Использование результатов космической деятельности и современных геоинформационных технологий в целях социально-экономического развития регионов
Болсуновский Михаил Александрович,
Компания «Совзонд», заместитель генерального директора
В последние годы в Российской Федерации особое внимание уделяется обеспечению эффективного использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов. Задача доведения до конечных потребителей космических продуктов и услуг, в т. ч. и сфере дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса, напрямую связана с реализацией основных положений Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 г.
Эффективное управление, контроль и надзор, координация деятельности различных министерств немыслимы без обеспечения органов исполнительной власти достоверной, актуальной и оперативной информации о состоянии всех ресурсов региона. Использование космических технологий и производственных геоинформационных продуктов – путь к разработке инновационных решений, которые находят применение во многих отраслях экономики.
Важнейшим направлением развития геоинформационной отрасли является разработка и внедрение технологий, обеспечивающих точное и автоматизированное сопряжение космических снимков и всех других видов геопространственной информации, в том числе данных полевых обследований, имеющихся картографических материалов и статистических данных, а также разработка сквозных циклов совместного использования космических снимков и ГЛОНАС/GPS-технологий.
На современном этапе развития регионального и муниципального управления наибольшее внимание уделяется проблемам автоматизации процесса принятия управленческих решений. Эти тенденции можно проследить на примере создания АИС «Электронное правительство» в Республике Татарстан, региональных систем управления в Волгоградской, Кировской, Нижегородской, Ленинградской, Астраханской, Тюменской областях и других субъектах РФ. Понятие «управление» на региональном уровне, кроме процедуры выпуска документации, также включает в себя задачу руководства территориальными процессами (развитие городской и дорожной инфраструктуры, мониторинг стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и т. п.). В связи с этим многие управленческие структуры переходят от классических информационных систем (ИС) к геоинформационным системам (ГИС). Для успешной работы любой ИС требуются актуальные, оперативные исходные данные. В случае с ГИС необходимо оперативное обновление пространственных данных, которое можно обеспечить использованием результатов космической съемки. Именно поэтому во многих управленческих структурах активно развиваются системы комплексного, в том числе космического, мониторинга.
Среди факторов, определяющих целесообразность использования космической съемки, можно выделить следующие:
• возможность отобразить объекты, которые не отображаются на топографических или других специальных картах или показаны с недостаточной степенью точности (степени заболоченности, мелкие озера, лесовозные дороги и т. п.);
• возможность определить и отобразить специальные характеристики объектов (например, характер нарушения участка территории, параметры лесосек и т. п.).
• коммерческая доступность данных для потребителя (нет необходимости получения отдельных разрешений на проведение съемки территории);
• наличие архива — каталоги космической съемки обновляются ежегодно, появляются космические группировки, позволяющие производить даже ежедневный мониторинг территории;
• оперативность получения данных (данные из каталогов поставляются в течение нескольких дней);
Еще одной тенденцией, затронувшей региональное управление, является создание и развитие сети ситуационных центров органов государственного управления Российской Федерации. Уже созданы ситуационные центры полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, в г. Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Иркутской, Калужской, Костромской, Пензенской и других областях. Оперативная картографическая информация (векторная и растровая), использующаяся в центрах подготовки данных, является неотъемлемой частью системы информационного обеспечения ситуационных центров.
Информация, получаемая в результате обработки исходных статистических, пространственных, отчетных данных в процессе принятия управленческих решений на уровне региона по оценкам экспертов позволяет добиться прямого экономического количественного эффекта:
• снижения трудозатрат и времени на получение информации о территориальных процессах, на обработку информации, на принятие управленческих решений, в том числе в кризисных ситуациях;
• сокращения трудозатрат за счет внедрения систем электронного документооборота;
• сокращения расходов (и времени) на командировки и совещания за счет централизации управления и принятия решений на основе систем видеоконференц-связи;
• увеличения поступлений в региональный бюджет налогов от использования ресурсов (земель различного назначения – сельхоз, лесов, промышленного назначения, под строительство и т. д. в том числе природоохранных и заповедных зонах);
• получения дополнительных средств в бюджет за счет более четкого и объективного учета экологического ущерба в ходе хозяйственной деятельности в виде штрафов и платежей в соответствующие фонды;
• оценки эффективности недропользования, в том числе общедоступных полезных ископаемых (песок, гравий, щебень и т. д.), добываемых в том числе в руслах рек, заповедных зонах, территориях рекреации и отдыха и т. д. ;
• долговременный косвенный качественный эффект;
• повышение оперативности, эффективности и качества государственного управления;
• повышение информационной открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти;
• создание предпосылок для интеграции информационных ресурсов на уровне региона;
• повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности региона за счет публикации в сети Интернет перспективных инвестиционных площадок;
• повышение эффективности взаимодействия ведомственных информационных систем.