CIO-world: госсектор, транспорт и ГЛОНАСС: любопытные решения
На сайте www.cio-world.ru размещено интервью с Алексеем Киселевым, аналитиком ОАО «Русские Навигационные Технологии», «Госсектор, транспорт и ГЛОНАСС: любопытные решения», посвященное проблемам внедрения ГЛОНАСС-оборудования на российском транспорте. Полностью ознакомиться с публикацией можно по ссылке - http://www.cio-world.ru/products/552862/
- Алексей, расскажите нашим читателям, какие новые технологи внедряются на общественном транспорте РФ в столицах и регионах сегодня?
- В базовом варианте для мониторинга и контроля пассажирского транспорта, в основном, сейчас применяются системы на базе навигационного GSM/GPS/ГЛОНАСС терминала и диспетчерского программного обеспечения. Такие системы позволяют контролировать пробег, маршрут, остановки и стоянки, местонахождение в режиме реального времени.
Это, конечно, наиболее простое и бюджетное решение, применяемое сегодня практически на всех видах автомобильного транспорта. С помощью диспетчерского программного обеспечения можно так же планировать и контролировать время и периодичность рейсов, планировать маршруты, места остановок, формировать путевые документы.
Более же сложной технологией является комплексный мониторинг состояния транспортных средств. Применительно к пассажирскому транспорту, это могут быть системы голосовой связи с диспетчером, системы учета пассажиропотока, система безналичной оплаты проезда и автоматическая тарификация стоимости проезда, в зависимости от геозоны, определяемой по GPS/ГЛОНАСС.
И опять же, в свою очередь, все эти подсистемы могут быть различной степени сложности. Например, наиболее простой и надежной системой учета пассажиров являются так называемые турникеты, повсеместно применяемые в Москве и некоторых крупных городах. Но не всегда возможно установить турникеты, не всегда это оправдано. Поэтому в некоторых случаях устанавливают бесконтактные системы, на основе ИК-датчиков и фотобарьеров. Эти датчики фиксируют всех входящих и выходящих из салона автобуса. Эти данные передаются в диспетчерский центр и там сохраняются.
Кроме того, на междугородных и пригородных автобусах, где предполагается перевозка только сидячих пассажиров, устанавливаются датчики наличия пассажира на сидении. Позже, эти данные сверяются с данными о зашедших и вышедших пассажирах.
Для обеспечения безопасности, дополнительным решением служит система экстренного реагирования на аварии (ЭРА). Эта система представляет собой относительно простое устройство, установленное в автобусе, состоящее из GPSи GSM модуля. В случае аварии устройство отправляет SMS-сообщение в федеральный диспетчерский центр службы 112. В сообщении содержатся координаты места происшествия. На это место незамедлительно выезжает оперативная бригада МЧС.
- Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию на этом рынке сегодня? Как действует, и эффективно ли действует современное законодательство?
- В настоящее время регулирование в области спутниковой навигации осуществляется рядом нормативных документов, наиболее значимым из которых является Федеральный закон Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ «О навигационной деятельности» В законе определены принципы работы навигационных систем.
Любопытно, что еще до выхода Закона был принят ряд документов, обязывающих оснащать транспортные средства оборудованием ГЛОНАСС. Например, постановление от 25 августа 2008 г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».
Закон предусматривает, что с 1 января 2011 года средствами навигации в обязательном порядке должен быть обеспечен общественный транспорт, транспорт, перевозящий грузы, а также - технические средства, необходимые для проведения геодезических и кадастровых работ.
Каким образом это будет реализовано в полном объеме, за счет каких поставщиков, какими организациями и предприятиями – пока неизвестно, так что высока вероятность, что как обычно это у нас бывает, закон банально не сработает, т.к. отсутствует механизм его исполнения. Все то, что связано с безопасностью, должно быть обеспечено отечественными средствами навигации, то есть должно использовать как отечественную спутниковую группировку, так и отечественные разработки в зоне пользовательского оборудования.
Оказывать услуги навигации будет специальное ведомство – федеральный оператор. Определит его обязанности и полномочия Федеральное космическое агентство.
11 июля 2009 года было принято постановление правительства №549 «О федеральном сетевом операторе в сфере навигационной деятельности». Создано ОАО «Навигационно-информационные системы» (ОАО «НИС»), на которое и были возложены функции федерального сетевого оператора.
В соответствии с постановлением, ОАО «НИС» в дальнейшем будет координировать работу всех игроков российского рынка спутниковой навигации.
- Каковы, на Ваш взгляд, факторы, стимулирующие и тормозящие развитие рынка ГЛОНАСС в госсекторе (на общественном транспорте)?
- Все, что делает государство – это, по большей части организационные меры, направленные в первую очередь на регулирование деятельности. Основной же проблемой для развития массового спроса на оборудование ГЛОНАСС является отсутствие компонентов потребительской аппаратуры (в основном ГЛОНАСС-приемников), соответствующих по характеристикам аналогам GPS.
В основном речь идет о таких параметрах, как габариты, вес, энергопотребление и чувствительность приемника. Компоненты, выпускаемые в настоящее время на российских предприятиях, имеют ограниченный спрос и выпускаются небольшими партиями, что сказывается также и на их цене.
... - Как Вы считаете, что может так или иначе повлиять на перспективы массового внедрения ГЛОНАСС-приемников в госсекторе, в частности, в транспортной отрасли?
- Системы с поддержкой ГЛОНАСС ориентированы в первую очередь на гос. структуры, транспорт которых попадает под действие закона о навигационной деятельности. Такие предприятия обязаны осуществлять подобные внедрения на основе тендеров, как и все крупные государственные закупки.
Вот под эти тендеры и разрабатывают оборудование большинство российских компаний – разработчиков и производителей спутниковых систем мониторинга. Но что делать, если в будущем поменяется законодательство и ГЛОНАСС обяжут устанавливать на весь транспорт, в том числе и коммерческий? На этот случай у ИТ-вендоров ГЛОНАСС-решений и у немногих интеграторов уже есть любопытное решение.
Сначала устанавливается относительно недорогое и многофункциональное оборудование с поддержкой GPS, а затем, при необходимости заказчиком дополнительно приобретается и подключается к основному блоку отдельный модуль ГЛОНАСС. Таким образом, нет необходимости переплачивать за функционал, который в настоящее время не применяется, но может пригодиться лишь в будущем.