22 июля. Деловая игра. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки
Модератор игры - Миллер сергей Адольфович, президент ГИС-Ассоциации.
Правила проведения игры изложены в специальном приложении, которое можно получить при регистрации участников. Участники конференции должны до начала деловой игры определить свою форму участия (выбрать наиболее подходящую для себя роль).
Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)
По установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации последовательности правила землепользования и застройки муниципального образования принимаются после утверждения генерального плана и служат юридическим инструментом его реализации. В соответствии со статьей 30 Кодекса правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1. Создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2. Создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3. Обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4. Создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Процедура принятия правил землепользования и застройки согласно федеральному законодательству требует обязательного предварительного их рассмотрения на публичных слушаниях, проводимых с участием населения муниципального образования. В ходе слушаний все заинтересованные лица имеют возможность ознакомиться с положениями проекта правил и высказать свои предложения и замечания по ним, которые впоследствии учитываются при доработке проекта правил для внесения на утверждение в представительный орган местного самоуправления.
Проведение деловой игры ставит перед собой следующие цели, объединённые общей темой: "Управление развитием территорий и пересечение интересов различных социальных групп в МО" посредством:
• формирования познавательных и профессиональных мотивов и интересов;
• воспитания системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
• передачи целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;
• обучения коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
• воспитания ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом.
Для достижения целей игра строится по следующим принципам:
1. Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.
2. Распределение ролей между участниками игры.
3. Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
4. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
5. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
6. Коллективная выработка решений участниками игры.
7. Многоальтернативность решений.
Градостроительное зонирование, то есть зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, является одним из важнейших инструментов рационального использования территории, привлечения инвестиций, удовлетворений публичных и частных интересов населения.
Документами градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки (далее – ПЗЗ), которые наряду с документами территориального планирования и документация по планировке территории являются способами достижения указанных выше целей.
Несмотря на то, что существующий Градостроительный Кодекс РФ действует уже более пяти лет, на практике выяснилось, что этого срока оказалось недостаточно для унификации всех подходов к толкованию норм градостроительного законодательства и устранения большинства проблемных моментов.
В частности, к подобного рода моментам можно отнести и вопросы, связанные с порядком и процессом подготовки документов градостроительного зонирования, а именно вопросы, связанные с местом ПЗЗ в линии преемственности градостроительной документации.
В настоящее время сложившаяся практика выработала несколько различных подходов к решению описанного выше вопроса:
1. Подготовка ПЗЗ осуществляется на основании материалов генерального плана. Территориальные зоны, то есть зоны, для которых в ПЗЗ определены границы и установлены градостроительные регламенты, устанавливаются по:
- линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
- красным линиям;
- границам земельных участков;
- границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
- границам муниципальных образований;
- естественным границам природных объектов;
- иным границам.
При данном подходе территориальные зоны максимально укрупнены и по своей сущности приближены к зонам функциональным, границы и функциональное назначение которых определяются генеральным планом;
2. Подготовка ПЗЗ также осуществляется на основании материалов генерального плана, границы территориальных зон устанавливаются по правилам, указанным выше. Однако, в отличие от предыдущего подхода территориальные зоны в данном случае более мелкие, подробные. Мы видим своего рода конкретизацию посредством территориального зонирования положений генерального плана относительно зонирования функционального;
3. ПЗЗ корректируются на основании подготовленных проектов планировки территории. Причем, касается это не только возможных изменений, уточнений положений ПЗЗ в части допустимых параметров (предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства), также и возможной корректировки допустимых видов разрешенного использования.
У каждого из обозначенных выше подходов есть как положительные, так и отрицательные стороны, в связи, с чем дать им однозначную оценку невозможно.
В рамках игры участники должны будут определить какой из подходов наиболее эффективен.
Вводные условия
Деловая Игра «ПЗЗ» (далее ДИ) моделирует процесс предварительных публичных слушаний по вопросу Правила Землепользования и Застройки условного МО ГО «Новые Васюки».
