Структура бюджета и итоги деятельности ГИС-Ассоциации в 2009 г.
О.А. Рябошапко (ГИС-Ассоциация)
Ежегодно ГИС-Ассоциация, подводя итоги деятельности, представляла рейтинг маркетинговой активности компаний, работающих на рынке геоинформатики России. Присвоение рейтинговых позиций базировалось на годовых рекламных платежах компаний в адрес ГИС-Ассоциации по трем основным направлениям ее деятельности (издательская деятельность, проведение мероприятий, Интернет-реклама). Маркетинговая активность поставщиков продукции и услуг, с одной стороны, является индикатором, демонстрирующим состояние и динамику развития различных секторов рынка, степень влияния на ситуацию и открытость отдельных «игроков». С другой стороны, это оценка эффективности рекламной деятельности средствами ГИС-Ассоциации.
В 2009 г. произошли существенные изменения в структуре ассоциации (см. http://www.gisa.ru/58191.html ). Взят курс на демократизацию систем управления, в связи с чем решено представить данные о структуре доходов (рис. 1) и расходов (рис. 2) по каждому направлению деятельности ГИС-Ассоциации. Исключить данные о маркетинговой активности компаний из такого отчета невозможно, однако выводы относятся лишь к доле участия каждой компании в бюджете ГИС-Ассоциации (табл. 1).
Рис. 1. Структура доходов ГИС-Ассоциации в 2009 г.
Рис. 2. Структура расходов ГИС-Ассоциации в 2009 г.
Важно отметить, что доля доходов от рекламных платежей в бюджете ГИС-Ассоциации составляет более 70%. Максимальный размер рекламных платежей от одной компании в 2009 г. достиг 10,3% (рис. 3).
Рис. 3. Лидеры рекламной активности в 2009 г., %
Издательская деятельность ГИС-Ассоциации заключается в выпуске ежемесячной газеты новостей «ГИСИнфо/GISInfo» и трех журналов: «Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации» (5 номеров в год), «Пространственные данные» и «Управление развитием территории» (по 4 номера в год).
По-прежнему с точки зрения размещения рекламы наиболее предпочтительным остается «Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации». Однако в 2009 г. журнал «Управление развитием территории» приблизился к нему по показателям (рис. 4). Доля компаний, занимающих первые 30 позиций рейтинга размещения рекламы в изданиях ГИС-Ассоциации, составляет более 80% медиабюджета (рис. 5).
Рис. 4. Распределение рекламных поступлений от изданий ГИС-Ассоциации
Рис. 5. Лидеры маркетинговой активности в изданиях ГИС-Ассоциации, %
В 2009 г. ГИС-Ассоциация провела пять собственных мероприятий, среди них:
— 10-я Всероссийская научно-практическая конференция «Геоинформатика в нефтегазовой и горной отраслях» (совместно с ОАО «Сургутнефтегаз»; 10–12 марта, Сургут);
— 3-я Всероссийская конференция «Геоинформационные технологии в муниципальном управлении» (совместно с администрацией Уфы; 31 марта — 2 апреля, Уфа);
— XVI Всероссийский форум «Рынок геоинформатики России. Современное состояние и перспективы развития» (совместно с правительством Самарской области, СГАУ и НП «Поволжский центр космической геоинформатики»; 8–10 июня, Самара);
— 7-я Всероссийская конференция «Градостроительство и планирование территориального развития России» (совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга и ОАО «НИИП Градостроительства»; 21–23 июля, Санкт-Петербург);
— 14-я Всероссийская конференция «Организация, технологии и опыт ведения кадастровых работ» (23–25 ноября, Москва).
Из первоначально запланированного списка выпала намеченная к проведению совместно с правительством Москвы, но так и не состоявшаяся 6-я Всероссийская конференция «Опыт реализации принципа «одного окна» и создания комплексных геоинформационных систем управления территориями».
Среди мероприятий, проведенных ГИС-Ассоциацией в 2009 г., наиболее посещаемой оказалась 7-я Всероссийская конференция «Градостроительство и планирование территориального развития России». Она собрала наибольшее число участников, в том числе и экспонентов выставки. Связано это и с первым опытом проведения в рамках конференции Всероссийского смотра проектов ИСОГД. Стабильный интерес наблюдался к кадастровой тематике, несколько меньше внимания было уделено вопросам ГИС в нефтегазовой отрасли, муниципального и регионального управления территориями (рис. 6).
