Аналитическая группа SmartMarketing: российский рынок GPS-навигации за 2009 г.
Аналитическая группа SmartMarketing публикует на своем сайте основные результаты исследования рынка навигационных устройств (GPS-навигаторы всех типов, коммуникаторы, смартфоны и КПК со средствами GPS) за 2009 г.
По итогам периода общий объем продаж устройств, обеспечивающих навигационные функции, на российском рынке, согласно оценкам SmartMarketing составил 1168000 штук (с учетом устройств всех типов и категорий, включая смартфоны и коммуникаторы, оборудованные приемниками GPS)*,** при этом объем продаж PND-устройств составил 437000 штук (37,41%), GPS-оборудованных WID (смартфоны, коммуникаторы, КПК, Интернет-планшеты) - 707000 штук (60,55%), на долю GPS-устройств других типов приходится 24000 шт. (2,04%).
«Рынок GPS-устройств в 2009 г. в целом не создал сюрпризов. Некоторое оздоровление рыночной обстановки и высокие темпы роста сектора автонавигации (PND) обеспечили ему сохранение показателей практически на уровне 2008 г. - отметила Светлана Завьялова, менеджер по маркетингу группы SmartMarketing, - в то же время непростая экономическая ситуация и высокая динамика развития технологических решений привели к тому, что расстановка сил в этом секторе существенно изменилась».
В представлении SmartMarketing рынок GPS-навигации делится на три основных сектора2: автомобильные навигаторы (PND), традиционные GPS-устройства («традиционный рынок GPS», исключая PND: ручные туристические и специальные навигаторы, Bluetooth-приемники и др.) и GPS-оборудованные устройства WID (GPS-WID: коммуникаторы, смартфоны, Интернет-планшеты/КПК).
В абсолютном выражении при сравнении с итогами 2008 г. рынок показал незначительное падение, объемы продаж 2009 г. составили 91% от продаж 2008 г. (1168000 и 1289000 шт., соответственно). При этом в первом полугодии ощутимо пострадал сегмент GPS-WID, тогда как сектор PND-навигации сохранял позитивный, хотя и относительно слабо выраженный тренд: 33,0% в I квартале 2009 г., 35,6% во II квартале 2009 г., 37,1% в III квартале 2009 г., 38,9% в IV квартале 2009 г. Данная тенденция, на взгляд SmartMarketing, обуславливается общей ситуацией на рынке, когда на фоне снижения общей динамики рынка WID, сегмент PND сохраняет достаточно высокие (с учетом общего падения рыночной активности) темпы, свойственные относительно молодым, развивающимся рынкам, благодаря чему и демонстрирует позитивную динамику.
Десятка лидеров рынка навигации (WID и PND) в целом по итогам 2009 г. (перечислены по убыванию долей):
1. HTC (16,0%)
2. Apple (15,7%)
3. Explay (10,6%)
4. Garmin (8,6%)
5. Samsung (7,6%)
6. Nokia (7%)
7. GIGABYTE (3,8%)
8. Rover Computers (3,7%)
9. Mio (3,1%)
10. Shturmann (2,6%)
Десятка лидеров рынка PND по итогам первого полугодия 2009 г. (перечислены по убыванию долей в сегменте):
1. Explay (28,3%)
2. Garmin (23,1%)
3. Mio (8,3%)
4. Shturmann (6,9%)
5. Prestigio (5,7%)
6. Lexand (4,3%)
7. TomTom (2,8%)
8. Texet (2,7%)
9. Pocket Navigator (2,4%)
10. Nexx (2,1%)
Быстрый рост марки Explay, по мнению группы SmartMarketing, обуславливается агрессивной ценовой политикой и эффективной работой с каналом продаж и продвижения (марка имеет преферентный доступ к одной из розничных сетей федерального масштаба, где и генерируется основной объем продаж). Из интересных тенденций также следует отметить хорошую динамику роста марки SHTURMANN, особенно в сегменте «подключенных» навигаторов и марку Lexand (учитывая сбалансированную продуктовую линейку которой можно прогнозировать и ее дальнейший рост). В целом, молодые и агрессивные новички достаточно успешно теснят прежних лидеров рынка, пользуясь как преимуществами текущей конъюнктуры и пертурбаций в канале, так и успешно осваивая и реализуя новые маркетинговые стратегии. Следует особо отметить тренд к снижению средних цен, который также позволил ряду вендоров войти в первую пятерку.