ГО «Новые Васюки» - условный город в Поволжье, численность населения – 50 т.ч. расположен на федеральной трассе, недалеко от регионального центра. До 1917 года Купеческий город, на территории сохранилось достаточное количество памятников культурного и исторического наследия. В Советский период в городе был построен крупный завод по изготовлению «Чапельников», после 1991 года в связи с открытием рынков, спрос на продукцию предприятия резко упал.
Администрации города руководствуясь ФЗ 94, приняла решение разработать Правила Землепользования и Застройки города, заказав их у специализированной градостроительной организации ООО «Градоустроитель». После полугода работы специалисты организации готовы вынести документ на публичные слушанья. В слушаньях принимают участие представительны различных социальных, административных и деловых структур, имеющие различные цели.
Общая задача всех участников провести публичные слушанья и принять какое либо решение по вынесенному документу. Вариантов решения может быть несколько:
- Принять документ без изменений.
- Принять документ с рядом не значительных изменений.
- Отправить документ на доработку.
- Отказать документу в принятии направить в ФАС документы на признание разработчика Недобросовестным поставщиком.
Роли:
1. Группа разработчиков ООО «Градоустроитель»:
- директор предприятия (директору предприятия важнее всего принятие проекта в любом виде, основная цель не допустить 4 вариант голосования. «Отказать документу в принятии направить в ФАС документы на признание разработчика Недобросовестным поставщиком.» Для этого можно идти на любые уступки);/Дударев Алексей Викторович, ИТП "Град";
- руководитель проекта (Доклад проекта. Необходимо отстоять первоначальный проект и не допустить в него изменения)/Дузенко Игорь Николаевич, ИТП "Град";
- юрист разработчиков (Поддерживает юридическую чистоту проектных решений)/Шинкевич Дмитрий Валерьевич, "ИТП Град";
2. Администрация МО ГО «Новые Васюки»:
- Мэр (Добиться максимальной поддержки на будущих выборах от представителей политических партий. Поддержать план реконструкции центра города)/Мазурок Игорь Евгеньевич, Департамент градостроительства Краснодарского края и его команда/;
- зам. мэра по строительству и ЖКХ(Решить вопрос о реконструкции центра и переселении живущих горожан)/;
- главный архитектор (Обеспечить возможность бережной реконструкции центра и организации набережной и парка);
- зам. мэра по экономике и финансам (Привлечь в город максимальное количество инвесторов. Сократить расходы бюджета);
- руководитель комитета по земельным ресурсам (Переработать проект ПЗЗ в связи с расхождением принципов проекта земельному кодексу. (несколько зон на одном участке);
3. Депутатский корпус МО ГО «Новые Васюки»:
- депутат (Сохранение рынка как социально значимого объекта, защита прав жителей центральной части города)/Лукьяненко Игорь Иванович, Начальник ГУАиГ г. Новосибирска/;
- депутат (Сохранить сложившуюся коттеджную застройку в водоохраной зоне, создание максимально благоприятных условий бизнесу)/Тарарин Андрей Михайлович, начальник отдела, Муниципальное учреждение Нижнего Новгорода "Центр ОГД"/;
- депутат (Развитие промышленности в городе, увеличение рабочих мест)/Пеньевский Игорь Михайлович/.
