурсах и тендерах при принятии решения учитываются не только заявленные сроки и стоимость проектирования, но и оснащение предприятия программно-аппаратными средствами. Специалисты «Ленгипроинжпроект» считают внедрение продуктов Autodesk в качестве базовой платформы для проектирования в масштабах предприятия одним из ключевых условий победы в конкурентной борьбе.
ГУП «Ленгипроинжпроект» выполняет порядка 600 различных заданий в год. Реализованы такие крупные проекты, как:
— мосты через водопропускные сооружения на дамбе защиты Санкт-Петербурга от наводнений;
— автомобильная дорога на сооружениях защиты Санкт-Петербурга от наводнений (1-я очередь);
— подключение к развязке КАД на пересечении с Колтушским шоссе;
— путепровод в створе проспекта Косыгина через железнодорожные пути станции Заневский Пост;
— набережные Малой Невы, Большой Невы, Малой Невки, Средней Невки.
Г.А. Герасимов считает, что внедрение продуктов Autodesk позволило перейти на качественно новый уровень проектирования.
Рис. 3. Капитальный ремонт объекта «Стенка Синопской набережной от Херсонского проезда до пирса у Большеохтинского моста»
Применение программных продуктов Autodesk дало возможность в несколько раз увеличить объем выполняемых работ, сократить сроки проектирования, свести рутинную работу к минимуму и оставить больше времени для инженерных изысканий. Результат очевиден: введены в эксплуатацию мощные головные очистные сооружения и система водоотведения, газифицирован жилой фонд и переведены на использование газа практически все промышленные и коммунально-бытовые предприятия. Обеспеченность Санкт-Петербурга водой и энергоносителями приблизилась к нормативному уровню, значительно снизился сброс неочищенных стоков во внутренние водотоки города, широкое развитие получила транспортная система, повысился уровень благоустройства.