Петровская М.Г. Муниципальные геоинформационные системы в управлении крупными городами
Петровская М.Г., Департамент недвижимости администрации г. Красноярска
Проблема создания цивилизованных земельно-имущественных отношений и действенных механизмов управления городской недвижимостью является острейшей проблемой органов местного самоуправления муниципальных образований.
Современный крупный город это сложная социально-экономическая и хозяйственная система, требующая комплексного подхода к решению своих задач.
Создание и реализация эффективного механизма управления городской недвижимостью невозможно без развития муниципальных геоинформационных систем, которые являются современным инструментом управления инфраструктурой муниципальных образований.
Муниципальные геоинформационные системы, формирующиеся путем интеграции ведомственных информационных подсистем субъектов земельно-имущественных отношений, составляют основу информационного обеспечения органов местного самоуправления по вопросам принятия управленческих решений.
На сегодняшний день ведомственные информационные системы содержат узко специализированную информацию, которая не дает возможности проведения интегральных оценок состояния данной территории и позволяет решать только внутриведомственные задачи.
Объединение разнородных информационных ресурсов в единую информационную систему позволит не только преодолеть ведомственную разобщенность и ограниченность видения проблем, но и минимизировать затраты средств и времени.
В настоящее время на территории муниципальных образований процессы проведения технической инвентаризации, кадастрового учета, регистрации прав на недвижимое имущество и управления городской недвижимостью осуществляют органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей четко разделить полномочия между этими управленческими структурами, существенно сдерживает развитие цивилизованных земельно-имущественных отношений.
Органы исполнительной власти федерального и регионального подчинения практически монополизировали процессы оформления сделок с землей и недвижимостью города. Отсутствие конкуренции приводит к увеличению продолжительности выполнения работ, снижению качества и росту цен на эти услуги.
Так, на сегодняшний день более 80 процентам зданий, строений и сооружений города Красноярска необходимо проведение технической инвентаризации, без которой невозможно осуществление государственной регистрации права муниципальной собственности.
Требует решения проблема технического обеспечения. Не все субъекты земельно-имущественных отношений города оснащены необходимыми современными компьютерными и информационными системами.
Создание и развитие муниципальных геоинформационных систем, являющихся информационной основой местного самоуправления, требует капитализации значительных денежных средств и, поэтому, не может быть решено только силами органов местного самоуправления за счет городских бюджетов. Необходимо обеспечение финансирования на уровне федеральных и региональных целевых программ, привлечение кредитных средств зарубежных финансовых институтов.
Так, в настоящее время в г. Красноярске реализация Городской целевой программы «Неотложные меры по совершенствованию работы с городской недвижимостью на 2000-2003 годы» позволила привлечь кредитные средства Международного Банка Реконструкции и Развития на создание современной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, получившей название принцип «единого окна». Реализация этого принципа позволит повысить качество и оперативность подготовки и предоставления документации для государственной регистрации прав собственности юридических и физических лиц.