4. Представители общественных организаций МО ГО «Новые Васюки»:
- Общество защиты памятников (Сохранить исторический центр города, внести запрет на его изменения)/Спирин Павел Павлович, НИИП Градостроительства/;
- Профсоюз чапельного завода (Сохранить рабочие места, путём не допущение сноса или сокращения территории завода, выяснить куда и как переселят жителей ветхого жилья из центра города в случае его реконструкции)//;
- Председатель гаражного кооператива (Сохранить и узаконить гаражный кооператив);
- Руководитель экологической организации (Закрыть вредный для экологии завод. Поддержать строительство городского сквера)
5. Представители бизнес-структур, ведущие свою деятельность в МО ГО «Новые Васюки»:
- Московского холдинга (Вывести наиболее привлекательный участок заводской территории под строительство Логистического комплекса)/Леонов Вячеслав Игориевич, ВИСХАГИ-Центр/;
- федеральной компании ритейлера (Вывести часть территории Завода под строительство Гипермаркета)/Гайсин Руслан Раилевич, директор, Муниципальный информационно-технологический центр, Уфа/;
- регионального девелопера (Провести реконструкцию центра города, со сносом ветхого жилья и строительством новых микрорайонов);
- директор Чапельного завода (Надеясь на обещание скорых инвестиций на завод, восстановить целостность территории выгнав с неё рынок, гараж и прочих)/Сидоренко Николай Михайлович, НИИП Градостроительства/;
- директор рынка (Не допустить строительство гипермаркета. Сохранить территорию рынка и возможно её увеличить)/Лавренюк Ольга Николаевна, управление архитектуры Нижневартовск/
6. Иные:
- городской активист (Сохранить частную ветхую застройку в водоохраной зоне. Добиться городского субсидирования реконструкции домов)/Петрович Михаил Любомирович, Петербургский НИПИГрад/ ;
- городской активист (Перенести Чапельный завод за границы города и сохранить его основное производство)/Малиновская Тамара Николаевна,Администрация Сургута/;
- анонимный представитель организации, проигравшей конкурс по разработке правил землепользования и застройки МО ГО «Новые Васюки» ООО "Градоустроитель" (Добиться отказа от принятия ПЗЗ под любым предлогом. Так как они разработаны предприятием конкурентом)/Береговских Анна Николаевна, ИТП "Град".
В процессе игры имитируются:
- форма обсуждаемых материалов и доступ к ним;
- проведение самих слушаний;
- учет результатов слушаний.
Порядок проведения игры:
Игра происходит в 2 этапа.
1 этап –
• «Разработчики» совместно с «Администрацией» докладывают проект, пытаясь убедить публику в его завершённости. – 20 минут.
• Участники слушаний высказываются по проекту, критикуя или одобряя его в зависимости от собственных целей. 5 минут каждый участник (в обязательном порядке). Выступления идут согласно порядковому номеру карточки.
Промежуточный этап – в промежуточном этапе участвуют «разработчики» и «администрация», в рамках этого этапа вносятся или отклоняются замечания участников публичных слушаний.
2 этап –
• «Разработчики» совместно с «Администрацией» докладывают о внесённых в проект изменениях 15 минут.
• Участники слушаний высказываются по проекту с учётом изменений, критикуя или одобряя его в зависимости от собственных целей. 5 минут каждый участник (в добровольном порядке).
• Свободная дискуссия.
• Голосование по проекту. Голосование проходит с помощью карточек роли на которых участники отмечают какой из 3 вариантов подхода к ПЗЗ им больше импонирует, отмечаю своё решение собственно по вопросу принятия правил и пишут индивидуальное мнение (в свободной форме)
• Подсчёт голосов.
• Объявление итогов.
• Завершительное выступление модератора игры.
Приложение 1
Тезисы доклада руководителя проекта Правил землепользования и застройки Городского округа «Новые Васюки»
Заказчик – Администрация городского округа.
Исполнитель – ООО «Градоустроитель».
Правила землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ «Новые Васюки» (далее – Правила) выполнены в соответствии с муниципальным контрактом и заданием на разработку проекта, в следующем составе:
1) Общая часть.
«Порядок применения Правил землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ «Новые Васюки», внесения в них изменений;
2) Карта градостроительного зонирования;
3) Градостроительные регламенты.
Проектные решения приняты с учетом положений Градостроительного кодекса РФ, федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов, а так же ранее разработанной градостроительной документацией.
Правилами установлены территориальные зоны, градостроительные регламенты, обеспечивающие создание условий для устойчивого развития территории города, планировки, застройки и благоустройства территории города, развития жилищного строительства, производственной, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, рационального использования природных ресурсов, а также сохранения и развития историко-культурного наследия, обеспечивают права и законные интересы физических и юридических лиц, создают условия для привлечения инвестиций.
