Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Новости/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  














Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

«РИА-Новости»: ГЛОНАСС имеет шанс стать мировым игроком

На сайте «РИА-Новости» размещена статья В.Бирюкова «ГЛОНАСС может стать мировым игроком». Ознакомиться с публикацией полностью можно здесь - http://www.rian.ru/technology/20100615/246476083.html

У отечественной ГЛОНАСС сложилась своеобразная репутация: многие эксперты считают ее «государственной химерой», совершенно нежизнеспособной в условиях реального рынка. Однако прошедший в первых числах июня в московском Экспоцентре четвертый Международный форум по спутниковой навигации показал, что времена меняются: бывшая бесплотная идея за последние годы изрядно обросла плотью.

Если отбросить вопросы маркетинга, то глобальных проблем у ГЛОНАСС две: неполнота орбитальной группировки и отсутствие нормальных приемников пользовательского уровня. То есть не тех, которые хорошо приспособлены для установки на танк или карьерный самосвал, а тех, что можно положить в карман или поставить на приборную панель легкового автомобиля.

Первую проблему (говорить о навигации с помощью системы, спутники которой видны время от времени, как-то несерьезно) можно считать почти решенной. Сейчас на орбите функционирует 21 спутник из 24, необходимых для полного охвата планеты. Территория покрытия по России при этом, по оценкам Роскосмоса, близка к 100%, а по миру к 98% (области с плохим качеством сигнала сосредоточены в основном в низких широтах и динамически «плавают»). Если существующие планы по выводу в этом году в космос еще шести «старых» аппаратов ГЛОНАСС-М (два запуска в августе и ноябре) и одного спутника нового поколения «ГЛОНАСС-К» (декабрь) будут реализованы, то проблемы с сигналом вроде бы должны уйти в прошлое.

Со второй бедой ГЛОНАСС дело обстоит сложнее. Все присутствующие на рынке приемники сделаны на основе «аппаратуры специального назначения», громоздкой и неприученной экономить электроэнергию. Это не значит, что она плохая, она просто изначально проектировалась совсем для других целей и обладает достоинствами, конечному потребителю не нужными. Например, большая часть навигаторов Glospace (это единственное ГЛОНАСС-устройство для конечных пользователей, которое хоть и за сумасшедшие деньги, но можно купить) использует навигационный модуль Navior 24 разработки КБ «Навис».

Это плата размером 5 на 7 сантиметров, потребляющая около ватта. Да, она может проводить измерения с точностью в постобработке до 3 мм, что позволяет делать на ее основе геодезические приборы. Но в обычном автонавигаторе эта возможность не востребована, а на первый план выходит совсем другая характеристика Navior 24 — цена в 250 долларов. И это только за приемник сигнала, в то время как за сам Glospace, по качеству которого, кстати, были серьезные нарекания, просили 15-20 тысяч рублей.

Для сравнения, самый распространенный на рынке навигационный GPS-модуль SIRFstarIII имеет габариты 3x3 мм, потребляет 0,04 Вт и стоит в крупных партиях 5-7 долларов. А навигатор на его основе уже можно купить за 30-40 долларов (не в России, правда), говорит независимый аналитик рынка Михаил Фадеев.

Российских игроков рынка ГЛОНАСС/GPS-чипсетов можно пересчитать по пальцам. Помимо КБ «Навис», это Ижевский радиозавод, Геостар Навигация, РИРВ и еще несколько небольших компаний. Объемы их производства измеряются сотнями, в лучшем случае, тысячами изделий в месяц. По оценкам «Навис», контролирующей большую часть рынка, в 2009 году было изготовлено не более 60 тысяч ГЛОНАСС-приемников. Все декларации китайских производителей о намерении делать ГЛОНАСС/GPS-аппаратуру до сегодняшнего дня декларациями и оставались. Переговоры, которые, по слухам, ведет АФК «Система» об интеграции ГЛОНАСС в чипсеты Qualcomm, пока тоже ни к какому публичному результату не привели. Да и какая может быть интеграция, если один навигационный приемник занимает столько же места, как вся материнская плата коммуникатора?

