На сайте www.116auto.ru размещена статья Александра Данилова "ГЛОНАСС – альтернатива прогрессу". Ознакомиться с текстом публикации полностью можно по ссылке - http://116auto.ru/news/316552.html
Сорок два года понадобилось отечественным разработчикам системы глобального позиционирования ГЛОНАСС для того, чтобы отрапортовать о стопроцентной доступности навигационных сигналов на всей территории планеты. Это стало возможно после вывода на орбиту стразу трех навигационных спутников, которые пополнили «следящую группировку».
Достаточное количество спутников, которые обеспечивают ведение и навигацию приемников, – это, конечно, хорошо. Другое дело, что как ни крути, ГЛОНАСС – устаревшая (и физически, и морально) система. Поэтому заявления главы компании «Информационные спутниковые системы имени Решетнёва» Николая Тестоедова по поводу того, что российская ГЛОНАСС от американской GPS кардинально не отличается, несколько преждевременны. Это как предложение пересесть с современного автомобиля на колымагу с двигателем на пару.
Да, действительно, спутники летают на одинаковой высоте, в обеих системах задействовано по 24 аппарата, есть и орбитальный резерв. Однако давайте разберем, что значит «они предоставляют одинаковую услугу», как выразился Тестоедов в интервью телеканалу «Россия».
Заместитель руководителя Роскосмоса Анатолий Шилов не зря заострил внимание на том, что недавно в ГЛОНАСС существовало ограничение по точности на 30 метров, которое установили военные. Для чего это было нужно, непонятно. Однако, по словам Шилова, на днях вышел закон о навигационной деятельности, который снимает эти ограничения. «Поэтому наша задача – довести точность с 7,5 метра до 3 метров», – сказал он.
Заявление, конечно, позитивное, если не принимать в расчет тот факт, что американская система позиционирования GPS определяет координаты с точностью до 50 сантиметров. Да и стоит эта самая система гораздо дешевле, сигнал у неё не пропадает практически нигде, а весят GPS-приемники как флеш-карта, а не как кирпич.
«В Интернете есть в свободном доступе ресурсы, на которых элементарно видно, где какие спутники, как они работают, сколько времени и так далее, – говорит руководитель компании «Русслайн» Илья Юркевич. – Следует учесть ресурс работы электронных систем. У американских – 5-7 лет, у наших – 3-5. Кроме того, у них в резерве на орбите находятся восемь единиц спутников, а у нас только шесть. То есть вы понимаете, что часть спутников уже никуда никакие сигналы не передает, хотя и летают, не падают. Откуда возьмется точность?»
Как рассказал Илья Юркевич, ГЛОНАСС планируют оснастить весь коммерческий транспорт, автобусы, суда и тому подобную «движимость». При этом наши разработчики утверждают, что скоро добьются точности определения координат в 10 сантиметров. Кто знает, тот смеётся – пока что точнее 15 метров определиться ГЛОНАСС-навигатору не удалось. Спрашивается, кому он нужен, для чего так настойчиво наши чиновники продвигают устаревшую технологию?
«Это полностью государственная программа на государственные деньги, со всеми «вытекающими», – поясняет руководитель проекта «DorogaTV» Евгений Макаров. – Конечно, ни о какой конкуренции речи в данном случае идти не может. Скорее, сети будут дополнять друг друга. В Европе, в Китае, в других странах тоже существуют национальные проекты по созданию сети глобального позиционирования. Производители навигаторов это учитывают и внедряют в один приемник возможность отслеживания нескольких спутниковых систем. А вообще, все они системы двойного назначения, изначально военного, дополненного некоторыми возможностями работы с гражданскими лицами».
Бесплатными возможностями, заметьте. Везде, кроме нашей страны. Как нам стало известно, в проект развития ГЛОНАСС включена коммерческая составляющая. То есть счастливый обладатель тяжеленного, пожирающего ресурсы навигатора должен будет сначала заключить договор со структурой, предоставляющей сигналы спутников, заплатить энную сумму и потом уж при наличии положительного баланса на счету получить услугу. Интересно, кому это вообще придет в голову – при наличии бесплатной альтернативы?
Напоминаем читателям портала, что ГИС-Ассоциация не несет ответственности за неточности, допушенные авторами этого материала. В частности плата за сигнал ГЛОНАСС не взимается. GPS в режиме одной пользовательской станции без соответствующей наземной инфраструктуры не обеспечивает заявленную авторами точность. По поводу платности ГЛОНАСС, скорее можно говорить о тенденции с помощью нормативно-правового регулирования обязать потребителей заключать договора с создаваемыми под эгидой Роскосмоса региональными центрами диспетчеризации транспорта.