Правила разработаны на основе созданной в составе проекта обобщённой информационной базы об объектах градостроительной деятельности (ОИБД), являющейся муниципальным сегментом инфраструктуры пространственных данных Поволжского региона. Карта градостроительного зонирования подготовлена как в виде графического документа – ресурса ИСОГД, так и в виде базы градостроительных данных, что обеспечивает использование решений для эффективного внедрения электронных регламентов по исполнению муниципальных функций и предоставлению услуг в сфере градостроительства. К таким услугам относятся: подготовка градостроительного плана земельного участка; выдача разрешений на строительство и ввод ОКС в эксплуатацию; многие другие. Электронные правила органично впишутся в утверждённую Новыми Васюками Стратегию создания и развития информационного общества и в деятельность планируемого к открытию в Новых Васюках МФЦ.
Правила подлежат применению на территории муниципального образования «Городской округ «Новые Васюки».
Городской округ «Новые Васюки» - город в Поволжье, численность населения – 50 т.ч. расположен на федеральной трассе, недалеко от регионального центра. До 1917 года – Купеческий город.
На территории Новых Васюков сохранились памятники культурного и исторического наследия, которые преимущественно сосредоточены в центральной части города. Учитывая большой объем ветхих строений в исторической части города и признавая ценность культурного наследия, материалами ранее утвержденного генерального плана предложена регенерация существующей исторической застройки, эти решения подтверждены в настоящих Правилах.
С запада на восток по территории города протекает река Вьюшка, в воды которой на нерест заходят ценные породы рыб. По берегам реки расположены разрозненные группы садово-огороднических товариществ, на территории которых в настоящее время осуществляется самовольное индивидуальное жилищное строительство. Правилами поддержано решение генерального плана о развитии на прибрежной территории рекреационной зоны с устройством набережной и размещением небольших объектов культурно-развлекательного характера, парковой скульптуры и элементов благоустройства с высокими эстетическими характеристиками.
В Советский период в северо-восточной части города был построен крупный завод по изготовлению «Чапельников», после 1991 года в связи с открытием рынков, спрос на продукцию предприятия резко упал. Завод обанкротился и был приватизирован. Собственность на земельный сохранена за муниципалитетом. В настоящее время значительная часть объектов и территория завода передана арендатором земельного участка (владельцем завода) в субаренду, в частности, на территории размещается городской продуктовый рынок, складские помещения и ГСК со станцией технического обслуживания.
В границах земельного участка ранее предоставленного в аренду под производственные цели, Правилами предусмотрено сохранение и развитие фактически существующих социально-значимых функций. На базе продуктового рынка может получить развитие общественно-деловая зона. На территории, прилегающей к транспортным коммуникациям с учётом инвестиционного спроса предложено создать условия для строительства логистического центра и Гипермаркета посредством установления соответствующей территориальной зоны.
Учитывая, что Чапельный завод оказывает негативное влияние на среду жизнедеятельности горожан, но в то же время положительно влияет на развитие муниципальной экономики в целом, проектом Правил предусмотрено сохранение производственной зоны в пределах территории, фактически используемой заводом под производство и его дальнейшее развитие в северо-восточном направлении от жилой застройки, но приближено к транспортным магистралям, что обеспечит более эффективно организовать как завоз сырья, так и сбыт готовой продукции и может существенно повлиять на экономическую эффективность деятельности завода. Поэтому мы рассчитываем на понимание со стороны руководителей завода и согласие на реализацию предлагаемого решения.
Представленный на публичные слушания проект Правил рассматривался на организованной уполномоченным органом местного самоуправления согласительной комиссии, результатом работы которой принято решение о направлении проекта Главе города и проведении публичных слушаний.
Мы (разработчики проекта) готовы к открытому диалогу с Вами, уважаемые участники публичных слушаний, и заверяем Вас в том, что сделали всё возможное, чтобы максимально учесть интересы всех горожан, создать наиболее благоприятные условия для дальнейшего развития и процветания замечательного города «Новые Васюки», а также учесть интересы отдельных граждан, представителей бизнеса и возможных инвесторов.
Просим поддержать проект и рекомендовать его для утверждения!
Приложение 2
Карта градостроительного зонирования территории населенного пункта Новые Васюки