А.Гурко: инвестиции в развитие ОАО "НИС" в ближайшие 2 года составят 6 млрд руб
Как сообщает ИА "Прайм-ТАСС", инвестиции в развитие Федерального сетевого оператора системы ГЛОНАСС - ОАО "Навигационно-информационные системы" в ближайшие 2 года по консервативной оценке составят 6 млрд руб. Об этом 15 июня сообщил журналистам генеральный директор ОАО "НИС" Александр Гурко.
Источником финансирования инвестпрограммы станут собственные средства НИС, финансирование со стороны акционеров предприятия и заемные средства. В частности сейчас идут переговоры о привлечении кредита Внешэкономбанка.
Основная цель НИС, как федерального сетевого оператора (ФСО) системы ГЛОНАСС – это коммерциализация системы ГЛОНАСС, то есть создание массового рынка сбыта коммерческих услуг на базе ГЛОНАСС.
Как сообщил А.Гурко, инвестиции будут направлены на создание технологических решений и коммерческих услуг с использованием навигационной системы ГЛОНАСС, создание операторской инфраструктуры (проект ЭРА ГЛОНАСС), приобретение компаний-разработчиков в рамках технологического партнерства в России и за ее пределами.
Основные задачи НИС, как федерального сетевого оператора ГЛОНАСС, включают в себя: участие в разработке государственной политики в области коммерциализации ГЛОНАСС; оптимизация нормативно-правовой базы для использования системы ГЛОНАСС – сейчас подготовлено около 300 поправок к закону "О навигационной деятельности" и другим нормативно-правовым актам; эксплуатация навигационной инфраструктуры для развития коммерческих услуг спутниковой навигации.
Первоочередной задачей НИС является обеспечение создания коммерческого рынка ГЛОНАСС в России, а затем выход на мировой рынок. Приоритетными направлениями географического распространения навигационных решений и услуг на базе ГЛОНАСС за пределами России являются страны СНГ, Индия, Ближний Восток, Южная и Центральная Америка. Такая страна, как Индия, может создать необходимый эффект масштаба для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность ГЛОНАСС на мировом рынке. Как отметил А.Гурко, в настоящее время в мире наблюдается большая востребованность навигационной системы, альтернативной системе GPS, как второй (резервной) глобальной навигационной системы, и ГЛОНАСС на данный момент является единственной такой системой. Общим трендом развития навигационной отрасли в мире станет двухсистемное абонентское оборудование, использующее две глобальные навигационные системы, одной из которых сейчас является GPS. При этом сейчас у российской навигационной системы есть преимущество в 3-4 года, чтобы занять место резервной глобальной навигационной системы, до полномасштабного развертывания европейской навигационной системы Galileo и китайской Compass.
НИС, который будет выступать разработчиком коммерческих навигационных услуг, в настоящее время проводит переговоры о производстве терминального (абонентского) оборудования ГЛОНАСС с мировыми производителями. В частности, заинтересованность выразили компании Continental, Cobra, Hughes Telematics. В числе возможных российских партнеров А.Гурко назвал компании "Альтоника", "Ителма", а также "Ситроникс". По его словам, к концу 2010 - началу 2011 г будет определен список российских производителей терминального оборудования ГЛОНАСС.
При этом как отметил А.Гурко, для обеспечения массовости рынка ГЛОНАСС его объем должен составлять несколько миллионов чипсетов в год. Для сравнения в 2009г. было выпущено 500 млн чипсетов GPS.
На внутреннем российском рынке одним из системообразующих проектов, которые будут способствовать коммерциализации ГЛОНАСС, будет проект ЭРА ГЛОНАСС (система экстренного реагирования на аварии). Проект предполагает оказание услуг экстренной помощи при ДТП посредством установки спутниковых терминалов ГЛОНАСС на всех автотранспортных средствах, эксплуатируемых в РФ. Проект нацелен на снижение травматизма на дорогах. Так, использование ЭРА ГЛОНАСС способно сократить время прибытия скорой помощи на 10-30 проц, число смертей в результате ДТП – в 1,5-2 раза, а экономический эффект от сокращения расходов бюджета на ликвидацию последствий ДТП оценивается в размере 200 млрд руб. Планируется, что в 2014г. проекта спутниковыми терминалами ГЛОНАСС будет оснащено 5-6 млн автомобилей.
Программа ЭРА ГЛОНАСС одобрена на заседании рабочей группы Комиссии по модернизации экономики, начато государственное финансирование проекта в размере 180 млн руб на 2010г. По словам А.Гурко, аналогичный европейский проект eCall, будет широкомасштабно внедряться в Европе с 2013-2014гг., и перед Россией стоит задача синхронизации сроков внедрения ЭРЫ ГЛОНАСС с европейским проектом. К настоящему времени проведены встречи с Европейской комиссией и ERTICO и достигнута принципиальная договоренность по гармонизации стандартов ЭРА ГЛОНАСС и eCall. Развертывание ЭРА ГЛОНАСС и ее сопряжение с eCall позволит интегрировать Россию в единое панъевропейское информационно-навигационное пространство, уменьшив формальности при пересечении на автомобиле границ с европейскими странами.
Акционерами ОАО НИС" являются "Ситроникс" (25,5 проц), "РТИ Системы" (25,5 проц) и ОАО "Российские космические системы" (49 проц). В июле 2009 г. постановлением правительства РФ на НИС возложены функции федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности. В настоящее время компания планирует инициировать несколько федеральных и региональных инфраструктурных проектов для коммерциализации ГЛОНАСС (ЭРА ГЛОНАСС, ИТС Москвы, Олимпиада-2014).
В марте 2010г. между Россией и Индией подписан меморандум о создании совместного предприятия для предоставления навигационных услуг в Индии, включая совместное производство навигационного оборудования для гражданских пользователей. С российской стороны документ подписали Роскосмос и НИС, с индийской - Индийская организация космических исследований /ISRO/.
В июне 2010г. НИС выиграли тендер "Почты России" на оснащение автомобилей бортовыми спутниковыми терминалами ГЛОНАСС/GPS на 530 млн руб.
Компании "РТИ Системы" и "Ситроникс" входят в бизнес-единицу "Высокие технологии и промышленность" АФК "Система" (AFKS).