Как возводится фундамент генеральных планов сельских поселений
Пономарева Вера Сергеевна,
ведущий архитектор, ГАУ РО «Институт градостроительства»
Неоспоримым является тот факт, что генеральный план должен строиться на прочном фундаменте исходных данных. На сегодняшний день ни государственные органы, ни органы местного самоуправления не осознают важности этого предварительного, но крайне важного этапа разработки документов территориального планирования.
Тацинский район Ростовской области входит в Западный внутриобластной район (Восточно-Донбасскую агломерацию) и граничит с Северным и Восточным внутриобластными районами, поэтому поселения, входящие в состав Тацинского района в системе Восточно-Донбасской агломерации определяются как ключевое, замыкающее звено, связанное с выходом продукции товарного производства посредством развития дорожной сети во внешнее пространство как отечественного, так и международного рынка. В районе выделена зона активного экономического развития, в которую вошли: Жирновское г.п., Тацинское с.п., Углегорское с.п., Быстрогорское с.п. и Михайловское с.п.
Трудности в разработке градостроительной документации этих поселений возникают из-за отсутствия схемы территориального планирования Российской Федерации, вследствие чего, анализируя совмещение проектных предложений ранее выполненных схем территориального планирования на прилегающих территориях, становится очевидным их несоответствие друг другу. В результате - наметить основные направления транспорта и развития исследуемой территории становиться достаточно проблематичным. К примеру, в проектном предложении Восточно-Донбасской агломерации весь Тацинский район с юга на север пересекает новая автомобильная дорога регионального значения, которая в Скосырском сельском поселении расходится в двух направлениях: на запад уходит в Белокалитвинский район, а на восток – в Милютинский район, но проектами данных районов направление этой дороги не поддерживается. Приходится отходить от предложений схемы территориального планирования прилегающих районов с целью «подхвата» заданного направления новых дорог.
Что касается непосредственного сбора исходных данных, то наблюдается несоответствие статистических данных от Росстата и реальной информации, полученной из местных администраций. На территории сельских поселений очень много заброшенных жилых территорий и развалившихся домов, в которых до сих пор по правоустанавливающим документам числится определенное количество людей, а фактически там уже никто не проживает. В связи с этим происходит нестыковка юридических данных с фактическим положением дел, что не допустимо для проектирования, так как население является основным параметром при расчете всех экономических данных как существующих, так и проектируемых.
Такие же некорректные данные поступают и по количеству людей, работающих на различных предприятиях. К примеру, по статистическим данным на градообразующем предприятии Тацинского с.п. прошло массовое сокращение, и предприятие близится к закрытию, а на самом деле людей работает в разы больше и предприятие имеет стабильное развитие. Неактуальность данных может спровоцировать ошибку предложения генерального плана как закрытие градообразующего предприятия, а не его дальнейшее развитие и увеличение объемом производства.
Аналогичная ситуация с исходными данными имеет место в сельском хозяйстве и животноводстве. Никто не может дать точное количество работающих СТФ (свино-товарных ферм), МТФ (молочно-товарных ферм), ПТФ (птице-товарных ферм) и количество содержащегося на их территории скота или птицы. Нельзя определить, какие фермы получат дальнейшее развитие, а какие придут в упадок, поэтому очень сложно быть уверенными в прогнозировании перспектив развития сельских поселений. В процессе проектирования мы старались по возможности восстанавливать заброшенные фермы, ведь каким еще образом можно поднять сельские поселения, если не животноводством и сельским хозяйством?
В вопросах сельского хозяйства существуют еще одна трудность – нет четкой систематизации данных по категориям земель и эту информацию практически невозможно «достать», а она является основной чертежей, таких как: план современного использования территории (опорный план) с отображением границ земель различной категории, и схема с отображением результатов анализа комплексного развития территории и размещения объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения.
Не лучшим образом обстоят дела с информацией о существующих объектах федерального значения, находящихся на рассматриваемой территории, таких как: военные аэродромы (большинство из которых не действует, но находится в запасе), земли федерального значения (в основном не используемые - заброшенные). В Тацинском сельском поселении находится военный аэродром запаса (не действующий уже много лет), в радиусе 15 км от которого запрещается размещать полигоны ТБО (твердых бытовых отходов) и животноводческие фермы. В связи с этой проблемой в течение длительного времени вопрос размещения полигона ТБО остается открытым. А что касается запрета размещения животноводческих ферм в зоне ограничения от военного аэродрома, то о каком существовании и развитии сельских поселений можно говорить без наличия в них развивающегося животноводства?
Администрация Тацинского района неоднократно подавала заявку на изъятие земель федерального значения для муниципальных нужд, но так и не получила ни отрицательного, ни положительного ответа (вопрос завис).
Особенно хочется остановиться на неактуальных, а потому - непригодных к использованию топосъемок, и их несовместимости с остальными исходными геоданными. Из-за несовпадения форматов данных, предоставленных различными организациями такой информацией невозможно пользоваться.
