Сегодня в мировой практике одним из наиболее значительных достижений в части разработки систем нового поколения по управлению движением стало направление создания интеллектуальных транспортных систем. Например, согласно национальному плану США по внедрению ИТС экономический эффект от внедрения таких систем до 2011 года превысит 20 миллиардов долларов. Прежде всего, эффект достигается за счет сокращения времени в пути на 13%, снижения на 15% случаев аварийности со смертельным исходом и экономии топлива на 13 %. В Европе главной целью внедрения ИТС является задача по снижению до 2010 года уровня аварийности на 50%.
В РФ созданное единое информационное пространство в совокупности с рядом систем навигации, таких как ГЛОНАСС/GPS и мониторинга, позволит обеспечить достижение одной из основных целей – создание опорной транспортной сети, на базе которой будет развернута сеть взаимоувязанных логистических центров. Это, в свою очередь, позволит повысить оперативность доставки грузов, увеличить пропускную способность транспортной сети, увязать и оптимизировать грузопотоки, эффективно использовать транспортные накладные и, в конечном счете, повысить транспортный потенциал России.
Создание единой ИТК-инфраструктуры транспортного комплекса особенно актуально для масштабной России, расположенной в 11 часовых поясах и обслуживаемой всеми видами транспорта. Сегодня, по экспертным оценкам, в 44 морских портах страны действует около 2 тыс. коммерческих предприятий; не меньше предприятий работает в 126 речных портах; около 250 авиакомпаний обслуживают 110 федеральных и около 400 региональных аэропортов. Кроме того, в России функционирует более 2 тыс. экспедиторских фирм, 10 тыс. агентов, 2,5 тыс. автопредприятий. Объединить всю эту многотысячную транспортную армию в одном информационном поле и научить играть по единым правилам – проблема архисложная, требующая многоуровневого подхода, от преодоления межведомственных барьеров до оптимизации форм перевозочных документов (которых сейчас великое множество). Будущее за компаниями федерального уровня с максимальным охватом регионов и созданием единой ИКТ инфраструктуры.
Большинство мировых производителей предоставляют дополнительные функции и сервисы с использованием своих телематических систем. Так: Mercedes Benz использует систему FleetBoard, Volvo - Dynafleet, Scania - Scania Fleet Management, DAF - DAF Telematic, MAN - MAN Telematic, Iveco – системы различных поставщиков.
В Дженерал Моторс услуги с использованием спутниковой навигации получают более 6 млн. клиентов. При этом, кроме навигации, дистанционной диагностики, оптимизации маршрутов, функций безопасности и др., клиентам предоставляются дополнительные услуги и сервисы в т.ч. в виде заказа гостиниц, авиабилетов, использования баз данных и т. п.
Scania представляет полный объем услуг по эффективному управлению парком и современные логистические решения.
На грузовых автомобилях фирмы MAN (Германия) переданная информация о ряде эксплуатационных характеристик, служит основанием для составления и корректировки графиков выполнения ТО, технических и ремонтных воздействий.
Ford устанавливает в грузовики мобильные офисы, где водитель видит информацию о ситуации на дорогах, и др. данные вплоть до расписаний киносеансов. У него есть возможность сравнить цены на топливо, к примеру, на четырех ближайших бензоколонках.
Фактически в мировом автопроме сложился стандартизированный комплекс оказания услуг по телематике.
Оборот российского рынка спутниковой навигации увеличивается на 70% в год и составляет 170 млн. USD. Мировой рынок GPS-навигаторов растет на 300% в год. Минимальный спрос в РФ на оборудование для автомобильной навигации (в т.ч. для легковых а/м) варьируется в пределах 500 – 600 тысяч единиц ежегодно.
За последние два года резко снизились стоимость трафика сотовых операторов (GPRS) – до 50-150 руб. в месяц и стоимость телематических услуг: с 2-3 т.р. до 200-500 руб. в месяц. Cтоимость телематического оборудования уменьшилась за три года с 30 тысяч рублей до 7-12 тыс. рублей и продолжает уменьшаться с темпом 1 т.р. в полугодие.
На российском рынке сотни фирм предлагают готовые решения «под ключ», однако из 5 млн. грузовиков в РФ, в настоящее время телематическими системами диспетчеризации оснащено не более 250 тыс. единиц. По оценкам экспертов, качественное и «сравнительно дешёвое» навигационное оборудование с чипами ГЛОНАСС/GPS появится не раньше 2010 года. До этого времени коммерческое использование ГЛОНАСС без господдержки неперспективно.