Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Новости/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  













Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Комментарии ИТП "Град" и Национальной Гильдии Градостроителей к проекту устава СРО в сфере градостроительного проектирования


Как информирует сайт ИТП "Град", Национальной Гильдией Градостроителей был рассмотрен проект устава СРО в сфере градостроительного проектирования (далее по тексту – СРО ГП), а именно проект Устава некоммерческого партнерства "Объединение разработчиков градостроительной документации", разработанный Союзом архитекторов России.

В целом, проект Устава соответствует действующему законодательству Российской Федерации. В нем последовательно и четко регламентированы все необходимые основные моменты. Однако, на концептуальном уровне к подготовленному документу имеются серьезные вопросы, от разрешения которых в значительной степени будет зависеть эффективность деятельности будущей организации. Речь идет о субъектном составе планируемой СРО ГП.

В контексте представленного проекта субъектный состав СРО ГП определен весьма расплывчато. Так согласно пункту 1.2. Устава партнерство является основанной на членстве некоммерческой организацией, объединяющей физических лиц, осуществляющих разработку градостроительной документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

При системном толковании российского законодательства можно прийти к выводу, что членами СРО ГП могут быть индивидуальные предприниматели и субъекты профессиональной деятельности. Однако, пунктом 1.5. Устава, устанавливается наименование Партнерства – "Объединение разработчиков градостроительной документации", в связи с чем, можно прийти к выводу, что членами НП "ОРГД" являются исключительно индивидуальные предприниматели. Из пунктов 16.1.6, 18.1 косвенно следует, что речь идет также только об индивидуальных предпринимателях как о членах партнерства. Данными нормами, в частности, устанавливаются возможность субъекту иметь собственные бланки, буклеты, каталоги, рекламную продукциюконтроль за осуществлением членами СРО ГП услуг в сфере разработки градостроительной документации (что, в свою очередь, в принципе невозможно в отношении субъектов профессиональной деятельности). Может, членами СРО ГП могут быть как субъекты профессиональной деятельности, так и индивидуальные предприниматели? Но в таком случае не совсем ясна логика исключения из потенциальных членов СРО ГП юридических лиц, что ясно следует из уже упомянутого выше пункта 1.2. Устава. (что свойственно индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам), а также обязанность уполномоченного органа СРО ГП осуществлять

Таким образом, вопрос относительно субъектного состава СРО ГП остается открытым. Положения проекта Устава относительно данной тематики ясности не вносят, а, скорее, наоборот, вызывают новые вопросы. Попробуем порассуждать на этот счет.

В российском законодательстве под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных федеральным законодательством (обозначены выше), основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Под субъектами предпринимательской деятельности в данном случае понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

К профессиональной деятельности может быть отнесена, по сути, любая не запрещенная законом экономически значимая деятельность, осуществляемая гражданами, т.е. физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями и которые осуществляют профессиональную деятельность определенного вида. При этом порядок осуществления такой деятельности должен регулироваться федеральными законами. Применительно к деятельности по разработке градостроительной документации субъектами профессиональной деятельности в контексте законодательства Российской Федерации являются физические лица, осуществляющие соответствующую профессиональную деятельность на основе заключенного трудового договора с субъектом предпринимательской деятельности (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), обладающие соответствующим профильным образованием необходимого уровня и должным уровнем квалификации и профессионализма.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного в Российской Федерации членами саморегулируемых организаций могут быть юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели либо субъекты профессиональной деятельности.

Действие Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" распространяется на саморегулирование во всех сферах, за исключением обозначенных в части 3 статьи 1 указанного закона. Следовательно, членами СРО ГП могут быть юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели либо субъекты профессиональной деятельности.

Такой подход никоим образом не противоречит действующему законодательству. Однако, с точки зрения рациональности он не совсем разумен.

По сути, законодатель в части определения субъектов, являющихся членами саморегулируемых организаций, предоставляет правоприменителю право самостоятельного выбора. Это вполне логично. Каждый сектор экономики, каждая сфера рыночных отношений и профессиональной деятельности обладает своей спецификой, охватить которую в полной мере в рамках одного общего нормативного правового акта невозможно, а разработать отдельный акт применительно к каждому виду деятельности довольно затруднительно. В связи с этим довольно удачным видится подход законодателя легализовать своеобразное проявление саморегулирования еще и на начальных этапах его формирования в той или иной отрасли. Это в первую очередь относится к определению субъектного состава потенциальных членов саморегулируемой организации.

Что же касается саморегулирования в сфере градостроительного проектирования, наиболее разумным представляется определение в качестве субъектов – членов СРО ГП разработчиков градостроительной документации, обладающих статусом юридического лица. Данный вывод основан на следующих рассуждениях.

Если допускать в качестве членов СРО ГП субъектов профессиональной деятельности, то следует иметь в виду, что такие лица, как правило, связаны трудовым договором со своим работодателем. Применительно к последнему и уместно использовать термин "разработчик градостроительной документации". Само лицо, по сути, таковым не является, так как не выполняет проекты самостоятельно, не несет за них ответственность, не является субъектом соответствующего рынка услуг. В связи с этим применение в отношении такого субъекта положений, касающихся ответственности, взаимоконтроля, разработок в части совершенствования методик проектирования и тому подобное, закрепленных как в законодательстве Российской Федерации, так и в локальных актах СРО ГП, представляется вполне затруднительным на практике.

