Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№2_2010/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Экономика Республики Тыва в схеме территориального планирования

А.Ю. Бельский (РосНИПИ Урбанистики, Санкт-Петербург)

А.Ю. Бельский
За последнее десятилетие сотрудниками РосНИПИ Урбанистики разработаны 29 схем территориального планирования субъектов РФ. Эти регионы имели значительные различия с точки зрения социально-экономической, ресурсной и инфраструктурной проблематики, зачастую требовали поиска нетрадиционных градостроительных решений. Одним из наиболее интересных с профессиональной точки зрения проектов стала Схема территориального планирования (СТП) Республики Тыва.

Этот субъект Российской Федерации расположен на юге Восточной Сибири и входит в состав Сибирского федерального округа. Республика обладает уникальной минерально-сырьевой базой, разнообразным природно-ландшафтным и туристско-рекреационным потенциалом, характеризуется благоприятной демографической ситуацией. Основные конкурентные преимущества Тывы связаны с горнодобывающей промышленностью, переработкой продукции сельского хозяйства, производством строительных материалов, лечебно-оздоровительным и туристическим комплексами.

Но освоение этого потенциала сдерживается удручающим состоянием производственного комплекса и транспортно-инженерных коммуникаций. Несмотря на позитивную экономическую динамику последних лет, регион продолжает характеризоваться социальной и экологической напряженностью. Первое выражается в исключительно низких показателях доходов населения, второе — в отсутствии удовлетворительно работающих систем инженерного обеспечения.

В связи с этим ключевой задачей развития региона является совершенствование производственного комплекса, подразумевающее как восстановление прежней хозяйственной специализации, так и внедрение новых конкурентоспособных производств.

За основу отраслевого развития экономики Тывы приняты материалы Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года (далее — Стратегия), разработанной правительством республики в 2007 г. Стратегия базируется на глубоком анализе социально-экономической ситуации и выгодно отличается от многих разработок этого профиля вполне реальными предложениями по размещению производительных сил. Интенсивный сценарий предусматривает подъем экономики на основе эффективного использования недр Тывы, введения в строй железной дороги Кызыл — Курагино и сопутствующего развития отраслей, производящих товары и оказывающих услуги.

Материалы Стратегии в полном объеме использовались при разработке схемы территориального планирования республики. Гипотеза развития производительных сил была дополнена рядом рекомендаций, но основное внимание уделялось взаимоувязанной пространственной организации территорий различного функционального назначения и инфраструктурного обеспечения промышленных и населенных узлов.

К инфраструктурному обеспечению производственной деятельности можно отнести строительство транспортных и энергетических коммуникаций, водоснабжение, удаление отходов и рекультивацию территории, а в условиях Тывы, являющейся малоосвоенной территорией с исключительным природно-ресурсным потенциалом, — также вопросы кадрового обеспечения и расселения трудящихся.

В связи с этим при формировании Схемы территориального планирования Тывы задачи проектной территориальной организации решались комплексно. Очевидной является следующая технология: определение параметров проектируемой производственной деятельности — расчет потребности в инфраструктурном обеспечении — решения по размещению и характеристикам инфраструктур.

Рис. 1. Схема межселенного обслуживания


Здесь представляется важным отметить, что в действующем Градостроительном кодексе РФ отсутствует понятие об экономике градостроительства как элементе или разделе документации по территориальному планированию. Однако кодексом предписаны требования к составу схемы субъекта РФ в части отображения планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе инфраструктурных. Теоретически можно представить ситуацию, когда документация по стратегическому развитию региона содержит абсолютно взаимоувязанные программы экономического, социального, коммуникационного и природоохранного развития, и целью схемы субъекта РФ действительно является только «отображение», но практически подобное маловероятно.

В условиях Республики Тыва именно потому, что Стратегия социально-экономического развития была проработана действительно стратегически и содержательно, а не базировалась (как это часто бывает) только на заявленных инвестиционных проектах, потребовалось применение авторских технологий для определения параметров проектной организации территории.

Основная трудность состояла в отсутствии нормативов для определения инженерных нагрузок и необходимого кадрового обеспечения для функционирования отрасли добычи и переработки ископаемого сырья. Стратегией Тывы было намечено освоение Улуг-Хемского угольного бассейна (преимущественно коксующихся углей), Кызыл-Таштыгского, Ак-Сугского, Кызык-Чадрского и Баянкольского месторождений цветных металлов, Улуг-Танзекского, Тастыгского, Арысканского, Карасугского и Улатайского месторождений редких металлов и редкоземельных элементов, ряда золотоносных площадей и значимых ресурсов нерудного сырья, что подразумевало создание разнообразных и специфичных объектов.

Путем сравнительного анализа характеристик аналогичных действующих предприятий авторским коллективом (З.И. Федулова, М.Ф. Верещагин, Д.К. Купрессов, Е.В. Корзеева, Е.В. Барановская, В.В. Авдеев, О.П. Новикова) были выведены укрупненные коэффициенты электрических нагрузок, потребности горнодобывающих и горно-обогатительных предприятий в техническом водоснабжении и кадрах; на основе данных о запасах ископаемого сырья и содержании полезных компонентов определены ориентировочные объемы переработки и транспортировки продукции отрасли.
Рис. 2. Схема энергоснабжения и транспортной инфраструктуры


Результаты расчетов определили необходимость достаточно масштабного развития инфраструктур:
1. Нагрузка проектируемой в настоящее время железнодорожной линии Курагино — Кызыл может составить к 2020 г. 15 млн т/год, к 2030 г. — 30 млн т/год. Определена целесообразность строительства подъездных железнодорожных путей в пределах Улуг-Хемского угольного бассейна и к Баянкольскому месторождению. Остальные объекты подлежат обслуживанию автотранспортом, в СТП даны рекомендации по трассировке коммуникаций как общего пользования, так и технологических.

