"Мобильный Челябинск": ликбез "выбираем карты для навигатора"
На сайте "Мобильный Челябинск" размещена статья С.Кузьмина "Ликбез: выбираем карты для навигатора". Ознакомиться с текстом публикации полностью можно по ссылке - http://mobichel.ru/articles/mobilize/world/navi_maps/
Купить GPS или ГЛОНАСС навигатор только половина дела. Нужно еще позаботиться о начинке вашего приёмника - правильных и удобных картах. В противном случае «грош цена» такому навигатору. Это настоящий «Иван Сусанин» и пользоваться им категорически противопоказано. Какие карты лучше всего использовать? Откуда их скачать и как обновлять? И как бороться с ошибками навигаторов? На все эти вопросы вы найдете ответы в нашем ликбезе.
Купить навигатор в наше время не проблема. Их в каждом магазине продают, начиная от 1999 рублей и заканчивая десятками тысяч. Проблемой для многих являются карты, которые поставляются к навигаторам, а то и полным отсутствием оных.
Навигация в этом случае на 100% зависит от используемых карт. Для стандартных навигаторов существует два типа карт: векторные и растровые.
Растровая карта представляет собой обыкновенное изображение местности с высоким разрешением. Проще говоря, это нечто вроде скана обычной бумажной карты. На нее нанесены точки привязки приемника. Примером такой карты может служить известный сервис Google Maps или «Яндекс.Карты». Навигаторы, использующие растровые карты, весьма распространены среди туристов и путешественников. На такой карте легко построить трек будущего маршрута, пометить интересные места, стоянку лагеря, ближайшую деревню и затем сориентироваться как по обычной карте.
Векторные карты, используемые в автомобильной и пешеходной навигации, устроены иначе. Говоря простым языком, это база данных домов, дорог, знаков, дорожной разметки, достопримечательностей Points Of Interest (POI), которая при запуске навигатора привязывается к общей карте местности и дает картину дорожной обстановки.
Купить навигатор в наше время не проблема. Их в каждом магазине продают, начиная от 1999 рублей и заканчивая десятками тысяч. Проблемой для многих являются карты, которые поставляются к навигаторам, а то и полным отсутствием оных.
Например, автобусная остановка – это точка с координатами и иконка с автобусом, дорога – линия с координатами каждого ее изгиба, лес – полигон, то есть список координат линии, очерчивающей лесной массив. Такая карта выглядит достаточно угловато, но зато можно в очень широких пределах менять ее масштаб. В мелком масштабе показываются только крупные города и основные магистрали, при увеличении появляются, кварталы, улицы с названиями и дома с номерами.
Основным достоинством векторной карты является то, что на ней очень легко найти нужную улицу, дом по номеру, магазин по названию. Эта функция называется «Адресный поиск».
Большинство продающихся в России навигационных программ базируются на картах, созданных европейской компанией Tele Atlas, крупнейшим поставщиком геоинформационных систем. Они часто обновляются, но недостаточно подробны и актуальны. Главная проблема в том, что Россия очень большая страна. Кстати, судя по отзывам, в Европе таких проблем нет. Карты Tele Atlas используются в системах навигации TomTom, iGo, Mio Map и Автоспутник.
Второй источник карт - Роскартография (Федеральная служба геодезии и картографии России). Эту базу используют навигационные программы семейства «Навител». С картами нашей страны у них все хорошо: есть подробные карты всех крупных городов европейской части России и самых больших в азиатской части. Карты регулярно обновляются, а их количество постоянно растет: в среднем база пополняется 7—10 городами раз в полгода.
Третий поставщик карт - независимые компании, выпускающие собственные версии карт, которые зачастую лучше и подробнее карт Роскартографии и Tele Atlas.
Важным фактором для выбора конкретного поставщика карт для городских автомобилистов является построение маршрута с учетом информации о пробках. Существует несколько сервисов, предоставляющих подобную информацию, но все они имеют свои особенности. Например, сервис «Яндекс.Карты» бесплатен, но не всегда точен и грешит задержками. Информационное агентство СМИЛИНК, которое обслуживает систему «Автоспутник», требует подписки на обслуживание и ежемесячной оплаты.
«НАВИТЕЛ»
Тем, кто предпочитает путешествовать по просторам нашей необъятной Родины, пригодятся навигационные системы семейства «Навител». Их интерфейс не всегда удобен, зато с «Навителом» вы всегда можете быть уверены, что доберетесь до того или иного населенного пункта без особенных приключений.
А вот система «Автоспутник» пригодится тем, кто часто использует достопримечательности (POI). Соответствующая база у данного комплекса одна из самых полных. У системы хорошо развит сервис оповещения о пробках, через провайдера СМИЛИНК. Интерфейс не всегда логичен и удобен, но от версии к версии он развивается и становится лучше.
Система «Навиком» поставляется вместе с навигаторами компании Garmin. Из последних доступных карт, которыми приходилось пользоваться «Дороги России. РФ + СНГ. Версия 5.19. Карта включает в себя территорию России, Украины и Республики Беларусь.
В России представлена вся дорожная сеть Центрального, Северо-Западного, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского, Уральского, Сибирского федерального округов, а также Приморский край. Федеральные трассы и основные дороги Иркутской области и Забайкальского края, Якутиии, Амурской, Магаданской, Сахалинской областей, Еврейской АО, Хабаровского и Камчатского краев.
В картах «Навиком» большинство городов имеют контура домов и адресный поиск по корпусам домов с буквенными обозначениями и дробями. Тем не менее, точность этих карт я бы назвал не самыми лучшими. По моему субъективному мнению точность 75-80%.
Прежде чем купить «Гис Русса», рекомендую скачать бесплатную версию и протестировать программу. Все карты для программы «Gis RX» находятся на открытом сервере, постоянно обновляются и круглосуточно доступны для свободного скачивания. Все сделанные изменения проложенные маршруты, расставленные POI, нарисованные треки можно перенести на любой портативный навигатор с установленной программой «GisRX».
Программа позволяет записать треки, запомнить множество маршрутов и POI и обменяться этими данными и использовать информацию, предоставленную другими пользователями для планирования собственного маршрута.
Если вы много и часто путешествуете по Европе, то ваш однозначный выбор - система iGO. Она использует карты Tele Atlas. По удобству и продуманности интерфейса iGo является лучшей системой, так же, как и по количеству подробных карт Европы. Но вот в России им лучше не пользоваться, поскольку из актуальных карт есть только Санкт-Петербург и Москва.