Основы городской политики как часть политической стратегии страны, региона, города
Э. О. Товмасьян ,
ЦНИИП градостроительства РААСН, заслуженный архитектор России, советник РААСН
В российском обществе существует разрыв между задачами, которые предстоит ре-шать и тем уровнем развития, на котором находятся наши города. С одной стороны, фунда-ментальные исследования по этой проблеме практически, за редким исключением, отсутст-вуют. С другой стороны, в том числе и в связи с отсутствием фундаментальных исследова-ний, в территориальном планировании в нашей стране отсутствует важнейший компонент. До последнего времени градостроительная, а тем более городская политики, не являются со-ставляющей общенациональной и региональной государственной политики, а во многих случаях даже и политической стратегии развития города. Политика развития городов, всегда игравших главную роль в развитии демократии, должна стать важнейшей частью государст-венной и региональной политики.
До настоящего времени государст¬во не осуществляет полноценной деятельности, на-правленной на эффективное использование потенциала городов во благо социально-экономического развития страны и обеспечения благоприятных условий жизни насе¬ления, что и составляет существо городской политики. От введения в свое время должности замес-тителя Председателя Правительства страны, контролирующего деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам регионального развития и местного самоуправ-ления, архитектуры и строительного дела, развития городов, жилищной политики и реформы жилищно-коммунального хозяйства, развития ипотечного дела, до реального осуществления городской политики огромная пропасть дел.
Обратимся к зарубежному опыту. Международная конференция по поселениям чело-века (Хабитат II) под эгидой ООН, принявшая в 1996г. Стамбульскую декларацию и Повест-ку Хабитат, документ 1997г. Комиссии Европейского Союза «О городской политике стран-членов ЕС», документ 1998г. Форума городов в Вене «Устойчивое развитие городов Евро-пейского Союза: руководство к действию», декларация конференции 2002г. в Лондоне «Сближение городов», реализация программы Европейской сети для обмена опытом «URBACT» (2002-2006г.г.).
Российский опыт тоже имеет интересный пример обращения к проблеме. 13 и 14 но-ября 2003г. в Москве состоялась конференция «Городская политика в стратегии России». Она была организована по инициативе ООО «Урбаниситка-2», подготовившего концепцию конференции, ЦНИИП градостроительства РААСН и Союза архитекторов России (руково-дитель научного совета конференции – доктор архитектуры, почетный член РААСН Л. Б. Коган, член научного совета – автор данных тезисов). В конференции прияли участие спе-циалисты РААСН, РАН, Дипломатической академии МИД РФ, МГУ, Государственной Ду-мы РФ, Союза наукоградов России, ГУП НИиПИ генерального плана г.Москвы, НИиП гра-достроительства Московской области. Конференция приняла итоговый документ «Городская политика в стратегии России».
Особая роль принадлежит выявлению приоритетов городской политики. Определение приоритетов городской политики и возможностей их реализация зависят от стадии развития городов в различных регионах страны. Общей принципиальной установкой учета приорите-тов является требование того, чтобы действие универсальных закономерностей в функцио-нировании города по своему значению перекрывало различные региональные и другие осо-бенности.
Национальная стратегия страны – предмет острых политических и экономических дискуссий. В докладе Института Национальной Стратегии предполагается становление Рос-сии как государства-цивилизации, региональным в обозримом будущем евразийским лиде-ром инновационной и альтернативной энергетики. Общественная палата Российской Феде-рации среди ряда вариантов рассматривает идею суверенитета, подразумевающего сдержан-ный изоляционализм в части создания собственного центра силы - рождения из России им-перии.
В любом случае городская политика, основанная на фундаментальных закономерно-стях урбанистики, не может не стать частью политической стратегии страны и соответствен-но регионов и городов. Здесь подразумевается движение как сверху вниз, так и снизу вверх. Необходимо будет согласовывать оперативные действия в ходе создания в регионах город-ской среды с социально-градостроительными приоритетами и целями сообществ, с направ-ленностью их динамики в повседневной деятельности. Важна координация с социальными и экономическими возможностями развития региональной и городской среды, наличным куль-турным потенциалом регионов и городов, а также координация приоритетов с процессом адаптации городского населения, динамикой его отношения к городскому окружению.