2. Электрические нагрузки промышленности Тывы составят 440 МВт к 2020 г. и 740 МВт к 2030 г. Для покрытия дефицита предлагается поэтапный ввод электростанций суммарной мощностью 600 МВт на базе местных ресурсов угля и метана угольных пластов. Развитие сетевого хозяйства направлено на обслуживание горно-обогатительных комплексов и периферийных узлов расселения.

3. Для водообеспечения предприятий с учетом оборотного водоснабжения намечен водоотбор преимущественно из поверхностных водотоков. Для шести предприятий в среднегорной местности предусматривается устройство малых водохранилищ площадью 0,2–2,0 км2 для аккумуляции поверхностного стока.

4. Ориентировочная потребность отрасли в кадрах составит на расчетный срок 22 тыс. человек, из них 12 тыс. — приезжие специалисты из других регионов РФ. СТП предлагается размещение приезжих и членов их семей в опорных центрах расселения — г. Кызыл, с. Самагалтай, с. Сарыг-Сеп. Расселение рабочих смен на удаленных объектах горнодобывающей промышленности будет осуществляться в девяти вахтовых населенных пунктах суммарной емкостью около 10,5 тыс. человек.

В Схеме территориального планирования Республики Тыва даны предложения по развитию прочих отраслей хозяйственного комплекса на основе анализа природно-ресурсного, кадрового и инфраструктурного потенциала частей республики с учетом задачи сравнительного выравнивания налогооблагаемой базы муниципалитетов.

Выполнены разделы традиционной экономики градостроительства — расселение населения, жилищное строительство, система межселенного обслуживания. Принят оптимистический прогноз, согласно которому численность населения увеличится до 335 тыс. человек к 2020 г. и до 365 тыс. человек к 2030 г. Проектная обеспеченность жильем зависит от уровня социально-экономического развития частей республики и колеблется в диапазоне 20–26 м2/чел. Мероприятия по развитию социальной инфраструктуры соответствуют материалам Стратегии.
Рис.3. Схема планировочной структуры


Раздел планировочной организации территории рассматриваемого проекта тесно связан с экономической гипотезой. В составе СТП среди прочего даются рекомендации по развитию урбанизированных зон. Предложено формирование инновационной территориальной организации хозяйственной деятельности, разграничивающей экологически неблагоприятные производства, селитебные зоны, зоны традиционного природопользования, каркас природоохранных и рекреационных территорий. Этому способствует размещение наиболее ценных ресурсов ископаемого сырья вне населенных территорий. Отсутствие в большинстве населенных пунктов функционирующих промзон позволяет резервировать территории для их дислокации вне компактной застройки.

Проектные предложения по формированию природно-экологического каркаса республики базируются на основе комплексной оценки территории, а также в соответствии с решениями Алтае-Саянской экорегиональной программы WWF (Всемирный фонд дикой природы). В Тыве предлагается создать более 20 особо охраняемых природных территорий, в том числе национальный парк «Тоджа», природные парки «Белин», «Тайга», «Шуй», «Шанчи», «Баян-Холь» и «Пор-Бажын», государственные природные заказники регионального значения.

Руководствуясь высокой этнокультурной значимостью республики, в составе СТП предложено установить особые функциональные зоны:
— традиционного ведения сельского хозяйства (разграниченная от зоны интенсивного развития пригородного сельского хозяйства), которая включает в себя территории вдоль южной границы республики, а также в ее северо-западной части. В зоне преобладает мясное скотоводство, грубошерстное овцеводство, козоводство, табунное коневодство и разведение верблюдов. Задача выделения зоны — поддержание исторически сложившегося опыта природопользования, самобытной хозяйственной культуры. Размещение крупных хозяйственных объектов практически не предусмотрено;
— традиционного природопользования, включающая территории, в границах которых поддерживается сложившийся способ жизнеобеспечения этнических тувинцев, основанный на историческом опыте в области природопользования, самобытной социальной организации проживания и культуры, сохранения обычаев и верований. Ареал традиционного природопользования расположен в восточной части республики и включает также места проживания староверов по реке Каа-Хем. В границах зоны традиционного природопользования приоритетным является укоренившийся образ хозяйствования: оленеводство, заготовка дикорастущих ягод и трав, охота и рыболовство.
Рис. 4. Схема функционального зонирования


В условиях слабой предсказуемости тенденций развития экономики невозможно уверенно говорить о степени реализации предложений по территориальному планированию. Очевидно, что размещение производительных сил будет определяться наличием соответствующих инвестиционных предпосылок. Однако методы территориального планирования позволяют обеспечить рациональную территориальную организацию производительных сил, узлов расселения и инфраструктур, не противоречащую задачам сохранения природных комплексов и этнокультурной специфики.


См. также:
Каталог Организаций:
   - РосНИПИ Урбанистики
Каталог Авторов:
   - Бельский А.Ю.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Сибирский ФО / Республика Тува
Тематич. разделы / Демография и статистика
Тематич. разделы / Природопользование
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №2_2010
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №2_2010
Цитирумость документа: 1
19:07:54 17.06 2010   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.012197017669678 sec, Question: 86