Рынок “электронных абонентов” у операторов связи обычно не на виду: большинство контрактов там организуется на уровне b2b, а о крупных внедрениях интеграторы и провайдеры телекоммуникационных услуг предпочитают отдельно не рассказывать, чтобы не вести дополнительные “бои” с конкурентами за однажды найденных клиентов. Между тем, кроме банкоматов, телеметрических устройств, передающих данные по беспроводной сети (у операторов все они входят в сегмент “электронных абонентов”), рынок отслеживания транспортных средств в режиме реального времени с помощью спутниковой навигации достиг вполне весомых показателей. По мнению игроков рынка, число автомобилей корпоративных клиентов, оснащенных ГЛОНАСС/GPS-трекерами, несмотря на финансовый кризис, к концу этого года достигнет 98—100 тыс. ед. При этом ежегодный рост рынка в будущем будет приближаться к 40%, а средняя цена оборудования одной единицы транспорта системой мониторинга — около 20—23 тыс. руб. Несмотря на то что такие проекты начали развиваться еще пять лет назад, особенно бурное увеличение числа клиентов отмечается в последнее время.
Конфигурация рынка
Современная система мониторинга в основном делится на три части, считает Евгений Белянко, главный конструктор “M2M Телематика”. Во-первых, это телематический терминал с базовым функционалом — он определяет координаты объекта и параметры его движения. Как известно, GPS-мониторинг работает “на стыке” двух технологий — глобального позиционирования и беспроводной передачи данных (часто — по каналам сотовой связи). Существуют как моноблочные устройства (так называемый GPS-трекер — портативный GPS-приемник, объединенный с модулем GSM/GPRS), так и различные “связки” из GPS-приемника и телефона, а также GPS-приемники, встроенные в смартфон или коммуникатор. Координаты, определяемые приемником, с определенной периодичностью отсылаются по SMS либо GPRS в АСУ компании. Это дает возможность отслеживать перемещение объекта на электронной карте в режиме реального времени. В некоторых моделях трекеров имеется микрофон и возможность односторонней звуковой связи (такие решения часто применяются корпоративными пользователями), а также “тревожная кнопка” для немедленной передачи координат по SMS на заранее запрограммированные номера телефонов. Во-вторых, набор датчиков, выбор которых определяет заказчик — обычно может контролироваться до 12 различных параметров тех же автомобилей, они подключаются через специальные входы или шлюз к самому терминалу. В-третьих, терминал может иметь интеллектуальную шину расширения, позволяющую подключать к системе мониторинга значительное число дополнительных устройств и интеллектуальных датчиков. “Несмотря на то что число датчиков и их набор могут быть различным, — рассказал г-н Белянко, — мы обычно рекомендуем клиентам выбирать одну и ту же модель базового блока системы для всего проекта, что позволяет развивать систему после развертывания, проводить дооснащение транспортных средств датчиками и обеспечивает защиту инвестиций”.
Наиболее восприимчивы к GPS-трекингу, даже в условиях кризиса, транспортные компании (пассажирские и грузовые перевозки, автовозы — дальномеры для транспортировки легковых автомобилей), финансово-кредитные учреждения (инкассаторские броневики) и службы ЖКХ (дорожная техника). Кроме того, специфические проекты развиваются органами правопорядка и муниципальной власти (в основном специальный и общественный транспорт). В базовом варианте GPS-мониторинг в данном случае выполняет не только функции контроля, но и помогает сокращать эксплуатационные расходы. “Самой востребованной “связкой” на корпоративном рынке является GPS-трекер и датчик топлива, — отметил Александр Патров, генеральный директор GlobalSat Russia, — в среднем внедрение системы контроля местоположения, где оконечным оборудованием выступает указанная “связка” оборудования, приводит к экономии до половины расходов на горюче-смазочные материалы: 30% за счет предотвращения его сливов и 20% за счет оптимизации движения транспорта и сокращения его пробега”.
Однако это далеко не единственный вариант получения информации. К примеру, с помощью решения BN-City можно организовать не только непрерывный контроль движения транспортного средства по маршруту, но и широкие возможности контроля оборудования — от частоты подъема кузова, выдвижения стрелы автокрана до включение таксометра, срабатывания штатной сигнализации, отключения аккумуляторной батареи, нажатия тревожной кнопки и т. д. Причем все действия можно привязать к контролю времени и места погрузки/выгрузки, начала/окончания движения, к периодам работы спецтехники, к графику посадки/высадки пассажиров, к нарушению нарушение условий аренды автомобиля (к примеру, выезд за ограниченную территорию, превышение пробега или ДТП).
