Резолюция участников заседания «Информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости»
9 апреля 2010 года в Нижнем Новгороде в рамках третьего международного форума "ITForum 2020/Информационное общество" состоялось заседание в формате круглого стола «Информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости», по итогам которого участниками мероприятия была принята резолюция мероприятия, которую ГИС-Ассоциация приводит ниже.
Участники заседания отмечают важную роль государственного кадастра недвижимости (ГКН) как элемента системы государственного и муниципального управления развитием территорий. При этом важна роль каждой из составляющих ГКН:
— государственный кадастровый учет – как акт признания и подтверждения государством существования объекта недвижимости;
— землеустройство – как механизм установления на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;
— государственный земельный контроль – как механизм, обеспечивающий соблюдение земельного законодательства при использовании земель;
— кадастровая оценка земельных участков – как механизм обеспечения справедливого налогообложения.
Фактическая закрытость баз данных ГКН способствовала образованию массы недостатков и снижению эффективности для каждого из упомянутых выше процессов.
Прошло более десяти лет с момента принятия закона о государственном земельном кадастре и введении процедуры государственного кадастрового учета земельных участков. За это время в базу данных кадастра было введено большое количество данных о земельных участках, которые необходимо учитывать при управлении территориями, что привело к возрастающей роли информационной функции кадастра.
Вместе с тем участники заседания отмечают, что информационная функция ГКН реализуется в настоящее время не достаточно эффективно и не в полном объеме в силу целого ряда причин, а именно:
— использование формата данных предоставления сведений ГКН, требующего дополнительных трудовых затрат на проведение анализа и обработку кадастровой информации;
— использование различных систем координат при ведении ГКН, разработке градостроительной документации, создании крупномасштабных топографических карт и планов, а также отсутствие легитимных открытых ключей перехода и как следствие трудоемкость и недостаточная точность пересчета пространственных данных между различными системами координат;
— наличие ошибок в базах данных ГКН и отсутствие системы удостоверения соответствия между данными в различных юридически значимых источниках данных;
— отсутствие широкой доступности кадастровых карт территорий муниципальных образований и территорий субъектов Российской Федерации, что делает их использование крайне затруднительным для органов местного самоуправления при оперативном управлении развитием территорий и разработке градостроительной документации;
— крайне низкое финансирование работ по землеустройству границ муниципальных образований и недостаточное финансирование работ по разработке градостроительной документации;
— отсутствие системы требований к описанию пространственных объектов, обеспечивающих единство систем учета недвижимости и градостроительного планирования;
— отсутствие нормативно-правового обеспечения комплексного использования и доступности базовых пространственных данных ГКН и, в первую очередь, ортофотопланов;
— отсутствие системы электронного документооборота между участниками информационного взаимодействия;
— не достаточное нормативно-правовое обеспечение использования электронных документов в информационном взаимодействии и в обороте недвижимости;
— необходимостью описания объектов землеустройства (территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий) как минимум в трех информационных системах (ГКН, ИС ОГД и Государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства) с предъявлением различных требований их документированию;
— отсутствие технологически эффективных процедур и нормативно-правового обеспечения информационного обмена данными между АИС ГКН, ИC ОГД и другими информационными системами.
Это ведет к тому, что при подготовке управленческих решений на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления сведения ГКН не всегда учитываются — принимаются ошибочные решения при распоряжении земельными ресурсами и при принятии градостроительных решений.
Участники заседания поддерживают проводимую в настоящее время Росреестром работу по внедрению современных информационных технологий в ГКН и по обеспечению публичности имеющихся в нем сведений. Отмечая при этом необходимость принятия системных и глубоких мер по повышению качества данных ГКН и повышению роли органов МСУ как интегратора данных о земельных участках для исчисления земельного налога в виду их заинтересованности в пополнении местного бюджета.
Главным тормозом в преодолении означенных выше проблем и в развитии кадастра недвижимости в целом является отсутствие механизма обратной связи. Центральный аппарат органа кадастрового учета не располагает всей необходимой информацией о реальных проблемах, складывающихся на местах. Органы региональной власти и местного самоуправления не могут отследить все нововведения в ГКН.
Таким образом, несогласованность в информационной политике органа кадастрового учета, органов регионального и муниципального управления, их межведомственная разобщенность выливается в недовольство граждан, потерю инвестиций и существенные недоимки в местные бюджеты.
В связи с чем участники заседания подчеркивают особую важность разработки системы мер, направленных на решение означенных выше проблем, основываясь на принципах инфраструктуры пространственных данных и дают следующие рекомендации.
Минэкономразвития России:
1) совместно с Минрегионом России провести необходимые мероприятия с целью скорейшей разработки и утверждения системы единых требований к описанию пространственных объектов, обеспечивающих информационную совместимость систем учета недвижимости и градостроительного планирования;
2) совместно с Минкомсвязи России провести работы по совершенствованию федерального законодательства с целью обеспечения более широкого использования электронных документов в информационном взаимодействии при ведении ГКН;
3) разработать нормативно-правовое обеспечение нормализации баз данных ГКН, предусмотрев участие в этом процессе органов местного самоуправления;
4) пересмотреть состав объектов землеустройства, указанных в ФЗ «О землеустройстве»;
5) совместно с Минрегионом России разработать классификацию зон с особыми условиями использования территорий и определить для каждого из классов порядок землеустройства границ этих зон;
6) разработать нормативно-правовое обеспечение информационного обмена данными между АИС ГКН, ИC ОГД и другими информационными системами об объектах землеустройства;
7) пересмотреть использование термина «Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» в Земельном кодексе РФ, заменив его на «Проект границ земельного участка, составленный на основе сведений кадастровой карты»;
8) выступить с дополнительными инициативами по снятию секретности пространственных данных.
Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии:
1) форсировать работы по созданию и предоставлению кадастровых карт территорий муниципальных образований и территорий субъектов Российской Федерации;
2) форсировать работы по использованию кадастровыми палатами ЭЦП при ведении ГКН;
3) совместно с ФГУП «ФКЦ «Земля» обеспечить доработку АИС ГКН и технологию создания КПТ с целью обязательного выполнения требования приказа Минюста №66 от 19.03.2008г. об идентификации каждого земельного участка, отображаемого на плане соответствующим (кадастровым) номером;
4) разработать механизмы, обеспечивающие комплексное использование базовых пространственных данных ГКН;
5) силами территориальных органов Росреестра проводить разъяснительную и методическую работу с органами местного самоуправления по налаживанию эффективного информационного взаимодействия.
Органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления:
1) изыскать необходимые финансовые ресурсы для землеустройства границ муниципальных образований и разработку градостроительной документации;
2) провести работы по мобилизации доходов местного бюджета за счет земельного налога;
3) осуществлять подготовку документации по объектам землеустройства с учетом требования её предоставления в электронном виде для размещения в ГКН;
4) выступить с инициативой по заключению Соглашения об информационном взаимодействии, предусмотренного статьей 15 ФЗ «О ГКН».
Направить настоящую резолюцию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Аппарат Правительства Российской Федерации, в Министерство экономического развития Российской Федерации, в Министерство регионального развития Российской Федерации, в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в ГИС-Ассоциацию для учета в работе и размещения на официальных сайтах и профильных печатных изданиях.