Треть локомотивов на российских железных дорогах на данный момент оснащены системами спутниковой навигации
По информации сайтов РИА Новости, news.km.ru, треть локомотивов на российских железных дорогах (около 11 тысяч) на данный момент оснащены системами спутниковой навигации. Об этом сообщил 3 февраля на конференции «Терроризм и безопасность на транспорте» руководитель Центра стратегических разработок ОАО «НИИАС» Николай Сазонов. Конференция проходит в рамках форума «Технологии безопасности».
«Однако недостатком этой системы является то, что она работает автономно, не может передать сигнал о местоположении локомотива в диспетчерский центр из-за отсутствия на российских железных дорогах надежной системы подвижной связи», — отметил Сазонов.
В некоторых ситуациях точность приборов может быть недостаточна. В частности, в условиях плотной городской застройки сигнал может размываться. Поэтому сейчас разрабатывается комбинированная навигационная система.
По его словам, существующие сети GSM имеют "дыры" во многих районах и не могут рассматриваться как достаточно надежные. Каналы спутниковой связи гражданского назначения в России отсутствуют, поэтому российские железные дороги вынуждены использовать систему спутниковой связи "Инмарсат". Только железная дорога между Москвой и Петербургом оснащена подвижной связью Tetra.
Сазонов пояснил, что в настоящее время диспетчеры на железной дороге могут определять положение поезда с достаточно малой точностью. Они знают, что поезд находится между двумя датчиками, расстояние между которыми может составлять до 1,3 километра.
Сопряжение надежной системы связи со спутниковой навигацией позволит определять положение поезда с точностью до метра, передавать машинисту информацию о положении других поездов, создавая таким образом систему виртуальных светофоров.
Сазонов пояснил, что на железной дороге существуют системы, которые позволяют диспетчеру в случае необходимость вмешаться в управление поездом, например, затормозить состав. Сочетание системы связи со спутниковой навигацией позволит делать это в любой точке.
Говоря о возможном появлении таких систем связи, Сазонов отметил, что в настоящее время рассматривается возможность внедрения в России существующего на Западе стандарта GSM-R, что позволит создать единое пространство связи Западной Европы.
Сазонов также рассказал, что в штатный состав восстановительных поездов РЖД могут войти беспилотные летательные аппараты (БЛА).
Беспилотные разведчики позволят быстро оценивать ситуацию на месте аварии и качественно организовывать восстановительные работы.
«Важно быстрее освободить путь. С земли можно видеть только ограниченную картину, не всегда понятно, как произошел развал, как лучше подойти к месту происшествия», — пояснил он. По его словам, в случае аварии с опасными грузами, например при разливе химически опасных жидкостей, БПЛА может оценить масштаб разлива и быстрее его локализовать.
Он рассказал, что в РЖД уже проводились эксперименты с легкими беспилотными аппаратами, созданными в кооперации с несколькими предприятиями Ижевска. «Они оснащены инерциальной системой навигации, управляются с ноутбука. С их помощью можно анализировать и решать транспортные задачи, например, как правильно подвести железнодорожный кран, у которого нельзя повернуть стрелу», — сказал Сазонов.