Есть и отдельные системы, нацеленные в основном на безопасность транспорта, они разработаны с учетом российской специфики угонов, разбойных нападений и грабежей. Наиболее типичный представитель — продукты серии F-Line (Finder, Escort и Premium), которые представляют собой противоугонные комплекты, контролирующие значительную часть систем автомобиля, что дает возможность оператору системы предпринять какие-то оперативные действия при попытке угона, кроме банального звонка в правоохранительные органы. Спектр возможностей широк — от блокировки двигателя в дистанционном режиме до закрытия дверей и активации сирены автомобиля. Эти же системы позволяют мгновенно оповещать диспетчерский центр о нештатной ситуации при помощи скрыто установленной “тревожной кнопки” в режиме “паника”, создавать для техники зоны рабочих объектов и маршруты передвижения между ними и т. д.
Нужно сказать, что эффективность работы системы и полнота использования собираемых данных во многом зависят от квалификации заказчика — часто системы GPS-мониторинга внедряются “потому, что надо” — данные в АСУ собираются формально и никак не используются. “Многие учатся работать по “бразильской системе”, — уверен Евгений Белянко, — т. е. на собственном опыте. Хорошо, если по мере получения такого опыта возникают все новые задачи и требования, которым система благодаря её расширяемости может успешно соответствовать”.
Кстати, одна из интересных тенденций 2009 года — тотальный переход предприятий госсектора и муниципальных служб на навигацию с помощью ГЛОНАСС. Как утверждает Александр Патров, эта тенденция наблюдается уже четыре квартала, причем последний контракт на GPS-трекинг у компании был больше полугода назад. А “рынок ГЛОНАСС-оборудования — совершенно отдельный, со своими правилами игры, своими специфическими поставщиками”, — отметил он. Кроме того, большинство проектов внедрения систем для госсектора, независимо от того, есть там ГЛОНАСС или нет, напоминают полноценные научно-технические разработки — формально там требуются интегрированные решения (не только “железо”, но и “обвязка” — специальное ПО для управления, серверная часть и т. п.). Причем эффективность внедрения таких решений под вопросом, а сами проекты стартуют на основе тендеров, схемы принятия решения по которым несколько отличаются от принятых на коммерческом рынке.
На рынке в настоящий момент можно найти навигационно-информационные системы мониторинга и управления для разных спецпотребителей. К примеру, для транспортных средств ЖКХ, выездных бригад скорой и неотложной медицинской помощи, нарядов органов внутренних дел субъектов РФ. Можно контролировать перевозки особо опасных грузов, управлять транспортом региональных и местных структур МЧС. Именно за счет таких решений доля терминалов с поддержкой ГЛОНАСС непрерывно растет — по данным аналитиков, сейчас в России уже порядка 30 тыс. инсталляций систем мониторинга, использующих сигнал именно эту спутниковой группировки. Кроме административного ресурса потенциал роста определяет тот факт, что на рынке уже есть минимальный набор оборудования для телематических систем на базе ГЛОНАСС.
Технические особенности работы
Чаще всего аппаратно-программный комплекс системы GPS-мониторинга строится на базе телематической платформы, серверного и клиентского ПО, абонентского оборудования с использованием связи. Абонентские терминалы, применяемые в системах мониторинга и управления транспортом, представляют собой две большие группы устройств: с одной стороны, это серийно производимые профессиональные приборы, с другой — самосборные комплекты. Наиболее часто приобретаются такие производимые серийно модели, как М2М-Cyber (GX, GLX), BN-City (GT, GT New, LS), Portman (GT2000, GT2100, GT8300), SureLinx 8100, eTrac, BigWatcher, GenLock-31, FM-3101, IntelliTrack (X1, X8), SPT100, Condor, оборудование разработки КБ РЭТ, Omega, “Геликс-2”, BIN-02, TrimTrack Pro. “Самосборы” не имеют в основном торговых марок и монтируются на базе GPS-навигаторов и мобильных терминалов разных моделей. Типичная стоимость серийных устройств — в районе 7—8 тыс. руб., “самосборов” — в два раза меньше. Разумеется, и производители, и крупные интеграторы относятся к “самосборам” негативно. “Нужно понимать, что система мониторинга работает 24 ч в сутки, в различных климатических условиях. Думаю, что применение самосборных решений — это лучший способ потерять инвестиции”, — считает Евгений Белянко.