Рис. 6. Распределение доходов от проведения выставок на мероприятиях ГИС-Ассоциации в 2009 г.
В 2009 г. в списке участников мероприятий ГИС-Ассоциации появилось еще 20 позиций, большую часть из которых заняли компании, возобновившие сотрудничество после некоторого перерыва (табл. 2).
В 2009 г. при партнерстве ГИС-Ассоциации состоялись: — III Международная конференция «Космическая съемка на пике высоких технологий» (15–17 апреля, Москва; организатор — Компания «Совзонд»); — V Международная выставка и научный конгресс «ГЕО-Сибирь» (21–23 апреля, Новосибирск; организатор — «ITE Сибирская Ярмарка»); — Международный форум по спутниковой навигации и выставка «Навитех-Экспо 2009» (12–15 мая, Москва; организатор форума — ООО «Профессиональные конференции», организатор выставки — ЦВК «Экспоцентр»); — Международная конференция «ИнтерКарто-ИнтерГИС 15» (29 июня — 1 июля, Пермь, 3–5 июля, Гент, Бельгия; организаторы: Международная картографическая ассоциация (МКА), Международный географический союз (комиссия по географическим информационным наукам), Московский государ-
ственный университет им. М.В. Ломоносова, Пермский государственный университет, Университет г. Гента); — IX Международная научно-техническая конференция «От снимка к карте: цифровые фотограмметрические технологии» (5–8 октября, Аттика, Греция; организатор — компания «Ракурс»); — 4-я Международная конференция «Земля из космоса — наиболее эффективные решения» (1–3 декабря, Москва; организаторы: ИТЦ «СканЭкс» и НП «Прозрачный мир»).
Информационная поддержка была оказана следующим мероприятиям: — 2-му Научно-практическому семинару градостроительных проектировщиков (2–4 февраля, Омск; организатор — ИТП «Град»); — IX Конференции «Информационные технологии в проектировании» (7–9 апреля, Тюмень; организаторы: Тюменский проектный и научно-исследовательский институт нефтяной и газовой промышленности им. В.И. Муравленко, ОАО «Гипротюменнефтегаз»); — Международной школе градостроителей (11–13 сентября, Московская обл.; организатор — Национальная гильдия градостроителей); — VIII Общероссийскому форуму «Стратегическое планирование в регионах и городах России» (19–20 октября, Санкт-Петербург; организаторы: Государственная Дума ФС РФ, Министерство финансов РФ, Министерство регионального развития РФ, Министерство экономического развития РФ, правительство Санкт-Петербурга, Фонд «Центр стратегических разработок», МЦСЭИ «Леонтьевский центр»); — Научно-практической конференции «ГЛОНАСС — регионам» (28 октября, Орел; организатор — правительство Орловской области).
Рис. 7. Соотношение числа участников заседаний (слушателей) и презентаций на мероприятиях ГИС-Ассоциации в 2009 г.
Увеличилась доля Интернет-рекламы в структуре рекламных платежей в адрес ГИС-Ассоциации. В 2009 г. 11 компаний впервые выбрали сайт ГИС-Ассоциации в качестве рекламной площадки. Рейтинг размещения рекламы на сайте ГИС-Ассоциации приведен в табл. 3.
В доходах от уставной деятельности (рис. 8) ГИС-Ассоциации 70% составляют членские взносы от физических (члены ГИС-Ассоциации) и юридических (абоненты информационного обслуживания) лиц. В 2009 г. ряды членов ассоциации пополнили 24 человека и 23 организации.
Рис. 8. Распределение поступлений от уставной деятельности ГИС-Ассоциации в 2009 г.
В 2009 г. ГИС-Ассоциация приняла участие в открытом конкурсе на право заключить государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ в интересах Министерства экономического развития Российской Федерации по лоту «Концепция развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года». 16 ноября 2009 г. опубликовано решение конкурсной комиссии министерства о признании ГИС-Ассоциации победителем. Защита НИР состоялась 14 декабря 2009 г. Предложения ГИС-Ассоциации переданы заказчику.