Индексы рыночной концентрации в квартальном разрезе практически не менялись, в среднем, за год индекс Герфиндаля для сектора GPS-устройств в целом составил 0,089341 (высококонкурентный рынок). Несколько иная картина наблюдалась в секторе PND, где отмечено скорее изменение расстановки сил и позиций участников, чем общей структуры сбыта. Среднее значение индекса рыночной концентрации за год в секторе PND составило 0,152681 (среднеконкурентный). Нарастание процессов формирования розничного канала продаж автонавигаторов обуславливает и перераспределение рыночных долей в пользу вендоров, ориентирующихся на него.
Изменение индекса конкурентной ситуации отражает процессы в динамике: 0,100958 в I квартале 2009 г., 0,14111 во II квартале 2009 г., 0,171846 в III квартале 2009 г., 0,158005 в IV квартале 2009 г. Иными словами, в начале года интенсивность конкуренции снижалась за счет вымывания с рынка вендоров с высокоспециализированным каналом и недостаточными маркетинговыми ресурсами. В третьем квартале оставшиеся игроки сумели эффективно использовать открывшиеся возможности, но в конце года позитивные рыночные тренды привлекли к данному сегменту внимание вендоров, активно ищущих новые ниши, что еще более усилило конкуренцию.
На рыночную конъюнктуру накладывается и ряд технологических особенностей. В течение 2009 г. заметно изменилась функциональность среднестатистического навигатора, к концу 2009 г. даже в бюджетных нишах появились высокофункциональные модели, а продукты, в 2008 г. относившиеся к топ-классу уже к середине 2009 г. оказались спозиционированы в лучшем случае как PND среднего уровня. Данный тренд также сказался на снижении конкурентной мощности некоторых, ранее лидировавших, брэндов. Наиболее яркий пример – линейка Mio, в сочетании с пертурбациями в канале сбыта (смена партнеров, перестройка маркетинговой составляющей и др.) это обусловило ослабление позиций брэнда и снижение его доли в сегменте PND. Аналогично, доля брэнда Garmin, традиционно придерживающегося достаточно консервативной позиции в отношении маркетингового продвижения, в 2009 г. заметно снизилась, а сам брэнд уступил первое место в сегменте PND более молодой локальной марке Explay.
Группа SmartMarketing прогнозирует сохранение сравнительно позитивных трендов в целом при значимом усилении конкурентной ситуации. При этом в отличие от почти чисто ценовой конкуренции, свойственной рынку навигации в 2009 г., в 2010 г. большее значение будут иметь иные факторы, главным образом, усиление активности при работе с партнерскими сетями. Также можно прогнозировать интенсификацию маркетингового продвижения, направленного на сегмент конечных пользователей.
Примечания
* По данным группы SmartMarketing.
** Исследование имеет статус «аналитической справки». Абсолютные данные приводятся с округлением до 1 тыс. штук. Оценочная точность результатов – 20%. Приводимые в данном пресс-релизе данные сформированы на основании данных, имеющихся в распоряжении SmartMarketing на момент публикации материала. Группа SmartMarketing оставляет за собой право пересмотра и уточнения оценок при получении дополнительной информации.
О группе SmartMarketing
Исследовательская группа SmartMarketing была основана в 2001 г., группой выпускников Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ), Высшей школы экономики, возглавляется ведущим аналитиком группы, И. Киппельманом. Основное поле деятельности группы - анализ состояния рынка высокотехнологичной бытовой электроники, сотовой связи, ноутбуков и пр.