ИА InterRight опубликовало свои оценки результатов заседания Арбитражного суда Москвы по разбирательства между компанией "Сидиком Навигация" и ИА InterRight
ГИС-Ассоциация в своей новостной ленте уже сообщала об обвинениях в нарушении законодательства о государственной тайне компании "Сидиком Навигация" ( http://gisa.ru/61872.html ). На сайте ИА InterRight размещена статья "Арбитражный суд Москвы подтвердил плагиат карт компанией "Сидиком Навигация", посвященная конфликту между агентством и "Сидиком Навигация" по поводу законности использования компанией картографических материалов в своей продукции. ГИС-Ассоциация приводит данный материал, отражающий мнение ИА InterRight по поводу решения суда. Ознакомиться с текстом публикации полностью можно по ссылке - http://www.inright.ru/articles/arbitrazhnyiy_sud_moskvyi_podtverdil_somnitelnoe_proishozhdenie_kart_sidikom_navigatsii/
Арбитражный суд Москвы подвел итоги разбирательства между компанией "Сидиком Навигация" и информационным агентством InterRight. В своем решении судья Хохлов постановил, что опубликованная агентством информация о незаконном копировании компанией общедоступных карт Google, а также обозначении на них ряда российских секретных объектов, опровержению не подлежит.
Наше журналистское расследование, ставшее поводом для разбирательства в арбитраже, затрагивало самую важную проблему молодого еще рынка навигационных услуг – достоверности и безопасности используемых карт. Речь шла о новой навигационной системе "ПроГород", которую выпустила российская фирма "Сидиком Навигация". узнать праздник сегодня какой можно не только из календаря, но и из сети интернет В рекламных заметках руководители компании с гордостью заявляли о "создании самой большой в России команды картографов, работающих в области создания навигационных цифровых карт – более 100 человек". А также, о небывалом успехе этой команды, которой удалось в кратчайшие сроки наладить "…выпуск актуальных навигационных карт высокой степени детализации для 17 крупнейших городских агломераций России: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Красноярск, Саратов, Краснодар".
Этот продукт, как отметили практически все опрошенные изданием эксперты, произвел на рынке настоящую сенсацию благодаря неправдоподобной дешевизне. А еще - поразительным сходством карт навигатора с общедоступными снимками из Google Earth.
Разработка электронных карт в России, да и везде в мире – занятие весьма трудоемкое и дорогое. В начале необходимо изготовить самостоятельно либо приобрести у производственных подразделений Федерального агентства геодезии и картографии – Роскартографии - топографические карты. Эти топографические карты служат основой для навигационных карт. Далее на местность выезжают полевые бригады компаний-разработчиков, оснащенные технологическим оборудованием и программным обеспечением. После мониторинга ситуации с помощью геоинформационной системы специалисты компании наносят уточняющую информацию на карты. Но, при внимательном изучении навигационного продукта "Сидикома", следов этой работы замечено не было.
Как выяснилось, в соответствующем отделе компании работало около ста человек. Только картографами их было назвать трудно. Студенты, которым платили по 15 тысяч рублей за месяц, занимались элементарным "списыванием", соединяя "гугловские" карты с кадастровыми данными. Главным эффектом такого "метод" стала разительная экономия. По данным самой компании, "Сидиком" потратил на создание карт около семи миллионов рублей. На деле, речь шла о грошовом студенческом жаловании. Специальная машина с камерами кругового обзора пылилась в гараже: всю работу за нее сделало подразделение аэрофотосъемки Google. Разумеется, разрешения на коммерческое использование своих карт Google не давал.
Самым забавным является то, что именно группа "Сидиком" считается одним из крупнейших борцов с так называемым "пиратством" и занимает ведущее место среди игроков российского рынка авторского права. Правда, это касается только выпускаемых компанией аудиокниг и лицензионного караоке. Конечно, в нашей стране сам факт плагиата особого возмущения не вызывает. Зато в России крайне серьезно относятся к вопросам государственной безопасности. Покупателям навигационной системы "ПроГород" следовало оценить не только ее эксплутационные характеристики, но и возможные репутационные риски. Использование бесплатных карт Google Earth, "доработанных" неопытными студентами, сыграло с компанией злую шутку.
Выложив в Интернет бета-версию своего навигатора и начав его продажи, "Сидиком Навигация" фактически обнародовала карты с закрытыми объектами министерства обороны России, опубликовав тем самым сведения, запрещенные для открытой публикации.
Так, общедоступными стали схемы и пути подъезда к военным объектам и авиабазам в Кубинке, Клину (на улице Инженерной), в Краснодаре, Наро-Фоминске (объект "Восток"), а также учебному центру академии РВСН имени "Петра Великого" (Балабаново-1). На одной из карт отчетливо просматривается большой круглый объект: самая мощная на планете станция противоракетной обороны "Дон-2Н", основа единственной в мире развернутой системы ПРО – A-135, предназначенной для защиты Московского региона и прилегающих областей от ядерного удара (в радиусе до 100 километров от Москвы).
