Российские космические технологии в сфере космосъемки: реалии и перспективы
Издано учебное пособие "Дистанционное зондирование. Модели и методы обработки изображений" (Р.А. Шовенгердт, Москва, Техносфера, 2010. — 560 с.). В книге представлены материалы по атмосферной и ФПМ-коррекции, пространственной чувствительности датчиков, методам подавления шума и алгоритмам совмещения гиперспектральных снимков. Часть издания посвящена таким акутальным темам, как методы разделения смешанных пикселов и использование стереоснимков для построения цифровой модели рельефа.
В финале книги опубликована статья "Российские космические технологии в сфере космосъемки: реалии и перспективы" руководителей Инженерно-технологического центра "СканЭкс" О.Н. Гершензон и В.Е. Гершензон. В статье представлены современные технологии приема, обработки данных ДЗЗ, организации и проведения оперативного спутникового мониторинга природных и технолгенных процессов и явлений. Ниже опубликованы фрагменты раздела V "Практика применения спутниковых снимков" данной статьи:
"А. Дистанционный мониторинг лесов России
В 2005-2008 годах в интересах Федерального агентства лесного хозяйства создана и введена в эксплуатацию система космического мониторинга лесов России с ежегодной съемкой высокого разрешения (6–10 м) всей территории интенсивного лесопользования (более 110 млн. га). Оптимизация системы дистанционного мониторинга лесов проводилась по таким параметрам как стоимость, эффективность, гарантия съемки, оперативность поставки данных. Ключевые характеристики системы — «прямой прием» данных с космических аппаратов на российские наземные станции «УниСкан™» и обработка спутниковой информации по российским же технологиям.
Б. Спутниковый мониторинг нефтяных загрязнений морских акваторий
Внимание к информационным сервисам оперативного мониторинга нефтяных загрязнений на морской поверхности возрастает по мере увеличения масштабов шельфовой добычи и морской транспортировки углеводородного сырья, в связи с необходимостью оперативного реагирования на аварийные разливы нефти и значительным воздействием, которое оказывают нефтяные загрязнения на окружающую среду.
В начале 2000-х годов ИТЦ «СканЭкс» разработал отечественную технологию оперативного радиолокационного мониторинга судовой обстановки и нефтеразливов. Она базируется на принципах прямого приема на сеть собственных универсальных малогабаритных станций «УниСкан™» и оперативной обработки данных со спутников ENVISAT-1 и RADARSAT-1. До сих пор в России были распространены технологии анализа изображений, принятых и обработанных зарубежными операторами. Преимуществами технологии ИТЦ «СканЭкс» является высокая оперативность, реализуемая собственными приемными станциями с процессорами для синтеза геопродуктов, и невысокая стоимость, достигаемая контрактами на оптовую лицензированную закупку данных в виде сырого телеметрического потока в противовес закупкам более дорогих обработанных за рубежом геопродуктов.
Два основных этапа комплексного спутникового мониторинга:
— поиск, обнаружение и идентификация загрязнений водной поверхности, выделение среди них антропогенных загрязнений и их предпологаемые источники на основе ГИС-подхода;
— прогнозирование перемещений нефтяных загрязнений на основе моделирования с учетом гидрометеорологических параметров среды.
В. Спутниковый контроль прохождения половодья и паводков на реках России
Климатические особенности нашей страны обуславливают ежегодное прохождение половодья на реках, которое характеризуется выходом вод из меженного русла и затоплением поймы. Учитывая сокращение гидрологических натурных наблюдений, ледовая разведка в связи с финансовыми трудностями и практическим отсутствием специалистов ушла в прошлое. Спутниковые данные зачастую становятся единственным источником информации, освещающей ледовую обстановку и площади затопления, которой располагают как оперативная служба Росгидромета, так и административные местные органы.