В итоге мы приходим к классическому замкнутому кругу. Дешевых навигаторов (и соответственно, чипсетов) нет, потому что нет спроса. А спроса нет, потому, что нет дешевых навигаторов. И государство этот порочный круг само разорвать не в состоянии. Даже если ввести для продаваемых на российском рынке GPS-навигаторов заградительные пошлины, ГЛОНАСС-аппаратура от этого сама собой не появится.

Впрочем, не все так безнадежно. На вышеупомянутом форуме по спутниковой навигации КБ «Навис» объявило, что их новый приемник NV08C добрался, наконец, до стадии внедрения в производство. Как позиционирует свое детище разработчик, это первый многосистемный навигационный приемник, изначально спроектированный в расчете на потребительское оборудование.

Разработка и тестирование закончены, достигнута договоренность с компанией Fujitsu о производстве NV08C на ее предприятии в Японии с использованием не самых архаичных топологических норм 90 мкм. Первую партию чипов ждут уже в ноябре.

По словам генерального директора «Навис» Валерия Бабакова, сначала они пытались договориться с китайцами или тайваньцами (в частности из компании TSMC), но одним из камней преткновения стали условия по нераспространению информации — были серьезные опасения, что разработка может «утечь» на сторону. В итоге остановились на менее надежном с точки зрения отлаженности больших объемов производства, но более доверенном в отношении интеллектуальной собственности партнере.

Цена модуля NV08C в крупной партии, по оценкам Бабакова, должна составить 15-17 долларов. Это примерно втрое дороже, чем тот же SIRFstarIII, но уже гораздо дешевле, чем раньше. Теоретически цену можно снижать и дальше, но для этого придется наращивать объемы производства, что требует вложения немалых средств. По словам Бабакова, на запуск первой партии потребуется 700-800 тысяч евро, а весь бюджет более чем двухлетней разработки чипсета уложился в 6-7 млн. долларов, причем государственных денег в этой сумме нет.

Но приемник - это только полдела, потребителю нужно готовое устройство. Захотят ли китайские и тайваньские компании использовать более дорогой и охочий до энергии двухсистемный приемник, вместо уже отработанных и надежных GPS-решений?

Захотят, вернее уже хотят. Как рассказал коммерческий директор компании «Вобис Компьютер» Михаил Чернышов, на закончившейся недавно в Тайбэе выставке Computex достигнуты договоренности по использованию NV08C в устройствах трех производителей: тайваньской Gigabyte, OEM/ODM подразделения тайваньской же Mitac и китайской SIM Technology (производитель гаджетов, известных в нашей стране под брэндом Highscreen). Первые партии коммуникаторов и автонавигаторов, примерно по 10 тысяч устройств, будут отгружены к середине октября — Чернышов полагает, что продукция Fujitsu уже будет к тому времени готова.

Любопытная деталь: «Навис» предназначает свою разработку лишь для рынка персональных навигационных устройств (в основном, автонавигаторов), но не коммуникаторов, объясняя это тем, что в последних степень интеграции всех электронных компонентов на материнской плате слишком высока — в одном чипсете, например, Qualcomm сразу реализованы все востребованные функции от WiFi с Bluetooth до GPS. Довольно большой и прожорливый NV08C в этой ситуации вроде бы оказывается лишним.

Производители конечных устройств думают иначе. И Gigabyte и SIM Technology планируют делать на базе NV08C именно коммуникаторы. Только старших моделей — с большим экраном. В их достаточно просторном корпусе можно без проблем найти дополнительное пространство, а емкая батарея потянет и чуть возросшее энергопотребление. При этом никто не собирается, разумеется, как-то убирать из присутствующего в коммуникаторе стандартного чипсета GPS-функциональность. Соответствующий навигационный блок просто не будет задействован - так получается дешевле.