Зато прочие местности, совершенно безобидные с точки зрения госбезопасности, были скрыты на картах "ПроГорода" специфическими "белыми пятнами". Все дело в характерных особенностях космических "гугловских" фотосъемок. К примеру, карта окрестностей города Хотьково в Московской области из "ПроГорода" имеет специфическую "размытость" именно в том месте, где на карте Google зафиксировано большое облако, скрывшее часть поверхности. К тому же, студенты, работавшие над картами "ПроГорода", часто путали оптические иллюзии с реальными объектами, в результате чего тень от столба становилась мостиком, а темная полоса земли – асфальтовой дорогой.
Спасти свое "незаконнорожденное детище" "Сидиком Навигация" решила в суде. Иску предшествовал информационный залп в отраслевых изданиях. Вначале генеральный директор компании Игорь Пыльнов рассказал о том, что "…не соответствующая действительности информация о якобы присутствии секретных объектов на созданных нами картах снова и снова распространяется посредством одних и тех же СМИ, видимо, имея целью сознательную дискредитацию нашей компании и нашего навигационного проекта «Прогород".
Затем о готовности защитить "деловую репутацию" "Сидикома" заявил технический директор компании Андрей Кудрявцев. Иск, в котором фирма потребовала опровергнуть вывод журналистов о факте "картографического" плагиата, сведения о наличии в навигационных картах "ПроГорода" координат секретных объектов, а также данные о профессиональном интересе, проявленном специалистами ФАС к сомнительному продукту компании, был подан в Арбитражный суд Москвы. В свою очередь, выступив в качестве ответчика, InterRight представил на рассмотрение арбитража собранные журналистами доказательства.
Судебное расследование, как обычно бывает в таких случаях, длилось несколько месяцев. Его выводы были вполне предсказуемы. Тщательно изучив доводы сторон, судья Хохлов пришел к выводу о правомерности утверждений авторов журналистского расследования. Единственным пунктом искового заявления, с которым согласился суд, касалось взаимоотношений "Сидиком Навигации" и ФАС. И то потому, что у информационного агентства на руках были лишь копии, а не подлинники запросов Федеральной антимонопольной службы. Как отметил в своем решении судья, "…иск о защите деловой репутации может быть удовлетворен, если установлено, что, во-первых, имел место факт распространения сведений в отношении истца, во-вторых, эти сведения не соответствуют действительности, носят порочащий характер, и носят характер утверждения. Требования истца под эти основания не подпадают".
То есть, вне всякого сомнения, информагентство распространяло сведения о незадачливых картографах "Сидикома". Но эти данные вполне соответствовали действительности.
Не исключено, что в ближайшее время компания попытается оспорить решение арбитража. Правда, для этого юристам "Сидикома" придется опровергнуть уже установленные судом факты. Подготовку фирма начала еще до вынесения нынешнего судебного вердикта. Для начала, "Сидиком" спешно убрал из Интернета ранее выложенные карты с "родовыми" признаками Google Earth и военными объектами. А чуть позже устами своего технического директора Андрея Кудрявцева компания заявила, что проверку карт на предмет нахождения на них секретных объектов делал Геонадзор России. Как именно эта уважаемая организация смогла визировать карты "ПроГорода" при заявленном компанией их ежемесячном обновлении, а также выдать разрешение на опубликование карт с объектами, указанными выше, и знает ли инспекция Геонадзора о значительных изменениях в картах "ПроГорода", Кудрявцев не уточнил. Наверное, для этого фирме опять пришлось нанимать студентов – копировщиков: ведь, по закону, даже малейшее изменение в карте влечет зав собой необходимость ее полной перепроверки….
Тем не менее, журналисты InterRight могут считать свой долг выполненным. Публикации информагентства уже заставили плагиаторов убрать со своих карт военные объекты, которыми могли бы заинтересоваться разного рода экстремисты. Кроме того, авторы расследования предупредили потребителей о рисках, связанных с использованием "студенческой" навигационной системы, сделанной на основе бесплатных карт в тиши офиса. Как справедливо отметил в одной из заметок "Сидикома" независимый эксперт Михаил Фадеев, «…российский рынок навигационных систем достаточно плотный, "игроки" этого рынка уже "толкаются локтями". И может быть, широкая огласка сомнительных методов "Сидикома" предостережет другие компании от соблазнов очевидной халтуры. В этом, наверное, рынку должны помочь контролирующие органы государства. И тут возникает резонный вопрос: почему ФАС, вопреки имеющейся у нас информации, так и не заинтересовалась деятельностью "Сидиком Навигации"?