Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№4_2009/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  














Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Градостроительная документация

Система требований как обязательное условие обеспечения качества документации


А.А. Зенков (ИТП «Град», Омск)

Предпосылки создания системы требований к градостроительной документации

Эффективное управление территорией является одним из приоритетных направлений государственной политики. Для принятия грамотных и экономически обоснованных решений по развитию территории необходима качественная градостроительная документация. Для повышения эффективности принимаемых решений необходимы информационно-аналитические системы управления градостроительным развитием территории (ИАС УГРТ).

В качестве компонент в ИАС УГРТ входят: нормативно-правовое и административно-организационное обеспечение, информационные ресурсы, технология. Важнейшей частью информационных ресурсов является градостроительная документация, так как ее результаты выражаются в атрибуции оhbбъектов градостроительного регулирования, которые в свою очередь устанавливают назначение территории или ограничивают градостроительную деятельность. Каждый из видов градостроительной документации предназначен для принятия определенных Градостроительным кодексом РФ решений, регламентирующих правовой статус объектов градостроительного регулирования.

Например, генеральным планом устанавливаются границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа или иного поселения, функциональное назначение территорий с учетом планировочной структуры и ограничений на их использование, определяются ориентировочные места размещения объектов капитального строительства местного значения — социально значимых объектов, возведение которых финансируется из средств местного бюджета в соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Бюджетного кодекса РФ. Следовательно, результатами генерального плана должны быть следующие группы объектов градостроительного регулирования:
— элементы административно-территориального деления;
— элементы планировочной организации;
— функциональные зоны;
— зоны размещения объектов капитального строительства;
— зоны с особыми условиями использования территорий.

Таким образом, объекты градостроительного регулирования классифицируются исходя из смысла градостроительной документации и группируются по принципу принадлежности к определенному виду градостроительного решения.

Например, в состав классификационной группы «функциональные зоны» входят зоны: жилые, общественно-деловые, рекреационные, производственные, специального назначения и др. В составе классификационных групп выделяются подгруппы с целью детализации (уточнения) градостроительного решения. Балтийский институт охраны труда проводит Обучение по охране труда Так, в составе общественно-деловых зон могут быть выделены зоны: административно-деловые, городских центров, учебно-образовательные, здравоохранения, торговые, культурно-развлекательного назначения и др.

Основной смысл градостроительных решений заключается в том, что устанавливаемые объекты градостроительного регулирования служат основанием для принятия следующего в градостроительной иерархии решения (на основании планировочной структуры и функционального зонирования в проектах планировки вводятся красные линии, детализируются функциональные зоны и определяются параметры их развития) или назначения прав использования земельного участка путем формирования его градостроительного плана. Из этого следует, что для обеспечения непротиворечивости зависящих друг от друга решений и сокращения затрат на их подготовку необходимо максимально оптимизировать соответствующие процессы. Итоговое сочинение Важную роль в оптимизации градостроительной деятельности играют административные регламенты и автоматизация многочисленных процессов, осуществляемых при разработке градостроительной документации, ее корректировке, подготовке на ее основе разрешительных, статистических и аналитических документов. Автоматизировать процессы можно в том случае, если объекты, участвующие в последовательных операциях, сформированы по единым правилам и классифицированы в соответствии с иерархическими зависимостями градостроительных объектов и решений по принципу «от общего к частному».

Следовательно, если проектировщики намерены не только разработать качественную градостроительную документацию, но и обеспечить ее эффективное использование в деятельности по управлению развитием территорий, то результатами всех градостроительных проектов помимо документов установленного образца должны стать базы градостроительных данных, включающие в себя обязательный набор объектов опорного плана и градостроительного регулирования.

Подготавливаемая же вне единых требований различными разработчиками и в разное время градостроительная документация всех уровней не может быть эффективно использована для этой цели из-за разнородности представления идентичных по смыслу данных.

Система требований к градостроительной документации

Для решения обозначенных задач Институтом территориального планирования «Град» разработана система требований к градостроительной документации всех уровней, применяемая при ее подготовке и использовании с целью обеспечения интеграции документов в интересах управления территориями.

Система требований к градостроительной документации — это комплект документов, устанавливающих требования к структуре и объектовому составу градостроительной документации, классификации и атрибутам ее объектов (объекты опорного плана и градостроительного регулирования) в электронном виде, а также программное обеспечение для автоматизации процессов разработки градостроительной документации (рис. 1).
Рис.1. Структура системы требований к градостроительной документации


Целью создания системы требований является повышение качества градостроительной документации, автоматизация процессов ее подготовки и использования. Применение системы требований позволит:
— унифицировать и систематизировать данные, используемые при подготовке градостроительной документации;
— повысить качество градостроительной документации за счет автоматизации процессов ее подготовки и использования;
— обеспечить возможность использования градостроительной документации в системах поддержки принятия управленческих решений по развитию территорий, основанных на информационно-аналитических системах управления градостроительным развитием территорий.