Кстати, о цене. Разница в цене чипсета втрое (в абсолютном выражении около десяти долларов), по словам Чернышова, в конечном устройстве превратится в удорожание на 3-5%. Которое вполне может быть и не замечено потребителем за счет постоянного удешевления технологий производства.

Возникает резонный вопрос, а кому это все нужно? На одних только российских заказчиках, пусть даже простимулированных государством, далеко не уедешь - наш рынок составляет 0,8% от мирового (оценка Геостар). А нужна ли ГЛОНАСС навигация другим странам? Есть основания предполагать, что да.

На точности определения координат двухсистемность никак не отражается, те же 5-10 м, если брать в среднем. А вот надежность работы, особенно в сложных условиях приема - например, на узких улицах при плотной застройке или внутри помещений - увеличивается. Двухсистемные приемники потому так и называются, что используют для определения координат все доступные навигационные спутники. Скажем, два видимых спутника GPS и один ГЛОНАСС уже позволяют вычислить положение приемника: GPS-аппарат в этой ситуации окажется бессилен.

Следующий момент: в высоких широтах, из-за большей высоты орбиты, спутники ГЛОНАСС видны выше над горизонтом, чем GPS. Для северных стран это немаловажный момент. По словам Георгия Шульгина, руководителя направления навигационных приемников КБ «Навис», к ним обратилось уже немалое количество клиентов из Финляндии, Норвегии и Канады. Его слова подтверждает и Михаил Чернышов: «Вобис ведет переговоры с несколькими европейскими дистрибуторами, особенно активны компании из Северной Европы, пеняющие на недостаточно хорошее качество GPS-сигнала».

Ну и, наконец, существует гипотетическая возможность селективного отключения сигнала GPS на какой-то обширной территории в случае локального конфликта - здесь запасная навигационная система пригодится не только враждующим сторонам. А учитывая, что до 2016-2020 года европейская система Galileo и китайская Beidou вряд ли будут окончательно завершены, ГЛОНАСС должна быть востребована хотя бы просто как единственная рабочая альтернатива американской навигационной монополии. Известно, что в этом ключе российскую систему рассматривает Индия, Бразилия, Венесуэла и ряд других стран.

Что же в сухом остатке? Если ГЛОНАСС противопоставлять GPS, то отечественная навигационная система так и останется тепличным растением, нежизнеспособным во внешнем мире. Рынок слишком далеко ушел за те десять лет, что минули с момента отключения искусственного загрубления сигнала для гражданских пользователей GPS. А вот если рассматривать ГЛОНАСС как игрока в специализированной нише на рынке навигации, то у нас появляются вполне реальные шансы вписаться в мировую инфраструктуру.

И еще один момент. 2 июня Китай запустил четвертый спутник своей навигационной системы Beidou. Власти страны утверждают, что с 2012 года она сможет обеспечить навигацию в Китае и окрестном регионе. У России пока есть фора, главное – не упустить свой шанс...


См. также:
   - 15.06.2010  До конца 2010г. появятся коммуникаторы, оборудованные приемниками ГЛОНАСС
Каталог Организаций:
   - НАВИС КБ
   - Российский институт радионавигации и времени (РИРВ)
   - Роскосмос (ранее Росавиакосмос)
   - АФК «Система»
   - ГеоСтар
Каталог Оборудования:
   - Глонасс-К
   - Beidou / Compass (навигационная система)
   - Galileo (EC)
   - ГЛОНАСС
   - GPS (Global Positioning System)

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Организации
Оборудование
Новости
Страны и регионы / Др. страны
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: http://www.rian.ru/technology/20100615/246476083.html
Цитирумость документа: 6
16:17:08 15.06 2010   

Версия для печати  
    Анонсы партнеров
    Наши предложения
  Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
  Вступление в ГИС-Ассоциацию, информационное обслуживание
  Наши конференции
  Журнал "Управление развитием территории"
  Контакты

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.022684812545776 sec, Question: 103