В этом аспекте как раз и возникают проблемы, связанные с осознанными знаниями урбанистов, как функционирует город, с их искусством понимать город и с практикующими осознанный или неосознанный тип урбанистики представителями власти, разного рода ад-министраций, а также общественных жилищных движений, борцами с теми или иными но-востройками, защитниками придомовых пространств и зеленых насаждений общего пользо-вания, вплоть до последнего кустика. Немаловажную роль в этом плане будет также играть поле нормативного и правового обеспечения градостроительной деятельности, на котором, пожалуй, значительно больше белых пятен.
Для совершенствования правового поля городской политики необходимо:
1. Продолжить на всех возможных трибунах, включая и Союз архитекторов России, традиционные творческие обсуждения. Дело ведь не в исключении альтернатив (квартал или микрорайон, многоквартирный или индивидуальный дом), а в выявлении тех условий, в ко-торых эти альтернативы могут существовать и развиваться, не ломая, как у нас уже стало почти традицией, истории и, не начиная все заново с чистого листа.
2. Организовать выступление с законодательной инициативой по дополнению статьи 42 главы 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина» понятием градо-строительства как системы правовых норм, обеспечивающих благоприятную среду обита-ния, и чтобы оно вошло в предметы совместного ведения федеральной власти и субъектов федерации, создавая единство правового поля. Пусть наша Конституция почти незыблемый документ, но ведь наступит же когда-нибудь время, когда такая поправка будет жизненно необходима.
3. Продолжить усилия по созданию в стране государственного органа, осуществляю-щего функции городской градостроительной политики. Обратиться к Президенту страны с предложением о необходимости обязательного включения городской градостроительной проблематики в ежегодное послание Федеральному собранию РФ.
4. Обратиться к политическим партиям и общественно-политическим движениям об актуальности включения в их программы проблем формирования городской политики.
5. Выступить с инициативой объединения усилий ученых РААСН, РАН и вузов стра-ны в формировании принципов организации удобной и безопасной жизни в жилой среде, от чего сегодня прямо зависят политические пристрастия горожан и их отношение к реформам.
6. Обратиться с предложением в единственное пока ведомство, имеющее отношение к градостроительной деятельности, Минрегион России, активизировать с привлечением на-учных сил страны создание надежной системы информационного обеспечения градострои-тельной деятельности, технических норм и регламентов взамен прежним нормам и правилам, а также документов ценообразования в сфере градостроительства.
7. Обратиться через Полномочных представителей Президента страны в федеральных округах к руководителям городских администраций с рекомендацией о создании под их эги-дой информационных центров градостроительной деятельности с привлечением специали-стов-профессионалов и участием тех, кто будет реализовывать градостроительные меро-приятия.
Литература:
1. Вильнер М. Я. «Градостроительная политика в свете проблем управления страной». – С.-П.: журнал «Зодчий» № 2 (24), 2007.
2. Коган Л. Б. (рук. темы) «Научно-методические основы организации взаимодействия субъ-ектов градостроительной деятельности при разработке градостроительных планов, проектов территории районов Москвы». – М.: ГУП НИиПИ генплана г.Москвы, 1998.
3. Коган Л. Б. «Урбанизация, глобализация и городская политика». – Обнинск: журнал «Го-родское управление» № 12 (136), 2007.
4. Материалы конференции «Городская политика в стратегии России». – Обнинск: журнал «Городское управление» № 5 (93), 6 (94), 7 (95), 2004.
5. Товмасьян Э. О. «Социально-градостроительные потребности и требования города» (тези-сы). – Сборник (на двух языках) китайско-российского форума на высшем уровне по теме архитектурных стилей и проектирования городов. Харбинское учреждение по планированию города, июль2006, г.Харбин (Китай).
01.07.10