Если же допускать в качестве членов СРО ГП индивидуальных предпринимателей, то описанных выше проблем в отличие от субъектов профессиональной деятельности в данном случае нет. Индивидуальный предприниматель является самостоятельным субъектом рыночных отношений, оказывающим в установленном законом порядке определенные профессиональные услуги. Однако с точки зрения достижения уставных целей СРО ГП и самой концепции саморегулирования, заложенной в законодательстве, применительно к деятельности по разработке градостроительной документации это не самый лучший вариант субъектного состава СРО ГП. Индивидуальный предприниматель, как правило, не обладает должным уровнем своих профессиональных, технических, материальных возможностей для удовлетворения всех потребностей потребителя и гарантии качества подготавливаемой им продукции.

Исходя из самой идеи саморегулирования достижение заложенных в ней целей возможно посредством участия в СРО довольно крупных субъектов рыночных отношений, оказывающих услуги в сфере разработки градостроительной документации. Последнее обусловлено тем, что именно разработчики такого уровня обладают должным уровнем квалификации своих сотрудников, большим штатом, возможностью разрабатывать одновременно несколько крупных проектов, а также помимо этого имеют, как правило, широкий опыт профессионального сотрудничества, взаимодействия с иными разработчиками градостроительной документации, опыт научной деятельности и внедрения в практику модернизированных разработок и подходов работы над проектами, внесения предложений внесения изменений в действующее законодательство. Субъекты профессиональной деятельности, а также индивидуальные предприниматели указанными выше качествами не обладают, что, в свою очередь, будет сказываться на эффективности деятельности саморегулируемых организаций в целом, достижении поставленных законодательством целей саморегулирования. К тому же, взаимодействие между собой крупных разработчиков есть ни что иное как залог эффективности и рациональности результатов их совместной деятельности.

Присутствие на рынке разработчиков градостроительной документации саморегулируемых организаций, членами которых будут являться лишь субъекты профессиональной деятельности и/или индивидуальные предприниматели существующей ситуации, сложившейся в сфере разработки и внедрения градостроительной документации, не изменит.

Что же касается определения в качестве членов СРО ГП исключительно юридических лиц, такой подход представляется наиболее разумным.

Организации – разработчики градостроительной документации обладают, как правило, высоким уровнем профессионализма, большим штатом, многолетним опытом работы, разработанными и апробированными на практике прикладными и научными методиками разработки документации. Только в таких условиях, при наличии субъектов такого уровня становится возможным реализация основных задач СРО ГП:

- совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере градостроительства;

- повышение уровня качества, а также контроль качества градостроительной документации;

- оперативному разрешению конфликтных ситуаций в профессиональной сфере;

- привлечению инвестиций для развития градостроительной инфраструктуры;

- совершенствованию системы подготовки кадров;

- разработка и внедрению новых технологий, методик в разработке градостроительной документации;

- научная деятельность.

Немаловажное значение имеет и финансовая сторона вопроса. Если в концепцию СРО ГП заложить идею создания своеобразного компенсационного фонда, средства из которого расходовались бы, в том числе и на возмещения убытков заказчику в случае некачественной подготовки градостроительной документации, то субъекты – индивидуальные предприниматели, а тем более субъекты профессиональной деятельности, вряд ли вряд ли смогут реализовать эту идею, имеющую, по сути, важное практическое значение.

Кроме того, возвращаясь к упомянутому в начале проекту Устава некоммерческого партнерства "Объединение разработчиков градостроительной документации", хотелось бы сказать, что, несмотря на его формальное соответствие действующему законодательству, документ видится довольно – таки "сухим" в части использования предоставленной законом возможности включать в Устав положения, регулирующие вопросы, не регламентированные законодательством. В частности, не мешало бы, на наш взгляд, урегулировать вопросы, касающиеся взаимоконтроля членов организации в отношении разработанных ими документов, ответственности членов за качество подготовленных проектов, возможного своеобразного страхования рисков, научного сотрудничества, деятельности по модернизации российского законодательства и так далее.


См. также:
Каталог Организаций:
   - ИТП «Град»
   - Национальная гильдия градостроителей

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия
Тематич. разделы / Проектирование, изыскания
Тематич. разделы / Градоустройство
Организации
Нормы и право
Новости / Новости для Яндекса
Новости
Страны и регионы / Россия / Сибирский ФО / Омская область
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: http://www.itpgrad.com/index.php/news/1-latest-news/434-2010-05-07-08-14-01?template=beez 15:50:45 07.05 2010   

Версия для печати  
    Анонсы партнеров

    Наши предложения
  Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
  Вступление в ГИС-Ассоциацию, информационное обслуживание
  Наши конференции
  Журнал "Управление развитием территории"
  Контакты

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.025243997573853 sec, Question: 109