Система требований разработана в соответствии с положениями действующего законодательства, нормативных технических документов и с учетом опыта разработки всех видов градостроительной документации в 31 субъекте РФ.

Система требований применима:
— для разработки и корректировки градостроительной документации окружного и муниципального уровней;
— при создании и эксплуатации информационных систем обеспечения градостроительной деятельности городских округов и муниципальных районов;
— при использовании градостроительной документации для управления развитием территорий;
— при формировании инфраструктуры пространственных данных (в экспериментальных проектах муниципального уровня);
— при организации взаимодействия различных информационных систем с целью решения вопросов, связанных с развитием территорий на государственном и муниципальном уровнях.

Пользователями системы требований могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица.

Система требований к градостроительной документации включает:
1. Систему классификаторов градостроительной документации.
2. Требования к градостроительной документации, в том числе:
— к схемам территориального планирования субъектов РФ;
— к схемам территориального планирования муниципальных районов;
— к генеральным планам городских округов и поселений;
— к документации по планировке территорий;
— к правилам землепользования и застройки.
3. Пояснительную записку, содержащую основные положения и обоснования.
4. Проект положения об использовании системы требований к градостроительной документации.
5. Проект регламента ведения системы требований к градостроительной документации.
6. Правила цифрового описания объектов градостроительной документации.
7. Программное обеспечение для работы с системой требований к градостроительной документации.

В рамках создания системы требований выделены объекты градостроительной документации и их атрибуты, проведена их классификация, определен объектный состав схем градостроительной документации, состав и диапазоны значений атрибутов объектов. Работа выполнена на основе анализа нормативной правовой базы с учетом большого практического опыта подготовки и использования градостроительной документации для целей управления территориями в различных субъектах Российской Федерации.

Система классификаторов градостроительной документации

Система классификаторов предназначена для кодирования информации, участвующей в процессе разработки и использования градостроительной документации. Она включает Классификатор объектов градостроительной документации и Классификатор характеристик объектов градостроительной документации.


В систему классификаторов градостроительной документации вошли объекты опорного плана и объекты градостроительного регулирования. Первые являются источником информации о существующем состоянии территории и используются для принятия градостроительных решений соответствующего уровня. Вторые представляют собой результат решений, реализованных в градостроительной документации.

Выделим объекты градостроительного регулирования по видам градостроительной документации.

Схемы территориального планирования субъектов РФ:
— объекты административно-территориального деления;
— зоны размещения объектов капитального строительства регионального и федерального значения.

Схемы территориального планирования муниципальных районов:
— объекты административно-территориального деления;
— объекты планировочной организации территории;
— зоны размещения объектов капитального строительства местного, регионального, федерального значения.

Генеральные планы поселений и городских округов:
— объекты административно-территориального деления;
— объекты планировочной организации территории;
— функциональные зоны;
— зоны размещения объектов капитального строительства местного, регионального, федерального значения.

Документация по планировке территорий:
— красные линии;
— линии регулирования застройки;
— линии отступа от границ земельного участка;
— зоны размещения объектов капитального строительства;
— границы проектируемых земельных участков в составе проектов межевания.

Правила землепользования и застройки:
— территориальные зоны.

Территории с градостроительными ограничениями, в том числе зоны с особыми условиями использования, отображаются во всех видах градостроительной документации.

Система классификаторов основана на иерархическом методе классификации и использует последовательный метод кодирования. Каждый элемент системы классификаторов имеет следующие атрибуты: уникальный код, наименование, обоснование участия.

В системе классификаторов градостроительной документации назначения объектов вынесены в их характеристики и используются для определения таких объектов, как функциональные и территориальные зоны, объекты капитального строительства, зоны размещения объектов капитального строительства, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в составе градостроительных регламентов. Считаем целесообразным использовать систему классификаторов и для определения назначений объектов при постановке на кадастровый учет объектов недвижимости в целях унификации требований, устранения противоречий, возникающих при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности.

Создание единого классификатора объектов недвижимости — важный шаг на пути к формированию единого информационного пространства в сфере управления территориями, а также благоприятной среды жизни и деятельности людей.

Требования к градостроительной документации

Требования для каждого вида градостроительной документации устанавливают:
— структуру документа;
— объектный состав документа (таблицы документа), содержащий перечень объектов, отображаемых на картах (схемах) документа, перечень атрибутов для каждого объекта градостроительной документации и правила заполнения атрибутов объектов градостроительной документации;
— состав схем документа, определяющий участие объектов градостроительной документации в схемах документа;
— условные обозначения объектов градостроительной документации.