Каналом передачи данных для системы GPS-мониторинга может выступать спутниковая связь Inmarsat, УКВ-связь, SMS или GPRS. Наиболее распространенным является последний, поскольку этот протокол позволяет передавать более информативные данные и поддерживается практически повсеместно. К тому же трафик, который создают системы GPS-мониторинга обычно небольшой (10—15 Мб с единицы транспорта в месяц), поэтому применение более мощных протоколов передачи данных (3G или WiMAX) и дорогого оконечного оборудования просто нецелесообразно. Кроме того, используя тарифные модификаторы, можно сократить расходы на трафик от одной единицы транспорта до 3—5 долл./мес.
В качестве дополнительного оборудования могут выступать датчики уровня жидкости, температурные датчики, зуммеры для водителя, тревожные кнопки, системы голосовой связи, информационные дисплеи, системы видеонаблюдения, акселерометры, измерители оборотов двигателя и т. д. Их стоимость — от 2—5 до 15—18 тыс. руб. без цены установки.
В целом рынок корпоративных клиентов готов потреблять и интегрированные решения, и абонентские комплекты для GPS-мониторинга, но вопрос цены, особенно в кризис, является приоритетным. Часто заказчики предпочитают абсолютно нелогичные решения только из-за того, что они дешевле, а иногда требуемая цена решения настолько низкая, что предложить работоспособный вариант просто невозможно. Яркий пример привел Александр Патров: “Не так давно мы сотрудничали с одной омской компанией — оператором такси. Так вот, они умудрились найти у себя в Омске подрядчика, который всего за 15 тыс. руб написал им ПО для телефонов, которое позволило отслеживать местоположение каждой единицы их транспорта. В итоге они закупили у нас только внешние GPS-приемники с поддержкой Bluetooth и остановились на “связке” GPS-приемник и самый обычный телефон, который у них работал в режиме мобильного модема”.
Недорогая альтернатива
Услуги определения местоположения предлагаются и операторами мобильной связи и напрямую для корпоративных клиентов, правда развит этот сегмент деятельности непропорционально. К примеру, “ВымпелКом” и “Скай Линк” сервисами LBS не особенно занимаются, а активно развивают это направление МТС и “МегаФон”. С помощью сторонних поставщиков, разумеется. Главное что для использования LBS со стороны клиента не требуется установки, настройки и запуска дополнительных программ и покупки устройств — стоимость входного билета невелика.
Одно из самых сильных LBS-решений — портал “МТС-Поиск”, где всё сгруппировано по принципу “всё в одном”. Услуги разбиты на четыре основные части, но для корпоративных клиентов подойдет раздел “Мой бизнес” с сервисом “Мобильные сотрудники” — с его помощью можно полностью контролировать перемещение персонала (к примеру, курьеров или экспедиторов) во время рабочего дня. Это можно делать с определенным интервалом или по заданному графику (например, с 9:00 до 18:00 каждый час только в будние дни).
Подход “МегаФон-Москва” несколько другой — в разделе “Мобильное позиционирование” на сайте компании мы можем увидеть пять совершенно отдельных проектов, выполненных силами различных разработчиков. Для корпоративных клиентов подойдет WebLocator — полноценное ПО, с помощью которого можно оперативно получать информацию о передвижении сотрудников и, самое главное, автотранспорта. Отметим, что такие системы представляют собой вполне интересные решения для отслеживания грузов, предлагая услуги зонирования и контроля путевых точек, опроса многочисленных датчиков (например, сохранности пломб, температуры и влажности внутри контейнера с грузом). Стоит вспомнить и проект “Навигатор”, который изначально учитывал потребности и типовые профили потребления как корпоративных, так и частных клиентов. С недавнего времени сервис стал работать по всей России,т. е. “отследить” можно абонента “МегаФона” из любого региона. К тому же это и путеводитель по городу — он демонстрирует ближайшие к пользователю объекты городской инфраструктуры.
У каждой системы есть и свои специфические особенности. Так, в “Навигаторе” присутствует режим “Эксклюзивное позиционирование” — его включение будет означать, что координаты конкретного абонента сможет определять только один инициатор запроса и больше никто. При этом, конечно, искомый абонент должен дать на это свое разрешение, отправив ответ на SMS-запрос системы. А в “Локаторе” предусмотрена весьма тесная связь с сервисом “Яндекс.Пробки”. В данном случае МТС отвечает за определение местоположения пользователя, а “Яндекс.Пробки” указывает проходимость близлежащих дорог на карте. В остальном функционал сервисов примерно одинаковый — определение координат абонентов индивидуально или в группах, демонстрация их положения на карте за определенный период времени.