При проектировании генеральных планов поселений Тацинского района (как в прочем, думается и большинстве случаев других регионов) мы столкнулись с неполной топографической информацией, выполненной в границах населенных пунктов, т.е. - не на территорию поселений в целом, а только на селитебную территорию, что недостаточно для полноценного проектирования. В связи с этим приходилось использовать и старые растровые изображения, накладывая на них новые цифровые материалы, и «не первой свежести» ортофотопланы, большое количество информации на которых было уже не актуальным.
Все эти проблемы связаны с недостаточным акцентированием внимания базового закона – Градостроительного кодекса РФ на важность значения топоосновы. Скупая формулировка о том, что «…подготовка проектов документов территориального планирования осуществляется на основании результатов инженерных изысканий…» не дает право органам местного самоуправления заложить в расходную часть местного бюджета суммы равные по значению с ценой самой градостроительной документации. Как следствие, приходится проектировать не на полноценных топоосновах, а на тех, на которые хватило денег.
Сложности проявляются в самой процедуре сбора исходных данных – отсутствие общей базы данных, которой могли бы пользоваться проектные организации (либо данных нет, либо её предоставляют на платной основе).
В частности Заказчику направляется запрос по исходным данным в табличной форме, а в ответ получаем (в лучшем случае) половину заполненных столбцов и строк, но зато со всеми печатями и подписями. Из-за чего сбор исходных данных, учитывая сжатые сроки процесса разработки документов территориального планирования (объявленные на торгах Заказчиком), продолжается на протяжении всего процесса проектирования, вплоть до выдачи готового проекта заказчику. И по этой причине приходится неоднократно корректировать проект генерального плана, тем самым задерживая сроки выдачи готовой работы.
Последствия неполноценности исходных данных сказываются на этапе комплексной оценки территории, особенно остро это отражается на:
- территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (зоны подтопления, нарушенные территории, заболоченные, осыпи, оползни и др., что характерно для территорий Ростовской области);
Территория Тацинского муниципального района входит в состав атлантико-континентальной степной области умеренного климатического пояса, по геофизическим признакам испытывает частичную сейсмическую опасность и имеет расчетную сейсмичность 5 баллов.
Территория района в некоторой степени подвержена влиянию таких неблагоприятных явлений как засухи, суховеи, сильные ветры, пыльные бури, град, заморозки, метели, гололед.
- территории, содержащие санитарно-защитные зоны и ограничения;
На территории Тацинского района практически на всех предприятиях промышленной индустрии нет санитарно-защитных зон, соответствующих СаНПину, что неблагоприятно влияет на экологическую ситуацию в районе.
Сложившиеся эколого-средовые условия в пространственной среде Тацинского района в целом определяются как относительно благоприятные. Хотя проблемные ситуации, конечно же имеются, и связанны они с нарушением общего благоприятного средового фона. К числу их относятся случайный разброс по территории свалок бытовых и производственных отходов, нарушения нормируемых параметров санитарно-защитных зон от отдельных производственных промпредприятий, пропуск транзитных транспортных потоков через селитебную зону поселений.
- водоохранные зоны, прибрежные полосы;
Нигде не соблюдаются нормы по водоохранным зонам и прибрежным полосам от водных объектов.
- зоны санитарной охраны источников водоснабжения;
Тацинский район относится к категории территорий ограниченно обеспеченных гидрологическими ресурсами. Единственным источником проточной воды является река Быстрая, расположенная на западной периферии района.
- зоны залегания полезных ископаемых.
Донецкий угольный бассейн – основной поставщик энергетического и технологического топлива для промышленных предприятий юга Европейской части страны. Значительная часть Тацинского района попадает в один из угленосных районов, исследования которого на предмет установления промышленных запасов продолжается.
В настоящее время осуществляется строительство разведочно-эксплуатационной шахты «Быстрянская 1-2» производительностью 750 тыс./год. Параллельно со строительством основного производственного комплекса шахты начинается обустройство шахтного поля, закладка шахтных стволов, подведение железной дороги, экипировка инженерной инфраструктуры в соответствии с утвержденными инвестиционными проектами.
Развитие угледобывающей отрасли неразрывно связано с возможностью дополнительного получения новых инвестиций от размещения вспомогательного и сопутствующего производства и их специализированных отраслей, перерабатывающих отходы угольных шахт.
Резюмируя сказанное, хочется ещё раз подчеркнуть, что при отсутствии государственной градостроительной и социально-экономической политики страны, сложно разрабатывать концепцию развития отдельно взятого сельского поселения его угледобывающей и инфраструктурной отрасли, сферы сельского хозяйства и промышленности. Есть риск быть непонятым (государственными органами) при принятии самостоятельного решения о целесообразности перевода части малопродуктивных и неудобных для сельскохозяйственного производства земель в земли поселений и промышленного назначения, предпочитая те направления использования земли, которые обеспечат эффективную экономическую отдачу с единицы земельной площади, позволят создать большое количество новых рабочих мест, вести жилищное строительство, прокладывать коммуникации инженерной инфраструктуры.