Так, в ходе спутникового мониторинга ледохода на Северной Двине, выполненного в интересах Архангельского ЦГМС-Р в 2009 году, принято и обработано более 70 спутниковых изображений (из них 39 радиолокационных) высокого и среднего пространственного разрешения (3–60 м): RADARSAT-1, ENVISAT-1, IRS-1D/-P6, SPOT 2/4 операторов CSA, MDA, Eurimage, ESA, ANTRIX и SPOT Image. В проекте принимала участие компания Infoterra (Германия), которая в оперативном режиме предоставляла снимки радиолокационного спутника TerraSAR-X.
Мониторинг бассейна Северной Двины проводился на участке реки протяженностью более 650 км от Великого Устюга до Архангельска. Наблюдались также притоки (Вага, Вычегда, Пинега) и река Онега.
Г. Спутниковый мониторинг федеральных автотрасс
Использование материалов космической съемки высокого разрешения для задач дорожного хозяйства в России до недавнего времени было ограничено. За последние годы космическая информация стала важным компонентом информационного обеспечения автодорожной отрасли, играя порой незаменимую роль в оперативной оценке дорожной обстановки в труднодоступных районах страны.
Основными перспективными направлениями применения материалов космической съемки в дорожном хозяйстве являются контроль объемов, сроков и видов выполнения работ по строительству и ремонту дорожных объектов; контроль и прогнозирование паводковой, пожарной и метеорологической обстановки в районах федеральных дорог; оценка масштабов разрушений из-за техногенных катастроф и стихийных бедствий в коридорах федеральных автотрасс, оперативное планирование восстановительных работ в этих районах; привязка дорожных объектов к координатам и уточнение трасс прохождения автодорог; инвентаризация имущества и земель дорожного хозяйства.
Применении технологий оперативной космической съемки высокого разрешения и современных методов обработки и дешифрирования космических изображений различных спутников позволяет снизить затраты и объективно с высокой частотой оценивать состояние дорожных объектов в труднодоступных регионах России. Среди наиболее эффективных программ ДЗЗ высокого разрешения для задач оценки состояния дорожных объектов по совокупности показателей можно выделить системы IRS, EROS, SPOT, IKONOS и QuickBird.
Для расширения применения данных ДЗЗ в дорожном хозяйстве важно учитывать ряд специфических особенностей России:
— отсутствие обновленных цифровых и растровых топокарт на районы строительных работ дорожных объектов Федерального дорожного агентства (ФДА) в отдаленных регионах РФ;
— отсутствие в открытом пользовании точной координатной привязки дорожных объектов ФДА."
Инженерно-технологический Центр (ИТЦ) «СканЭкс» (www.scanex.ru) предоставляет интегрированные решения на рынке ДЗЗ: — прием на сеть собственных станций УниСкан™ и распространение (http://catalog.scanex.ru ) данных Terra/MODIS, Aqua/MODIS, IRS-1D, Resourcesat-1 (IRS-P6), Cartosat-1 (IRS-P5), Cartosat-2, SPOT 2, SPOT 4, SPOT 5, Formosat-2, EROS A, EROS B, RADARSAT-1, ENVISAT-1; — распространение данных Landsat 4/5/7, ASTER, TerraSAR-X, IKONOS, GeoEye-1, QuickBird, WorldView-1, ALOS, — разработка и поставка универсальных аппаратно-программных комплексовАлиса-СК™ (L-диапазон) для приема метеоданных NOAA, MetOp, FengYun и УниСкан™ (X-диапазон) для приема и обработки данных с разрешением до 0.7 м (www.scanex.ru/ru/stations); — разработка и поставка программ обработки изображений Земли из космоса ScanMagic®, ScanEx Image Processor®, ScanEx SPOT Processor®, ScanEx SAR Processor®, ScanEx ENVISAT ASAR Processor® (www.scanex.ru/ru/software); — создание геопорталов с использованием изображений Земли из космоса (www.kosmosnimki.ru); — выполнение тематических проектов с использованием данных ДЗЗ; — предоставление оперативного доступа к данным датчиков MODIS через Интернет (http://eostation.scanex.ru ); — реализация некоммерческих проектов по популяризации использования спутниковых снимков Земли в образовании, экологии, туризме и др. (www.transparentworld.ru).