Программное обеспечение для работы с системой требований к градостроительной документации

В состав системы требований к градостроительной документации входит программное обеспечение, позволяющее использовать ее при разработке соответствующих документов, автоматизировать процессы их подготовки, вносить изменения в систему требований, автоматизировать процессы проверки разработанных документов на соответствие системе требований (рис. 2, 3).
Рис. 2. Программное обеспечение для работы с системой требований к градостроительной документации


Составными элементами программного обеспечения являются:
— редактор системы требований к градостроительной документации, с помощью которого осуществляется внесение изменений в систему (используется формат хранения данных XML);
— программное обеспечение для работы с системой требований в ГИС MapInfo (обеспечивает корректный ввод атрибутивных данных объектов градостроительной документации и автоматическое определение условных обозначений объектов);
— программное обеспечение для автоматизации процессов проверки разработанной градостроительной документации на соответствие системе требований.
Рис. 3. Порядок использования системы требований к градостроительной документации


Система требований к градостроительной документации применительно к ИСОГД и ИАС УГРТ

Автоматизированные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и информационно-аналитические системы управления градостроительным развитием территорий (ИАС УГРТ) разрабатываются для улучшения качества исполнения государственных и муниципальных функций и оказания государственных и муниципальных услуг в сфере градостроительства, принятия наиболее эффективных и экономически обоснованных решений по развитию территории.

Основным компонентом таких систем являются данные, необходимые для осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению градостроительной деятельности. Данные должны быть организованы в банки данных в соответствии с определенными требованиями, обеспечивающими единую структуру сведений и, соответственно, возможность информационного обмена между муниципалитетами и органом государственной власти, уполномоченным в сфере градостроительства.

Использование системы требований к градостроительной документации в качестве основы банков данных ИСОГД и ИАС УГРТ является обязательным условием, обеспечивающим автоматизацию процессов при исполнении функций и предоставлении услуг в сфере градостроительства (например, подготовка градостроительного плана земельного участка, проекта разрешения на строительство и ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; рис. 4).
Рис. 4. Пример автоматизации процессов предоставления услуг в сфере градостроительства


Применение таких информационно-аналитических систем, организованных на основе единой классификации объектов градостроительной документации, базовых пространственных и иных объектов градостроительной деятельности, приведет к качественному улучшению управления развитием территорий, способствуя реализации установок таких документов, как:
— Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
— Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
— постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости»;
— Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р; в ред. постановления Правительства РФ от 28 марта 2008 г. № 221);
— Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2006 г. № 1157-р);
— Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 7 февраля 2008 г. № Пр-212).

Система требований к градостроительной документации определяет правила ее формирования и представления, работу с данными, но не ограничивает выбор программного обеспечения, т. е. использовать систему требований можно в сочетании с теми программами, которые наиболее удобны и привычны для проектировщиков и пользователей градостроительной документации, например, MapInfo (Pitney Bowes Software, Inc., США), ГИС «ИнГео» (ЦСИ «Интегро», Уфа), ArcGIS (ESRI, Inc., США), ГИС «Карта 2005» (КБ «ПАНОРАМА») и т. д. (рис. 5, 6).
Рис. 5. Система требований к градостроительной документации в приложении к ГИС «ИнГео»


Эффекты от использования системы требований к градостроительной документации

1. Сокращение сроков разработки градостроительной документации и внесения в нее изменений на этапах согласования и использования.

2. Повышение качества разработки градостроительной документации за счет реализации требований к составу и структуре данных, минимизации технических ошибок ввода информации, обеспечения корректного и однозначного ввода информации при заполнении атрибутов ОГД с использованием классификатора.

3. Создание единого информационного пространства для разработчиков и пользователей градостроительной документации, возможность организации обмена данными между участниками градостроительной деятельности.
Рис. 6. Система требований к градостроительной документации в приложении к ГИС «Карта 2005»


4. Минимизация затрат на конвертацию данных, предоставляемых разработчиками градостроительной документации в составе сдаваемых материалов, в информационные системы заказчиков.

5. Минимизация затрат разработчика градостроительной документации на обработку исходных данных, предоставленных заказчиком для проектирования, за счет использования системы требований обеими сторонами.

6. Повышение эффективности работы с градостроительной документацией в электронном виде, возможность использования данных в информационных системах. Однозначная идентификация ОГД в базе данных и, как следствие, возможность осуществления корректного поиска, формирования статистических и аналитических отчетов.

7. Повышение эффективности управления развитием территорий за счет оперативного обмена информацией между уровнями власти. Улучшение контроля за реализацией федеральных, региональных и муниципальных программ по развитию территорий.

8. Сокращение затрат времени и средств на получение необходимых сведений и документации, исключение дублирования информации, возможность получения ее из одного источника.


См. также:
Каталог Программного обеспечения:
   - Карта 2011
   - MapInfo Professional
   - ИнМета
   - ArcGIS
Каталог Организаций:
   - ИТП «Град»
Каталог Авторов:
   - Зенков А.А.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Сибирский ФО / Омская область
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №4_2009
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 23


Источник: УРТ №4_2009
Цитирумость документа: 5
03:09:04 28.12 2009   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.018001079559326 sec, Question: 108