"РИА Новости": по итогам конкурсов на создание цифровых навигационных карт
Как передает "РИА Новости", Росреестр подвел итоги конкурсов на создание цифровых навигационных карт федеральных округов России. Во всех восьми конкурсах общей стоимостью более двух миллиардов рублей победили государственные предприятия и компании с частно-государственным партнерством.
Заместитель руководителя Росреестра Виктор Кислов рассказал, что проведенные конкурсы являются частью реализации ФЦП "ГЛОНАСС". Масштаб навигационных карт зависит от освоенности конкретной территории: в крупных городах это 1:10 000, на развитых территориях - 1:25 000 и 1:50 000 на всей остальной территории страны. По словам Кислова, исполнители контрактов, по сути, должны создать два продукта: готовые к использованию топографические карты и базовые навигационные карты, которые в дальнейшем могут быть использованы государственными или коммерческими предприятиями для создания на их основе готового продукта (например, программы для автонавигации). Государственные потребители получат бесплатный доступ к картам, коммерческим - придется заплатить.
"К концу 2011 года будут выполнены все программы по топографическим картам, и будет прорисована вся дорожная сеть навигационных карт, но на обработку последних уйдет еще некоторое время", - говорит Кислов.
Четыре конкурса на сумму около 1,2 миллиарда рублей выиграл концерн "РТИ Системы" - дочерняя структура АФК "Система", объединяющая ряд научно-производственных предприятий гражданского и военного сектора.
Как сообщила Ирина Шанина, руководитель департамента концерна по связям с общественностью, до сих пор "РТИ Системы" выполнял лишь отдельные проекты по созданию карт, а соответствующее подразделение было организовано в начале 2009 года. Проекты по заказу Росреестра концерн собирается реализовать не только своими силами, но и с помощью сторонних заказчиков.
Четыре оставшихся конкурса выиграли ФГУП "Государственный проектно-изыскательный институт земельно-кадастровых съемок", ФГУП "Уралаэрогеодезия", ООО "Научно-производственное аэрогеодезическое предприятие "Меридиан+".
Как пояснила Шанина, перед исполнителями работ стоят две основные задачи: актуализация существующих карт и адаптация их для массового потребителя. "Имеющиеся у государства карты не заточены под навигацию, мы должны решить эту проблему", - говорит Шанина.
Созданием навигационных карт России давно занимаются и коммерческие предприятия: в их числе как мировые поставщики картографической информации - компании NAVTEQ и Tele Atlas, - так и локальные игроки, например ЦНТ (торговая марка "Навител") и "Сидиком" (торговая марка "Прогород"). Ни одна из этих компаний не участвовала в конкурсах Росреестра.
"Непонятно, кому будут принадлежать авторские права на созданный продукт. На наш взгляд, государство могло бы объявить конкурс не на создание, а на поставку навигационных карт - тогда мы бы участвовали, - говорит руководитель российского представительства NAVTEQ Павел Козлов. - Мы могли бы выступить в роли поставщика подобных карт, это было бы намного дешевле, чем создавать их с нуля".
Заместитель руководителя Росреестра, впрочем, видит NAVTEQ в роли не потенциального поставщика необходимых государству базовых карт, а скорее, их потребителя. "NAVTEQ и Tele Atlas в качестве основы своей продукции используют наши старые карты. Выпустим новые - перейдут на них", - говорит Кислов.
Александр Буянов, коммерческий директор компании "Сидиком Навигация", поясняет неучастие в тендере следующим образом: "Одним из требований были достаточно большие суммы залогов (десятки миллионов рублей), а в тот момент мы не могли заморозить такой объем средств на время проведения тендера. Вторым важным условием был опыт создания номенклатурных листов цифровых топографических карт, а по нашей технологии топографические карты просто не требуются".
По мнению Буянова, для того, чтобы коммерческие компании шире принимали участие в госпроектах, необходимо внедрить единые прозрачные правила для участников рынка и наладить контроль за их соблюдением. "Сейчас правила игры на этом рынке описаны различными инструкциями, ГОСТами, ОСТами, РТМами, которые не соответствует реалиям сегодняшнего дня", - говорит Буянов.
Еще один представитель навигационного рынка - директор по маркетингу ЗАО "ЦНТ" Марина Кузнецова - считает неучастие коммерческих компаний в конкурсе вполне логичным: "Для коммерческой компании это слишком масштабная задача, есть большой риск с ней не справиться. Речь ведь идет о картировании грандиозных территорий".